Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:24, контрольная работа
Правовые способы повышения эффективности бюджетного законодательства Российской Федерации
1. Правовые способы повышения эффективности бюджетного зако¬нодательства Российской Федерации………………………………………………3
2. Принципы распределения расходов между бюджетами………………….13
Список использованных источников ……………………………………………..17
8) обеспечение формирования и ведения федеральной адресной инвестиционной программы, содержащей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов с интеграцией информации из ФАИП с реестром расходных обязательств;
9) установление Правительством Российской Федерации среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям деятельности Правительства (государственным программам), создающих условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей и, при необходимости, реструктуризации по инициативе соответствующих ведомств (администраторов программ) расходов;
10) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности ведомств за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
11) оптимизация числа налоговых льгот с возможностью их сохранения (введения) на определенный срок в рамках соответствующих государственных программ с регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программой целей;
12) установление ограничений по инициированию законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;
13) совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения федерального бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.
Аналогичные меры должны быть реализованы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
При этом на федеральном уровне должны быть созданы необходимые предпосылки для стабильности региональных бюджетов, прежде всего путем стабилизации доходной базы региональных и местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по ее наращиванию.
Для этого, в частности, предлагается реализовать следующие меры:
1) поэтапно сократить (вплоть до полной отмены и законодательного запрета на введение) льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральными законами;
2) усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в региональные и (или) местные бюджеты по месту их формирования, а также снизить негативные эффекты использования трансфертного ценообразования с целью недопущения перемещения налоговой базы между регионами;
3) повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость;
4) обеспечить доступность для финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в региональные и местные бюджеты;
5) стабилизировать методику и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, в том числе – с утверждением указанных дотаций на трехлетний период, а также перевести налоговые доходы, распределяемые по дифференцированным нормативам или долям, в межбюджетные трансферты;
6) повысить долю межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, распределение которых утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, сократив объемы предоставления дотаций на сбалансированность и бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации;
7) создать механизм поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, основанный на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов;
8) разработать методические рекомендации (типовые методики) по экономическому прогнозированию, а также прогнозированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
9) усовершенствовать порядок взимания акцизов, распределяемых по дифференцированным нормативам, постепенно увеличивая поступление доходов от уплаты соответствующих акцизов по месту реализации подакцизных товаров;
10) создать инструменты сбережения конъюнктурных доходов субъектов Российской Федерации аналогично имеющимся на федеральном уровне;
11) повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
12) расширить права регионов по установлению по единым принципам для отдельных типов муниципальных образований нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также закрепить нормативы отчислений от единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за местными бюджетами.[3]
Разработка мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов всех уровней бюджетной системы должна исходить из принципа единства стратегии и бюджетного планирования, что должно обеспечить в полной мере переход к бюджетированию, ориентированному на результат и модернизацию экономики страны.
2. Принципы распределения расходов между бюджетами
Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью государственных или муниципальных расходов. Категорию «расходы бюджета» можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном, экономическом и юридическом.
В материальном аспекте расходы бюджета определяются БК РФ как «выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета» (ст. 6).[4]
В экономическом аспекте расходы бюджета проявляются через отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований по различным направлениям. В свою очередь, эти отношения проявляются через конкретные виды бюджетных расходов, многообразие которых обусловлено различными факторами: природой и функциями государства и местного самоуправления, уровнем социально-экономического развития страны, методами бюджетного регулирования, территориальным устройством государства и т. п.[5]
Юридический аспект бюджетных расходов обусловлен тем, что они являются составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поэтому несут в себе все общие особенности финансовой деятельности государства и имеют отличительные особенности, свойственные процессу использования государственных (муниципальных) централизованных денежных фондов.
Таким образом, расходы бюджетов - это публичные, не создающие и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований).
Расходы бюджетов осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
принцип федерализма. Основу этого принципа составляет законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ, так как именно разграничение компетенции определяет объем расходной ответственности каждого уровня власти и объем по финансированию тех или иных расходов со стороны соответствующего бюджета;
принцип приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов. Он является одним из основных критериев в разграничении публичных и частных финансов. Финансирование государственной деятельности зависит от сферы охватываемых публичных расходов, которые являются первостепенными и необходимыми для общества в целом. Приоритетность тех или иных потребностей государство устанавливает, исходя из экономической политики и имеющихся бюджетных ресурсов. Определяя приоритетность бюджетных расходов, государство регламентирует в законодательном порядке процесс их удовлетворения;
принцип целевого направления средств. Бюджетные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах;
принцип безвозвратности (как правило) расходования государственных и муниципальных бюджетных ресурсов. Это означает, что средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не подлежат возмещению. Однако безвозвратность государственных ресурсов не означает бесцельное и бесконтрольное их использование, поэтому данный принцип должен органически входить в систему целей и задач финансовой деятельности государства. Исключением можно считать предоставление бюджетных кредитов;
принцип соблюдения режима экономии. Наличие этого принципа способствует достижению наибольшей эффективности в процессе осуществления государственных бюджетных расходов.
принцип максимальной эффективности использования бюджетных средств. Он означает финансовое обеспечение публичных интересов при минимальных затратах;
принцип осуществления бюджетного контроля в целях обеспечения соблюдения финансовой дисциплины;
принцип единства порядка использования расходов бюджетов. Независимо от доходных источников все государственные и муниципальные бюджетные расходы имеют единые принципы их использования, т. е. распределение на основе социально- экономических государственных программ, утвержденных в законодательном порядке. Этот принцип определяет реальность расходов бюджетной сферы;
принцип законности осуществления государственных и муниципальных бюджетных расходов. Этот принцип устанавливает, что расходы бюджета производятся на основе действующего законодательства и в течение определенного периода. Обязательным условием выделения бюджетных денежных средств является включение их в соответствующий бюджет.
Основой разграничения бюджетных расходов является распределение компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, что в конечном итоге определяет соотношение объемов доходных и расходных частей каждого бюджета в бюджетной системе.
Распределяются расходные полномочия между бюджетами на основе:
соответствия состава расходов компетенции органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления (по принадлежности);
учета подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
учета значения определенных мероприятий, предприятий, организаций, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в бюджет другого уровня;
самостоятельности субъектов бюджетного права в определении направлений и состава расходов своих бюджетов. Следует обратить внимание, что самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований ограничивается рамками Конституции РФ и федеральным законодательством, поэтому бюджетные нормативные акты субъектов РФ или муниципального образования не должны содержать расходных статей, финансирование которых не входит в компетенцию субъекта РФ или местного самоуправления.
Конечная цель распределения расходных функций состоит в закреплении за каждым уровнем власти тех расходных полномочий, которые будут надлежащим образом выполняться.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ 03.12. 2011 № 378-ФЗ) // Российская газета. – 1998. - №153-154.
2. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г. : распоряжение Правительства РФ от от 08.08.2009 № 1123-р // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №33. –ст. 4129.
3. Проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
4. Крохина, Ю.А.Финансовое право России / Ю.А. Крохина. – М. : Норма, 2011.
5. Преображенский, Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации / Б. Г. Преображенский // Журнал российского права. – 2002. - №2.
[1] Преображенский, Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации / Б. Г. Преображенский // Журнал российского права. – 2002. - №2.
[2] Проект Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
[3] Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г. : распоряжение Правительства РФ от от 08.08.2009 № 1123-р // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №33. –ст. 4129.
[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ 03.12.2011 № 378-ФЗ) // Российская газета. – 1998. - №153-154.
[5] Крохина, Ю.А.Финансовое право России/ Ю.А. Крохина. – М. : Норма, 2011. С. 276.