Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:05, лекция
Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством аудируемого лица (экономического субъекта) основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
Аудиторские службы являются внутрихозяйственным субъектом юридического лица, правовое положение которого определяется локальными актами, которые принимаются с одним юридическим лицом. В некоторых случаях в целях защиты интересов вкладчиков, инвесторов, клиентов нормативными актами предписывается создание аудиторской службы. Отношения при внутреннем аудите являются вертикальными отношениями, возникающими между подразделением юридического лица и юридическим лицом в целом. Отношения, связанные с проведением внешнего аудита, являются отношениями горизонтальными и строятся на основе гражданско-правового договора, который заключается между аудиторской организацией и аудируемым лицом. Отношения внутреннего аудита не обладают признаком независимости, на котором настаивает законодатель и именно внешний аудит характеризуется, как независимая и в организационном и в имущественном плане проверка. Более того отношения при внутреннем аудите никак нельзя отнести к предпринимательской деятельности, каковыми являются отношения по поводу внешнего аудита, осуществляемого на коммерческой основе. Практика аудита свидетельствует о тесном взаимодействии служб внутреннего аудита и внешнего аудита. Это проявляется, главным образом, в предоставлении результатов собственных проверок внутренними аудиторами аудиторским организациям при проведении проверок, что уменьшает объем работы этих организаций и, следовательно, стоимость аудиторских услуг. Взаимодействие с аудиторскими службами позволяет аудиторам, осуществляющим внешний аудит, лучше понимать деятельность предприятия. Особенно полезно становится такое сотрудничество при расширении сети филиалов, повышении сложности проводимых финансово-хозяйственных операций. Эти операции увеличивают потребность организаций в аудите.
Иные виды аудита. В зависимости от направленности аудиторской проверки выделяется аудит финансовой бухгалтерской отчетности и специальный аудит, направленный на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта. Аудиторской организации может быть поручено выражение мнения относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности (например, о наличии и состоянии материально-производственных запасов основных средств, о состоянии дебиторской и кредиторской задолжности). Содержание, характер и объем работы аудиторской организации по такому специальному заданию зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости оказания такой услуги и определяются договором оказания аудиторских услуг. Специальное аудиторское задание может быть получено от экономического субъекта, государственных органов, а так же от заинтересованных пользователей финансовой бухгалтерской отчетности какой-либо организации.
Разновидностью специального
аудита является налоговый аудит. Под
налоговым аудитом понимается выполнение
аудиторской организацией специального
аудиторского задания по рассмотрению
бухгалтерских и налоговых отчетов
этой организации с целью выражения
мнения о достоверности таких
отчетов и соответствие во всех существенных
аспектах нормам, установленных
Необходимо знание специфики
деятельности данных общественных институтов,
особенностей бухгалтерского учета
и отчетности с тем, чтобы эффективно
и качественно проводить
Принципы аудита.
Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется на основе принципов, отражающих наиболее значимые сущности характеристики данного правового института, особенности проведения аудита и возникающих в этой сфере правоотношений. В известной мере принципы аудиторской деятельности можно рассматривать, как систему координат, которая обусловливает действие и развитие законодательства об аудите. Аудиторская деятельность строится на общих для предпринимательства принципах, так как является разновидностью предпринимательской деятельности, а так же на специальных принципах, закрепленных в законодательстве. Основными принципами аудиторской деятельности являются: независимость, экономическая свобода, в том числе и предпринимательской деятельности, свобода конкуренции, и ограничение монополистической деятельности, законность, профессионализм, конфиденциальность, государственное регулирование. Не смотря на то, что некоторые принципы (экономическая свобода, свобода конкуренции, ограничение монополистической деятельности, законности) не нашли отражение в законодательстве об аудите, а они должны исполнятся субъектами аудиторской деятельности, так как обязательны для всех субъектов предпринимательства.
Принцип независимости аудита,
закрепленный в законе «Об аудите»,
заключается в обязательном отсутствии
у аудитора аудиторской организации
при формировании его мнения
финансовой, имущественной, родственной
или иной заинтересованности в делах
проверяемого хозяйствующего субъекта,
превышающей отношения по договору
на оказание аудиторских услуг, а
так же какой-либо зависимости от
третьих лиц. Не допускается установление
зависимости оплаты за проведение аудиторской
проверки от каких-либо требований клиентов
о содержании выводов по результатам
аудита. Каждая саморегулируемая организация
аудиторов принимает одобренные
советом по аудиторской деятельности
(совет при Министерстве финансов
РФ) правила независимости
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица. В случае возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а так же меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов. Однако, этом принцип выполняется не всегда, хотя в мировой практике имеются попытки решения данной проблемы. Например, в Великобритании устанавливаются пределы полученного аудитором дохода от одного клиента.
Принцип независимости свое реальное воплощение получает через установление таких договорных отношений между аудитором и проверяемым лицом, которые были бы основаны на равенстве, автономии воли и их имущественной самостоятельности.
Свобода договоров означает,
что аудиторский организации, индивидуальные
аудиторы решают вопросы о заключении
договоров с клиентами, выбирают
любую из предусмотренных в
Важное значение для проведения
независимой проверки оказания сопутствующих
аудиту услуг имеет профессиональная
компетентность аудитора. Принцип экономической
свободы, в том числе
Значительное место в осуществлении этого принципа занимает закон РФ «О конкуренции» и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону, монополистическая деятельность – это деятельность, осуществляемая одним субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров об установлении или поддержании высоких (низких) цен, об ограничении доступа на рынок. Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся предприятия, доминирующие на определенном товарном рынке. Доминирующими признаются предприятия, доля которых на рынке составляет 65% и более. В ряде случае антимонопольный орган может снизить этот %, но не более чем до 35%. Антимонопольным органом ведется реестр предпринимателей-монополистов.
Принцип законности предполагает,
что субъекты аудиторской деятельности
должны строго соблюдать закрепленные
в законодательстве об аудите и иных
правовых актах нормы, регулирующие
отношения по поводу аудита, а эти
нормы должны соответствовать конституции
РФ, быть согласованными друг с другом,
исключать неопределенность в их
толковании и применении. Законность
обеспечивает стабильность, устойчивость
хозяйственных связей субъектов
аудиторской деятельности. Основой
обеспечения прав и законных интересов
всех субъектов правоотношений в
сфере аудиторских услуг
Принцип законности предполагает
установление определенных требований
к субъектам аудиторской