Значение и роль финансов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности, функций и значение финансов в условиях рыночной экономике.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
1.Раскрыть экономическую сущность финансов.
2.Рассмотреть функции, которые выполняют финансы
3.Определить значение финансов в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Экономическая сущность финансов ……………………………. 6
Определение финансов …………………………………… 6
Возникновения финансов и этапы их развития …………. 9
Признаки финансов ………………………………………..13
Категории финансов ……………………………………….14
Функции финансов ………………………………………………..17
Распределительная функция ……………………………… 17
Контрольная функция …………………………………….. .24
Значение и роль финансов в рыночной экономике …………...... 29
Заключение ………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.docx

— 63.69 Кб (Скачать)

Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий, движений и многое другое.

При достаточно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, то есть растут личные накопления. Если относительная  доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления, так как весь создаваемый национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особенность товара «рабочая сила». Рабочая сила как товар обладает свойством создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства — орудия труда и предметы труда.

Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для расширения воспроизводства и образования  резервных фондов. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть в фонд потребления. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления.

При распределении национального дохода, происходит создание так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Эти доходы делятся на две группы:

1) зарплата работников, занятых  в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального  производства. Однако первичные  доходы еще не образуют общественных  денежных фондов, достаточных для  развития приоритетных отраслей  народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода. [9]

Перераспределение национального  дохода страны связано:

1) межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

2) наличием непроизводственной  сферы (наряду с производственной), в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение), но без которой производство на может быть эффективным;

3) необходимостью обеспечения социального  развития;

4) важностью создания благоприятных  условий для предпринимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги и другие обязательные платежи и сборы. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Финансы выполняют свою распределительную  функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий. [2]

Доходы обычно классифицируются по трем стадиям своего движения: первичное распределение (первичные доходы), перераспределение (вторичные, производные доходы), конечное использование (конечные доходы). Финансы имеют отношение ко всем трем стадиям, особенно к первым двум. Первичные доходы образуются в результате распределения выручки от реализации товаров и услуг. Каждый экономический субъект, продав свою продукцию (т.е. получив за нее определенную сумму денег), распределяет ее в соответствии с затратами факторов производства. Поскольку процесс производства товаров и услуг, как правило, непрерывный, то нужно выделить из общей выручки необходимую долю ресурсов на обеспечение возобновления производства. Это стоимость текущих материальных затрат, амортизации оборудования, арендная плата, проценты за кредит и т.п. Необходимо также оплатить труд занятых работников, включая и сферу управления. Если после этих выплат еще остается часть выручки, то она составляет прибыль предприятия. Распределение этой прибыли — специальная проблема корпоративных финансов. Она решается по-разному в разных предприятиях. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству, и экономические субъекты не являются их собственниками.

 

 

После первичного распределения, то есть формирования на основе валовой выручки первичных доходов, начинаются процессы перераспределения и образования вторичных, производных доходов. Это прежде всего всевозможные налоги, за взносы в страховые фонды, благотворительные фонды, платежи и взносы в различные религиозные и общественные организации, денежная поддержка нетрудоспособных или неработающих родственников и т.д. Перераспределение может происходить неоднократно, доходы могут быть и вторичными, и третичными, и т.д. Отследить все стадии и все направления перераспределения очень трудно. Но общая картина, конечно, может быть получена.

Последняя стадия распределения (или  перераспределения) доходов — их реализация. Доходы нужны не ради них  самих, а ради тех благ, которые  на них приобретаются. Реализуемые  доходы называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. [10]

Денежные доходы могут быть положительными и отрицательными, другими словами, финансовая система может распределять и убытки.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены. Поскольку сам процесс реализации любых благ происходит по определенным ценам, то уже этим определяется воздействие цен на распределение денежных и материальных потоков в хозяйстве и тесная связь их с финансами. Объем финансовых ресурсов (первичных доходов), оказывающихся в распоряжении того или иного субъекта экономики, непосредственно зависит от уровня цен на его продукцию. Точно так же материальный эквивалент или материальное воплощение конечных доходов самым решительным образом зависит от уровня цен на приобретаемые блага. И в данном случае очевидно воздействие цен на распределение и их тесное взаимодействие с финансами в этом процессе. Но цены способны оказывать и относительно самостоятельное воздействие на распределение. Речь идет о динамике цен. По различным причинам уровень цен может меняться, как правило, в сторону повышения, но возможно  и снижение цен. Существенные изменения цен оказывают непосредственное воздействие на объем первичных доходов и материальный эквивалент конечных доходов. Чем сильнее меняются цены, тем больше колеблется и величина доходов. На практике такие резкие сдвиги в доходах возникают в основном в условиях инфляции, когда наблюдается существенное и значительное повышение цен.

Ценовое перераспределение по самой  своей сути менее контролируемо, оно создает больше возможностей для злоупотребления. По мере сил нужно предотвращать появление ценового перераспределения, особенно в крупных масштабах. [11]

Можно сказать, что финансовое перераспределение  доходов предсказуемо и управляемо, а ценовое содержит в себе элементы неожиданности и случайности, и нерегулируемо в большинстве случаев. Оба метода перераспределения функционируют одновременно, их сочетание может быть разнообразным. При помощи финансовых методов можно смягчить последствия изменения цен, особенно нежелательного их роста, но возможно, напротив, совпадение перераспределительного эффекта, возникающего за счет изменения цен и осуществляемого при помощи финансов. Поскольку в рыночной экономике возможности внешнего регулирования в большей мере содержатся в финансовой системе, чем в ценообразовании, то именно через финансы и надлежит регулировать глобальные процессы перераспределения, включающие и эффект от изменения цен.

Практика многих стран показала, что бесплатность полная или частичная - самая худшая форма распределения благ прежде всего потому, что потребность в бесплатных благах практически всегда безгранична. Целиком отказаться от нее при низком общем уровне жизни, видимо, трудно. Но ее применение все же должно быть ограниченным и по возможности временным. Массовая бесплатность и льготирование важных благ при социализме привели к растрате громадных средств, снижению стимулов к повышению эффективности производства, росту производительности труда, к ухудшению условий жизни подавляющего большинства населения. Низкие цены на хлеб стали причиной массового скармливания его скоту. Бесплатность жилья привела к низким объемам жилищного строительства и постыдному отставанию в обеспеченности жильем нашего населения от граждан других стран. Полная бесплатность медицинского обслуживания сопровождалась резким снижением его качества и фактической недоступностью квалифицированной медицинской помощи для большей части населения.

Заниженные цены стали причиной массовой спекуляции, дали толчок формированию теневого производства с неизбежной для него коррупцией.

Льготы в условиях рынка нельзя предоставлять за счет занижения цен или их полной отмены, это парализует рынок, а можно только за счет распределения финансовых ресурсов. Помимо того что это не нарушает общий принцип функционирования рыночного хозяйства, подобный метод льготирования обеспечивает адресность предоставления льгот, чего невозможно добиться при отмене и занижении цен.

Однако рост социальных расходов не означает, что перераспределительные процессы осуществляются только в интересах трудящихся масс. В ведущих капиталистических странах до сих пор сохраняются крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, страховые компании, банковские монополии, акционерные общества и др.

Характер перераспределительных  процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики, в пользу наименее обеспеченных слоев населения. [12]

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Подавляющая часть перераспределительных  отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства).

Конечная цель распределения и  перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  является финансовый контроль.

 

2.3 Контрольная функция

 

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. [13]

Общие принципы финансового контроля рассмотрены в приложении Б.

Основными направлениями финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной  власти и местного самоуправления функций  по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

Информация о работе Значение и роль финансов в рыночной экономике