Значение государственных заимствований, характеристика их форм, методов и тенденций развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

Государственные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Главной задачей проведения заимствований является получение органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Содержание

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ…………………...……3
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований……………………….3
1.2 Формы и методы государственных заимствований……………………...….4
1.3 Источники погашения государственных заимствований……………….…..7
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ…………………………………………9
2.1 Понятие государственного долга…………………………………….……….9
2.2 Управление государственным долгом…………………………………..…..11
ГЛАВА3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………………………………………………...……………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Значение государственных заимствований.docx

— 112.25 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Башкирский государственный  университет»

Стерлитамакский филиал

 

 

Кафедра экономической теории и анализа

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Финансы» 

на тему: «Значение государственных заимствований, характеристика их форм, методов и тенденций развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса ОДО (5лет)

специальности                                                                  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

группа №21

Максутова А.А.                                                                Проверила:  асс. Филькина Е.В.

 

 

 

 

 

г. Стерлитамак 2012.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ…………………...……3

   1.1 Сущность и задачи государственных заимствований……………………….3

   1.2 Формы и методы государственных заимствований……………………...….4

   1.3 Источники погашения государственных заимствований……………….…..7

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ…………………………………………9

   2.1 Понятие государственного долга…………………………………….……….9

   2.2 Управление государственным долгом…………………………………..…..11

ГЛАВА3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………………………………………………...……………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

    1. Сущность и задачи государственных заимствований

Государственные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу средств в распоряжение органов государственной власти, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Главной задачей проведения заимствований является получение органами власти в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов  государственной власти дополнительных средств, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного, государственные  заимствования можно определить, как отношение по поводу перераспределения  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных  финансовых организаций в виде государственных  займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной  власти (заёмщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Государственные заимствования становятся одним из наиболее привлекательных  средств для решения проблем  бюджетного дефицита.

Использование налоговых инструментов с целью покрытия бюджетного дефицита сталкивается с двумя существенными  ограничениями:

1) ставки налогов не могут  повышаться беспредельно: в случае  чрезмерного повышения налоговых  ставок неизбежно наступает сворачивание  деловой активности, бегство капитала  за рубеж и т.п.;

2) даже в случае принятия закона  о повышении налоговой ставки  налоговые доходы, рассчитываемые  по новым повышенным ставкам,  начнут поступать в бюджет, как  правило, не ранее чем через  год.

Использование необеспеченной эмиссии  для покрытия бюджетного дефицита неизбежно  приводит к нарастанию инфляционных процессов и расстройству денежно-кредитной  системы государства.

В порядке государственных заимствований  денежные средства могут поступать  из различных источников от физических и юридических лиц, иностранных  государств, различных международных  финансовых организаций.

 

    1. Формы и методы государственных заимствований

Государственные заимствования осуществляются через заёмно-кредитные механизмы, напрямую связанные с понятием государственного кредита.

Государственный (муниципальный) кредит - это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) для временного использования и  на добровольных началах свободных  денежных средств физических и юридических  лиц.

Государственный кредит, как и любые  другие кредитные отношения, строится на принципах срочности, возвратности и безвозмездности. Однако государственный  кредит имеет важные отличия от кредита  частного. Они обусловлены особым правовым статусом государства, которое, несмотря на то что является должником, а не кредитором, оказывает существенное влияние на характер и содержание соответствующих кредитных правоотношений.

Государственные заимствования приводят к появлению долговых обязательств Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, являются государственным долгом Российской Федерации (статья 97 БК РФ). Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в  форме (статья 98 БК РФ):

1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской  Федерации как заемщика с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями;

2) государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о  получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

4) договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

5) соглашений и договоров, в  том числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет.

Государственные заимствования в  России могут быть двух видов:

-      государственные заимствования Российской Федерации;

-      государственные заимствования субъектов Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации могут быть внутренними и внешними.

Под государственными заимствованиями  субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.

Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними  и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации) понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Помимо уже отмеченных видов  государственных займов их можно  дополнительно классифицировать по целому ряду дополнительных признаков:

1.  по обращению на рынке: рыночные займы – свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;

2.  по срокам погашения: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от одного года до пяти лет); долгосрочные (от пяти лет и более);

3.  по обеспеченности долговых обязательств: закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета;

4.  по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные; процентные; с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном;

5.  по методу определения дохода: с твердым доходом; с плавающим доходом;

6. в зависимости от сроков погашения: обязательства с правом досрочного погашения; обязательства без права досрочного погашения.

 

    1. Источники погашения государственных заимствований

Предлагаемые для использования  в операциях по обслуживанию и  погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим  образом:

1. наличные денежные средства;

2. государственные ценные бумаги;

3. корпоративные ценные бумаги;

4. товарные поставки;

5. долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;

6. иные государственные активы.

Размещение государственных ценных бумаг может быть: - Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации; - Вынужденным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или  иного средства платежа должно выступать  соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия  заключается в том, чтобы в  качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

2.1 Понятие государственного долга

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса.

Виды государственного долга.

Существует несколько классификаций  государственного долга в зависимости  от признака, положенного в основу данной классификации. 
          Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.  
          Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.  
Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.  
           Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг. 

Информация о работе Значение государственных заимствований, характеристика их форм, методов и тенденций развития