Одним из принципов аудиторской
деятельности является принцип конфиденциальности
или соблюдения аудиторской тайны.
Данный принцип означает закрепление
в действующем законодательстве
конфиденциальной информации, составляющей
аудиторскую тайну, права владельца
на сохранение в тайне от кого бы
то ни было и неразглашение таких
сведений; обязанность аудиторов, в
том числе индивидуальных аудиторов, аудиторских
организаций, уполномоченного федерального
органа исполнительной власти (Минфина
РФ) в полной мере обеспечить сохранность
сведений, составляющих аудиторскую тайну,
а так же ответственность за их разглашение.
В соответствии с законом «Об аудите»,
аудиторскую тайну составляют любые сведения
и документы, полученные и (или) составленные
аудиторской организацией и ее работниками,
а так же индивидуальным аудитором и работниками,
с которыми им заключены трудовые договоры
при оказании услуг, предусмотренных законом
об аудите, за исключением:
- Сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
- Сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении аудита;
- Сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
Несоблюдение аудиторами
принципа конфиденциальности является
нарушением не только договорных отношений
с клиентом, но и действующего законодательства
и влечет применение к ним соответствующих
мер ответственности, предусмотренных
гражданским, административным, уголовным
законодательством. Так, в соответствии
с УК РФ, незаконное получение и
разглашение сведений, составляющих
коммерческую, налоговую или банковскую
тайну.
Принцип государственного регулирования,
который является не менее важным
для правильного понимания особенностей
правового регулирования отношений
в области аудита. Необходимость
государственного регулирования аудита
вызвана важностью этой деятельности
для государства и общества в
целом, поскольку пользователями информации
о достоверности финансовой бухгалтерской
отчетности какого-либо экономического
субъекта является широкий круг лиц,
а именно юридические и физические
лица, органы государственной власти
и управления, органы местного самоуправления,
органы суда и т.д. Воздействие государства
на рыночные отношения имеет значение
и тогда, когда на аудиторском рынке уже
действует достаточное количество профессиональных
субъектов, т.е. государством обеспечивается
необходимый баланс между публичным интересом
и интересами частных предпринимателей
(аудиторов). Государственное регулирование
выражается в принятии федеральными органами
государственной власти законодательных
актов, устанавливающих правовые основы
аудиторской деятельности в осуществлении
уполномоченным федеральным исполнительным
органом функций по изданию подзаконных
нормативных актов, регулирующих отношения
по поводу осуществления аудита, организации
разработки федеральных правил (стандартов)
аудиторской деятельности, организации
системы аттестации, обучения, повышения
квалификации аудиторов, саморегулирования
аудиторской деятельности, надзора за
деятельностью аудиторов и т.д.
Этические принципы. Закрепленные
в законы принципы аудиторской деятельности
дополняются принципа этического свойства,
сформулированными в правилах стандартах
аудиторской деятельности и кодексе
этики аудиторов России. В соответствии
с законом «Об аудите», каждая
из саморегулируемых организаций аудиторов
принимает одобренный советом об
аудиторской деятельности (при Минфине
РФ) кодекс профессиональной этики
аудиторов. Саморегулируемая организация
аудиторов вправе включить в принимаемый
ею кодекс дополнительные требования.
Кодекс профессиональной этики аудиторов
– свод правил поведения обязательных
для соблюдения аудиторскими организациями,
аудиторами при осуществлении ими
аудиторской деятельности. В правилах
стандартах аудиторской деятельности
указано, что основные профессиональные
этические принципы, связанные с аудиторской
деятельностью, это независимость, честность,
объективность, профессиональная компетентность,
добросовестность, конфиденциальность,
профессиональное поведение. В кодекс
этики аудиторской деятельности (2003
год) в качестве фундаментальных принципов,
которыми должны руководствоваться аудиторы
для достижения своих профессиональных
целей включены честность, независимость,
объективность, как недопустимость предубеждений,
пристрастий, конфликта интересов, других
факторов при формировании мнения о финансовой
отчетности; профессиональная компетентность
и должная тщательность, что означает,
что аудитор предоставляет профессиональные
услуги с должной тщательностью, компетентностью
и старанием, в его обязанности входит
постоянное поддержание профессиональных
знаний и навыков на высоком уровне с тем,
чтобы аудируемые организации или работодатели
могли пользоваться преимуществами компетентных
профессиональных услуг, основанных на
новейших разработках в области практики
законодательства и технологий. Кодекс
этики упоминает и конфиденциальность,
т.е. аудитор должен соблюдать конфиденциальность
информации, полученной в процессе предоставления
профессиональных услуг, и не должен
использовать или раскрывать такую информацию
без надлежащих и конкретных на то полномочий,
за исключением случаев, когда раскрытие
такой информации продиктовано его профессиональными
или юридическими правами или обязанностями.
Профессиональное поведение аудитора
должно быть таким, чтобы поддержать хорошую
репутацию профессии, т.е. аудитор должен
воздержаться от какого-либо поведения,
которое могло бы его дискредитировать.
Аудитор, аудиторская организация обязаны
соблюдать профессиональные этические
принципы и использовать их в качестве
основы для принятия любых решений профессионального
характера.
Аудит в системе
финансового контроля.
Аудит выступает формой независимого
финансового контроля. В соответствии
с законом «Об аудите», аудиторская
деятельность не подменяет контроля
достоверности бухгалтерской финансовой
отчетности, осуществляемого в соответствии
с законодательством РФ уполномоченными
государственными органами и органами
местного самоуправления. Таким образом,
закон «Об аудите» определяет
его место в системе государственного
контроля. Государственный финансовый
контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью экономических субъектов
осуществляется в соответствии с
законодательством РФ уполномоченными
органами государственной власти. К
таким органами относятся: счетная
палата, находящаяся в ведении
Минфина РФ федеральная налоговая
служба, федеральная служба страхового
надзора, федеральная служба финансово-бюджетного
надзора, федеральное казначейство,
входящее в структуру Министерства
экономического развития федеральная
таможенная служба, а так же ЦБ РФ,
иные органы и их территориальные
подразделения. Счетная палата РФ является
постоянно действующим органом
государственного финансового контроля
образуемым Федеральным собранием
РФ и подотчетным ему. В рамках
задач, определенных действующим законодательством,
счетная палата обладает организационной
и функциональной независимостью. Задачами
счетной палаты являются: организация
и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов по
объемам, структуре и целевому назначению
и другие задачи. В процессе реализации
своих задач счетная палата осуществляет
контроль-ревизионную, экспертно-аналитическую,
информационную и иные виды деятельности,
обеспечивает единую систему контроля
за исполнением федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, экспертизу проектов федерального
бюджета, законов и иных НПА, международных
оговоров РФ, федеральных программ и иных
документов, затрагивающих вопросы финансов
РФ и т.д. Счетная палата осуществляет
контроль за деятельностью ЦБ РФ, его структурных
подразделений, других банков и кредитных
организаций в части обслуживания ими
федерального бюджета; деятельность ЦБ
РФ по обслуживанию государственного
долга РФ. Она осуществляет проверки финансово-хозяйственной
деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений
и учреждений в соответствии с решениями
Госдумы, принимаемыми на основании предложений
национального банковского совета.
Правовыми формами воздействия
на нарушителей, выявленных в ходе проведения
конкретных мероприятий, являются представления
и предписания счетной палаты.
ФНС осуществляет контроль и надзор
за соблюдением законодательства РФ
о налогах и сборах, а так
же принятых в соответствии с ним
нормативных-правовых актов, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения налогов и сборов, а в
случаях, предусмотренных законодательством
РФ, за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет иных обязательных платежей, проведением
валютных операций резидентами и
нерезидентами, не являющимися кредитными
организациями и т.д.
ФНС вправе применять меры
ограниченного предупредительного
и профилактического характера,
а так же санкции, направленные на
недопущение и (или) ликвидацию последствий,
вызванных нарушением физическими
и юридическими лицами обязательных
требований в установленной сфере
детальности с целью пресечения
фактов нарушения законодательства
РФ.
Счетная палата, федеральные
службы, находящиеся в ведении
Минфина РФ, ЦБ РФ защищают, прежде всего,
интересы РФ, ее субъектов и органов
местного самоуправления. Аудит, как
форма независимого контроля, может
охватывать все экономические субъекты
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, а так
же ведомственной принадлежности.
Цель аудита и других видов
финансового контроля схожи. Так
целью налоговой проверки хозяйствующих
субъектов является соблюдение налогового
законодательства: правильное исчисление,
полнота и своевременность внесения
налогов и других обязательных платежей
в соответствующие бюджеты и
государственные внебюджетные фонды.
Основная цель банковского регулирования
и надзора, осуществляемого ЦБ РФ,
- развитие и укрепление банковской
системы РФ, защита интересов вкладчиков
и кредиторов. Цель аудита – это
выражение мнения о достоверности
финансовой бухгалтерской отчетности
аудируемого лица. Аудиторская проверка
по общему правилу проводится на основе
гражданско-правового договора, заключаемого
между аудитором и клиентом (аудируемым
лицом) и регулируется гражданским законодательством,
если иное не предусмотрено законодательством
об аудите, и носит возмездный характер.
Другие формы финансового контроля осуществляются
уполномоченными на то органами на основании
принадлежащих им властных полномочий
и не носят коммерческого характера. Деятельность
субъектов по проведению аудиторских
проверок является предпринимательской
и осуществляется в частном интересе.
При этом пользователями аудиторского
заключения является широкий круг лиц
и это не только граждане и юридические
лица, но так же должностные лица государственных
органов. Деятельность органов государственного
контроля не является предпринимательской
и она осуществляется в публичном интересе.
Один из основных принципов аудита является
его независимость, которая выражается
в отсутствии у аудитора при формировании
его мнения какой-либо заинтересованности
в делах проверяемого лица, а так же в отсутствии
зависимости от третьих лиц. Действующее
законодательство устанавливает ряд мер,
которые обеспечивают независимость аудиторской
проверки (например, аудиторская организация
самостоятельна в выборе методов и процедур
при проведении проверки). Основным
методом финансового контроля является
ревизия, позволяющая глубоко и полно
обследовать финансово-хозяйственную
деятельность организации, и, в зависимости
от полноты охвата подконтрольного объекта,
бывает сплошной, охватывающий деятельность
предприятия за определенный период; выборочной,
когда проверяются отдельные стороны
финансовой хозяйственной деятельности;
документальной, в ходе которой проверяются
денежные документы; фактической, которая
заключается в проведении сверки документов
с наличием денег и материальных ценностей.
Аудиторская проверка имеет
много общего с ревизией. Так при
проведении аудита применяются специальные
приемы документального и фактического
ревизионного контроля, методики ревизии
отдельных объектов учета, и наоборот,
при проведении ревизий с определенными
оговорками могут быть использованы
нормы и стандарты аудита. В
отличии от аудита ревизия проводится
с целью выявления недостатков,
их устранения, наказания виновных,
направлена на сохранность активов,
а так же на пресечение и профилактику
злоупотреблений. Практическими задачами
аудита являются оказание помощи в
улучшении финансового положения
клиентов, привлечение инвесторов,
кредиторов, консультирование клиентов.
Субъекты аудиторской
деятельности.
Субъектами аудиторской
детальности являются носители прав
и обязанностей в области ее осуществления
и регулирования. В соответствии
с законом «Об аудите», субъектами
аудиторской деятельности являются
следующие лица:
- Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;
- Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;
- Саморегулируемые организации аудиторов;
- Аудитор;
- Аудиторская организация;
- Аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг;
- Иные лица.
Функции федерального органа
государственного регулирования аудиторской
деятельности осуществляет уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти,
определяемый правительством РФ (в настоящее
время Минфин РФ). В целях учета мнения
профессиональных участников рынка аудиторской
деятельности при уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти создается
Совет по аудиторской деятельности.
Органы исполнительной власти, на которые
возложены функции государственного регулирования
аудиторской деятельности, как известно,
не выступают в качестве субъектов хозяйственной
деятельности, т.е. они выступают как субъекты,
организующие аудиторскую деятельность.
Такие отношения имеют публично-правовой
характер и к ним не применяются нормы
гражданского законодательства. Правила,
определяющие эти отношения, содержаться
в законе «Об аудите» и других НПА (например,
правилах стандартах аудиторской деятельности).
Осуществлением аудиторских
проверок и оказанием сопутствующих
аудиту услуг профессионально занимаются
аудиторы. Аудитором признается физическое
лицо, получившее квалификационный аттестат
аудитора и являющийся членом одной
из саморегулируемых организаций аудиторов.
Закон «Об аудите» предъявляет
высокие требования к профессиональной
подготовке аудитора. Претенденты на
получение квалификационного аттестата
аудитора должны иметь ко дню объявления
результатов квалификационного
экзамена стаж работы, связанной с
осуществлением аудиторской деятельности,
либо ведением бухгалтерского учета
и составлением бухгалтерской финансовой
отчетности не менее 3 лет. Не менее 2 лет
из последних 3 данного стажа работы
должны приходится на работу в аудиторской
организации. Претенденты должны пройти
аттестацию, сдав экзамен по единой
программе. К аттестации не допускаются
лица, осужденные приговором суда с
применением наказания в виде
лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью в сфере финансово-экономических
отношений в период отбывания ими наказания
и в последующий период до погашения (снятия)
судимости в установленном законом порядке.
Квалификационный аттестат аудитору выдается
без ограничения срока его действия, однако,
каждый аудитор ежегодно обязан проходить
обучение по программам повышения квалификации,
утвержденным уполномоченным федеральным
органом. Квалификационный аттестат аудитора
выдается саморегулируемой организацией
аудиторов. В качестве аудитора могут
выступать следующие лица: