Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 21:11, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение видов финансового контроля, их особенностей и значения для финансовой деятельности нашего государства.
Поставленные цели решаются путем осуществления комплекса взаимосвязанных задач, в числе которых:
определение понятия «финансовый контроль»;
изучение истории развития финансового контроля в России;
рассмотреть классификацию финансового контроля;
Введение……………………………………………………………………….. 2
Общая характеристика финансового контроля в РФ
История развития финансового контроля в России……………….. 4
Понятие финансового контроля…………………………………….. 7
Классификация финансового контроля……………………………..10
Государственный финансовый контроль……………………………..14
Негосударственный финансовый контроль…………………………..26
Актуальные проблемы обеспечения единства системы
финансового контроля и пути ее совершенствования в РФ………….30
Заключение……………………………………………………………………..32
Задача…………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………....35
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к
ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Контроль со стороны специализированных государственных структур
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340 было утверждено Положение о Государственной налоговой службе РФ11, которым предусматривалось, что органы этой службы составляют самостоятельную единую централизованную систему контроля над соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года12 Министерство по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в
субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение
хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:
Для
осуществления финансового
Основные задачи и функции этой службы были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 г.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 33013, Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), и находится в ведении Министерства финансов РФ. Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно- кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж, создание банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.
Служба
по валютному и экспортному
Исходя
из вышесказанного, можно сделать
вывод, что государственный финансовый
контроль — это система действий государственных
контрольных органов, функциональными
обязанностями которых является выявление
нарушений в процессе управления государственными
финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов,
а так же разработка превентивных мероприятий
по их предотвращению, тем самым обеспечивая
законность и эффективность использования
государственных финансовых ресурсов
и государственной собственности.
III. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
К негосударственному финансовому контролю относят такие виды контроля:
Контроль финансово-кредитных органов - это денежный контроль за финансовой, и хозяйственной деятельностью, осуществляемой коммерческими банками в ходе банковских операций по кредитованию, финансированию и расчетному обслуживанию.
Способы
банковского контроля: предварительный
и текущий контроль в ходе проведения
денежных операций через проверку представленных
документов, устанавливающий право
на получение ссуды, проведение платежей
ссудных счетов. При оформлении документов
банк проверяет наличие у
Банковский контроль в
Внутрихозяйственный контроль
Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией предприятия, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта.
Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Его полномочия состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств.
Функции главного бухгалтера: формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; обеспечение соответствия законодательству всех осуществляемых предприятием или учреждением хозяйственных операций; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением финансовых обязательств.
Аудиторский контроль
Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит - это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.