Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Введение
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
Общие черты несовершенной конкуренции
Абсолютная (чистая) монополия
Виды абсолютной монополии
Определение цены и объема производства
Показатели монопольной власти
Ценовая дискриминация
Олигополия
Модели поведения фирм в условиях олигополии
Модель Курно
Олигополия с точки зрения теории игр
Монополистическая конкуренция
Определение цены и объема производства
Неценовая конкуренция. Реклама
Глава 2. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
2.2.1 Ограничительные меры
2.2.2 Контроль над усилением экономической концентрации
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
2.2.4 Реестр как инструмент антимонопольного контроля
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
Глава 2. Антимонопольная политика в России
2.1 Особенности российского монополизма
2.2 Методы антимонопольной политики
2.2.1 Ограничительные меры
2.2.2
Контроль над усилением
2.2.3 Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию
2.2.4
Реестр как инструмент
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.
В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля над ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности.
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях.
В экономической теории конкуренция подразделяется на совершенную и несовершенную. В действительности же совершенной конкуренции не существует, тот или иной тип рынка может быть лишь приближен к ней. Поэтому в своей работе я буду рассказывать о функционировании рынка несовершенной конкуренции.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития России формируется новая стратегия поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Целью
моей работы является рассмотрение
общих аспектов несовершенной конкуренции,
ее видов и следствий.
Глава 1. Несовершенная конкуренция и её виды
Конкуренция, в широком понимании этого слова, – экономическое соперничество за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.
В экономической теории конкуренция делится на совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция – рынок с большим числом независимых продавцов и покупателей однородного товара (услуги) и возможностью для покупателей и продавцов свободно входить в отрасль и на рынок и покидать их.
Условия совершенной конкуренции:
Совершенная конкуренция является идеалом, теоретической абстракцией, т.е. в действительности она не существует. Лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Совершенная конкуренция дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.
Если не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, говорят о несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.
Крайним случаем несовершенной конкуренции является абсолютная (чистая) монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает частью монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.
Кроме основных видов, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене. Такая ситуация характерна для рынка военной промышленности, продукцию которой закупает исключительно государство. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.
Перейдем
к характеристике основных видов
несовершенной конкуренции.
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единственный производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Монополия (от греч. «monos» – один, «poleo» – продаю) – рынок, на котором существует лишь одна фирма-продавец, предлагающая уникальный товар, не имеющий близких заменителей.
Рынок
оказывается
Фирма
– абсолютный монополист обладает значительной
властью на рынке: изменяя цену, она контролирует
объем продаж. Ограничителем для нее выступает
только общий спрос, который при больших
значениях цены становится достаточно
эластичным.
1.2.1 Виды абсолютной монополии
Выделяют два вида абсолютных монополий – искусственную и естественную. Искусственная монополия в свою очередь делится на:
1) административную – прямой государственный запрет на отдельные виды деятельности, например, производство оружия, ядохимикатов, наркотиков, взрывчатых веществ. Административная монополия может быть также обусловлена необходимостью контроля за отрицательными внешними эффектами от некоторых видов предпринимательской деятельности и их территориальной концентрации (свалка, кладбище);
2) технологическую – монополия, связанная с владением патентом на изобретение или технологию. Технологическая монополия неустойчива, она может разрушаться за счет технологических нововведений. Примером такого разрушения технологической монополии АТС стало появление альтернативных средств связи (сотовая, пейджинговая связь, Интернет).
Естественная монополия также существует в двух видах:
1) она может быть естественной по происхождению, когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма. Примером является известная южноафриканская компания Де Бирс, сосредоточившая более 90% обработки и продажи натуральных алмазов;
2) она может быть исторически обусловленной, то есть происходить от абсолютной государственной собственности на какой-либо ресурс. Примером являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения в России. Правда, естественная монополия этих гигантов также связана с естественными причинами – сетевым характером доставки блага и положительным эффектом масштаба.
Естественная
монополия, как правило, требует
гораздо больших усилий для завладения
рынком, нежели для его удержания.
1.2.2 Определение цены и объема производства
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, если в условиях совершенной конкуренции P = МR, то на монополизированном рынке P > МR.