Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Большинство коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь.
1. Планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия 4
2. Источники финансирования затрат на производство и реализацию продукции 14
3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости 17
4. Понятие выручки от реализации продукции 24
6. Анализ осуществления планирования и анализ затрат предприятия на производство и реализацию продукции 36
7. Пути снижения затрат на производство и реализацию продукции 44
Список литературы 49
Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.
При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.
При осуществлении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.
Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей.
Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами:
1) путем прямого поассортиментног
2) исходя из общего
объема выпуска товарной
3) пофакторный метод;
4) метод суммарного расчета (экстраполяции).
Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Первый метод используется на предприятиях с небольшой номенклатурой продукции и коротким циклом производства, когда нет переходящих остатков готовой продукции на складе или эти остатки по периодам времени меняются незначительно. Здесь большое значение имеет уровень разработки номенклатуры продукции по видам, маркам, сортам и согласование с заказчиками их объема и цен на планируемый период. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. При этих условиях выручку от реализации можно определить путем умножения объема реализуемой продукции на цену единицу продукции.
В условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции, предприятия вынуждены проводить ежедневную работу по расширению рынка для своей продукции. В этих условиях для планирования выручки применяется расчетный метод по указанной выше формуле. По этому методу необходимо учитывать
- на планируемый год: объем производства продукции, работ и услуг;
- на начало нового
периода: ожидаемые остатки
- на конец периода:
рассчитанные по нормативам
Количество ожидаемых остатков готовой продукции на начало периода берется из отчетных данных или прогноза исходя из реального положения дел.
По бухгалтерскому учету
остатки нереализованной
При определении переходящих остатков готовой продукции на конец периода на складе предприятия необходимо провести анализ факторов, их формирование, определить причины сверхнормативных остатков, установить ожидаемые изменения условий реализации (изменения местоположения потребителей, транспорта, порядка безналичных расчетов). Эти расчеты делаются при планировании величины собственных оборотных средств под запасы готовой продукции по нормативам. Расчеты остатков готовой продукции отгруженной, срок оплаты которой не наступил, или продукции на ответственном хранении у покупателей делается через анализ и планирование дебиторской задолженности.
Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде.
Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения
- объема реализации;
- структуры реализуемой продукции;
- цен на продукции.
ВРпл= ВРбаз.х Jоб.х Jстр.х Jц., где
ВРбаз.- фактическая выручка от реализации в базисном году;
Jоб.- индекс изменения объема реализации продукции;
Jстр.- индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции;
Jц.- индекс изменения цен на реализуемую продукцию.
Jоб.=SЦ1К1/SЦ0К0, Jстр.=SЦ0К1/SЦ0К0, Jц=SЦ1К1/SЦ0К1, где
Ц0, Ц1- цены соответственно базисного и планируемого периодов,
К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах.
Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению:
ВРпл.= ВРбаз.х К, где
К- коэффициент роста или снижения объемов;
Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.
Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет.
На предприятии применяются различные методы прогнозирования продаж:
- экспертные методы, основанные
на использовании опыта и
- статистические, основанные
на исследовании тенденций
- метод заключения
долгосрочных договоров
Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.
В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.
По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость:
Сумма выручки= Сумма + Дебиторская – Дебиторская от отгрузки задолженность на задолженность на реализации начало периода конец периода.
Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то
Одз=ВрхТдз/Д,где
Одз- средние остатки дебиторской задолженности, руб.,
Тдз- период оборота дебиторской задолженности, дн.,
Вр- выручка от реализации продукции, руб.,
Д- длительность календарного периода, дн.
Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей.
Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются
- план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;
- данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом;
- данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;
- отказы в отгрузке продукции;
- данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;
- данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;
- данные об увеличении дебиторской задолженности;
- сумма дебиторской задолженности к взысканию.
Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной на отпуск продукции. Товарно-транспортную накладную складу выписывает соответствующий отдел сбыта (ОДП) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй - у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.
В финансовом отделе или
в бухгалтерии предприятия
Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца заполнятся общими суммами: А- оплата и списание реализованной продукции, Б- уменьшение списания в связи с возвратом продукции, В- не оплачено, не списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении.
Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции.
Влияние ценообразования на планирование выручки
Как свободные, так и
регулируемые цены могут быть оптовыми
(отпускными) и розничными. Оптовая
цена предприятия включает полную себестоимость
продукции и прибыль
Оптовые и розничные цены, регулируемые государством, складываются из государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в 2006 году и повышающего коэффициента.
Все предприятия, кроме
тех, которые продают
Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка.
Рассмотрим процесс
планирования и анализа затрат на
производство и реализацию продукции
на примере предприятия ОАО «
Таблица 1
Отчет о прибылях и убытках (извлечения), тыс.руб.
Наименование |
Код. Стр. |
Абсолютные значения |
Индекс роста | ||
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||
Выручка (нетто) от продажи товаров |
010 |
1188800 |
1258600 |
1362200 |
1,08 |
Себестоимость проданных товаров |
020 |
962300 |
1002400 |
1103100 |
1,1 |
Валовая прибыль |
029 |
226500 |
256200 |
259100 |
1,01 |
Прибыль (убыток) от продаж |
050 |
164200 |
186200 |
191400 |
1,03 |
Прибыль (убыток) от налогообложения |
140 |
116400 |
136500 |
142700 |
1,05 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
36900 |
45600 |
47600 |
1,04 |
Чистая прибыль |
190 |
9110 |
90900 |
95100 |
1,05 |
Справочно: |
|||||
Нераспределенная чистая прибыль (годовые реинвестиции) |
46700 |
62800 |
65700 |
Х | |
Годовая амортизация |
36332 |
41460 |
44274 |
Х |
Информация о работе Затраты предприятия на производство продукции и выручка от ее реализации