Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, методов бюджетного планирования и прогнозирования, а также роль в организации бюджетного процесса.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность бюджетного планирования и прогнозирования;
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение……………………………………..…………………………………....3
Глава I. Экономическая сущность и содержание бюджетного планирования прогнозирования………………………………………….….5
1.1. Основные аспекты планирования прогнозирования……………...5
1.2. Сущность бюджетного планирования и прогнозирования…….…6
Глава II. Развитие методологии бюджетного планирования и прогнозирования……………………………………………………………….10
2.1 Научные основы финансового прогнозирования и планирования………………………………………………………………….…10
2.2 Методы бюджетного планирования…………………………….....13
2.3 Методы бюджетного прогнозирования…………………………....22
Глава III. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ……………………………………………………..…26
3.1 Пути совершенствования бюджетного прогнозирования и планирования………………………………………………………………….…26
Заключение……………………………………………………………………...31
Список используемых источников…………

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     В действующей практике нормы и  нормативы определяются различными методами. Наиболее совершенным является расчетно-аналитический метод, который  предполагает определение норм и  нормативов на основе технико-экономических расчетов. Для этого используются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные данным методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными. В тех случаях, когда нет возможности применения расчетно-аналитического метода, нормы и нормативы определяются на основе отчетно-статистических данных за прошлый период или опытным путем — на основе опытов и экспериментальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства.

     Для повышения научного уровня и качества разработки норм и нормативов необходимо совершенствовать нормирование, организацию  и технологию подготовки норм и нормативов.11

     Балансовый  метод

     С помощью балансового метода реализуется  принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

     Балансовый  метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая  ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

     В системе прогнозных и плановых балансов одно из центральных мест занимают материальные балансы. С их помощью  увязываются производство и потребление  конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Они широко используются для установления межотраслевых пропорций.

     Разработка  баланса начинается с определения  потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов. Ресурсная часть баланса формируется после определения потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Заключительным этапом разработки баланса является процесс увязки потребностей с ресурсами.

     Совершенствование балансового метода осуществляется по следующим направлениям: совершенствование  методики разработки балансов, особенно межотраслевого; использование ЭВМ  для осуществления балансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозных и плановых балансов .

     Программно-целевой  метод

     По  сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение  он получил только в последние годы, хотя был известен давно.

     ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана  начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

     Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

     ПЦМ применяется при разработке целевых  комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, социальных, производственных, организационно-хозяйственных  и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

     Разработка  целевых комплексных программ осуществляется по этапам.

     -  На первом этапе формируется  перечень важнейших проблем, из  которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.

     -  На втором этапе выдается задание  на разработку программы для  решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы,  лимиты ресурсов, участники и  сроки реализации программы. На  этом этапе конкретизируются  параметры, характеризующие цели  программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

     -  На третьем этапе разрабатываются  задания и мероприятия, необходимые  для успешной реализации программы.  Состав основных заданий программы  устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.

     -  Четвертый этап предполагает  расчет основных показателей  и ресурсного обеспечения программы.  Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

     -  Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием  программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.12

     По  содержанию целевые комплексные  программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно-экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические. Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экономический, социальный и экологический). Перечень научно-технических программ формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики. Производственно-экономические программы предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств. Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач. Экологические программы представляют собой комплекс мероприятий природоохранного и природо-преобразующего характера. Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой.

     Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение  приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических  возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.

     Программы должны увязываться по ресурсам, исполнителям и во времени. Как правило, они  носят рекомендательный характер. Отдельные  программы по решению важнейших  научно-технических проблем могут  утверждаться. Реализация программ обеспечивается через экономическую программу правительства, планы-прогнозы на год. Бюджетирование, ориентированное на результат

     Бюджетирование, ориентированное на результат –  система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

     В теории управления по целям и результатам  БОР считается самым сложным  способом использования информации о целях и результатах, поскольку включает в себя всю совокупность способов использования данной информации для принятия управленческих решений.

     В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

     Бюджетное планирование, ориентированное на результат, обеспечивает непрерывный кругооборот  «планирование – выпуск – результат - планирование» (Приложение 1).

     Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:

     1. Приближение бюджетной классификации  Российской Федерации к требованиям  международных стандартов, введение  интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

     2. Упорядочение процедур составления  и рассмотрения бюджета, через  аналитическое разделение действующих  и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.

     3. Включение в перспективный финансовый  план ежегодно смещаемого на  год вперед распределения ассигнований  между субъектами бюджетного  планирования на трехлетний период.

     4. Введение в практику бюджетного  процесса формирования ведомственных  целевых программ, в рамки которых  должна быть включена значительная  часть бюджетных расходов, осуществляемых  по сметному принципу.

     5. Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

     6. Расширение сферы применения  механизмов поддержки отобранных  на конкурсной основе региональных  и муниципальных программ бюджетных  реформ.

     Таким образом, к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа, индексный, балансовый, нормативный, программно-целевой, бюджетирование, ориентированное на результат. 

     2.3 Методы бюджетного прогнозирования 

     Бюджетное прогнозирование - обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний.

     Под методами прогнозирования следует  понимать совокупность приемов и  способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

     К методам бюджетного прогнозирования  можно отнести:

     -  метод экспертных оценок;

     -  метод экстраполяции;

     -  метод исторических аналогий.

     Методы  экспертных оценок

     Сущность  методов экспертных оценок заключается  в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

     Индивидуальные  экспертные оценки основаны на использовании  мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили методы интервью, аналитический, написания сценария.

     Метод интервью предполагает беседу прогнозиста  с экспертом по схеме вопрос - ответ, в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта.

Информация о работе Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса