Значение государственных заимствований, характеристика их форм, методов и тенденций развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Государственные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Главной задачей проведения заимствований является получение органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Содержание

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ…………………...……3
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований……………………….3
1.2 Формы и методы государственных заимствований……………………...….4
1.3 Источники погашения государственных заимствований……………….…..7
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ…………………………………………9
2.1 Понятие государственного долга…………………………………….……….9
2.2 Управление государственным долгом…………………………………..…..11
ГЛАВА3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………………………………………………...……………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Значение государственных заимствований.docx

— 112.25 Кб (Скачать)

 Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего. 

 Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении. 

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные  на иностранных биржах или через  иностранные банки в иностранной  валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами  следует понимать те, которые находятся  в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может  попасть в руки иностранцев и  обратно.

Формы государственного долга.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются: 

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской  Федерации, как заемщика, с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями; 

- государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о  получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации; 

- договоры о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий; 

- соглашения и договоры, в т.ч.  международные, заключенные от  имени Российской Федерации, о  пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет. 

 

2.2 Управление государственным  долгом

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта  деятельность называется: управление государственным долгом.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

  • безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью  операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

             ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

Высокий уровень мировых цен  на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита,  не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.

Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг,  прежде всего,  на внутреннем облигационном рынке,  могут составить беспрецедентные для современной России величины –  на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.

Реализация подобного рода весьма амбициозных планов объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке, все еще имеющем «родовые пятна»  переходного периода.  Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга,  рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой»  реакции инвесторов,  существенному увеличению стоимости государственных заимствований,  негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны.

В этой связи развитие национального  долгового рынка рассматривается  в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период.  Ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности,  расширение инвесторской базы,  создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов.

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях,  обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны,  формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков.

Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора,  созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.

В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять формы и масштабы государственных заимствований.

Фактор 1. Макроэкономические условия  реализации долговой политики

В соответствии со сценарными условиями  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012- 2014  гг.  реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции,  умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.

Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода,  увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013  гг.  и снижаясь в 2014  г.  В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014  гг.  выступят государственные заимствования.  При этом планируется,  что в среднем на 90%  дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований,  объем валового привлечения по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно.

Таблица 1. Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг., млрд. руб.

Фактор 2. Низкий уровень  государственного долга

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон. Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145 ФЗ (с изменениями от 9 сентября 2008 г.) 
  2. Анисимов А.С. Государственный долг России. - М., 2008. – 143 с. 
  3. Бокова Ю.Г. Государственный долг. – М.: 2008. – 364 с. 
  4. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2008. - № 4. - С.45-48. 
  5. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. - М., 2009. – 432 с. 
  6. Звонова Е.А. О внешней задолженности России // Деньги и кредит. - 2008. – № 8. - С.60-64. 
  7. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 с. 
  8. Титков В. Проблемы управления внешним долгом // Вопросы экономики, 2007. - №11. – С. 17-20 
  9. Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа. – 2008. – 265 с. 
  10. www.cbr.ru 
  11. www.minfin.ru 

 


Информация о работе Значение государственных заимствований, характеристика их форм, методов и тенденций развития