Значение и роль финансов в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности, функций и значение финансов в условиях рыночной экономике.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
1.Раскрыть экономическую сущность финансов.
2.Рассмотреть функции, которые выполняют финансы
3.Определить значение финансов в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Экономическая сущность финансов ……………………………. 6
Определение финансов …………………………………… 6
Возникновения финансов и этапы их развития …………. 9
Признаки финансов ………………………………………..13
Категории финансов ……………………………………….14
Функции финансов ………………………………………………..17
Распределительная функция ……………………………… 17
Контрольная функция …………………………………….. .24
Значение и роль финансов в рыночной экономике …………...... 29
Заключение ………………………………………………………………. 34
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

финансы курсовая.docx

— 63.69 Кб (Скачать)

С разложением феодализма и постепенным  развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. [4]

На ранних стадиях развития государства  не существовало разграничения между  ресурсами государства и ресурсами  его главы: монархи распоряжались  средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной  казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита. Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI — XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала.

Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических  предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, в значительной части направляемые на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Можно выделить два основных этапа  развития финансов.

При первом этапе существовала неразвитая форма финансов, когда затраты  на военные цели, погашение государственного долга составляли основную часть  государственных расходов, а затраты  на просвещение и здравоохранение  были ничтожно малы. При этом денежные средства никаким образом не влияли на экономику страны.

Второй характерной чертой данного  этапа были финансовая узость и ограниченность финансовых отношений.

По мере распространения товарно-денежных отношений возникает потребность  в новых денежных фондах и соответственно в новых финансовых отношениях, возникающих  при их формировании и использовании.

В 20 веке начинается бурное развитие производительных сил, образовываются монополии, расширяются государственные  функции. Государство стало участвовать  в процессах производства, распределения и использования общественного продукта.

В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после Второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. Скачок государственных расходов происходит в годы войн. Так, в США во время Второй мировой войны вследствие скачкообразного роста военных затрат государственные расходы увеличились в 10 раз. Однако в послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении. [5]

Следует отметить, что в структуре  государственных расходов после  Второй мировой войны произошли  существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. понизился и существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной затраты на социальные цели стали одними из главных.

В главных капиталистических странах  за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства  во многих странах достигли 20% и более  общей суммы расходов государственного бюджета.

Появились новые государственные  расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов- главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты. В 20 веке возросло значение налогов, как важнейшего орудия перераспределения национального дохода.

Наряду с увеличением прямых налогов в 1970—1990 гг. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. [6]

Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает  на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

После Второй мировой войны резко  расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.

Таким образом, можно назвать следующие  предпосылки возникновения финансов:

1) В результате революций буржуазии в центре Европы произошло отделение главы государства от казны, при этом возникает бюджет, которым глава государства не мог пользоваться – общегосударственный фонд денежных средств;

2) Возникли системы государственных доходов и расходов;

3)Налоги стали носить преувеличенный  характер в денежных поступлениях.

 

1.3 Признаки финансов

 

Понятие “финансы” включается совокупность всех финансовых отношений, а также  совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства  и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита. 
Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми.

Любая финансовая операция (платежи  в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение  стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие  основные признаки финансов:

  1. экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;
  2. в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

 

    1.  Категории финансов

 

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства, рассмотреть которую можно в приложении А. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны. 
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка. 
Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. [2]

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. 

Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств. 
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства. 
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции финансов

2.1 Распределительная функция

 

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической  категории характерны две основные функции: распределительная и контрольная. Эти функций осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, и контроль за этим распределением.

Национальный доход страны —  вновь созданная стоимость или  стоимость валового внутреннего  продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. [7]

Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта. На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения непосредственно используются финансы. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующе звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Национальный доход делится  на две части — фонд накопления и фонд потребления. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления — его расходы либо избыточны, либо неэффективны, либо нерациональны. Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов. [8]

Информация о работе Значение и роль финансов в рыночной экономике