Взаимоотношения с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость международных финансовых институтов 4
2. Парижский и лондонский клубы кредиторов 8
2.1. Парижский клуб 8
2.2. Лондонский клуб 13
2.3. Сравнение Парижского и Лондонского Клуба 15
3. Взаимоотношения с Россией 18
3.1. Россия и Лондонский клуб 18
3.2. Россия и Парижский клуб 20
Заключение 24
Библиография 26

Работа содержит 1 файл

Клубы.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет.

Хьюстонские условия:3 До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.

В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:

  1. срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;
  2. срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;
  3. было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов (либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн. долл., если данная величина ожидается больше, чем названные 10%).

Были разработаны и  соответствующие критерии о пересмотре долга:

  • годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок 1235 долл. США;
  • соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;
  • установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.

Тринидадские  и Лондонские условия.

Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:

  • аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;
  • реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;
  • реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;
  • реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом.

В то же время продолжают действовать стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают:

- реструктуризацию 100% долга на  условиях: срок погашения 10 лет  с 5-летним льготным периодов по рыночным процентным ставкам.

 

2.2. Лондонский клуб

 

Во вторую группу попадают межбанковские  кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом если рассматривать опять-таки случай с Россией, то это, прежде всего, кредиты предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Интересы этой группы кредиторов и представляет Лондонский Клуб, объединяющий по разным данным более 600-1000 коммерческих банков. При этом в отличие от Парижского Клуба Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции, которые заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резком сбросу долгов.

После распада СССР только Россия могла обслуживать свои обязательства, поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен  на отказ бывших союзных республик  от причитающейся им доли активов, принимает  на себя все их долги. Отчасти этот шаг поднял престиж России в глазах международных кредиторов, которыми в наиболее общем смысле и являются Парижский и Лондонский Клубы.

При этом интересно, что после этого  шага Россия оказалась четвертой  в списке должников Лондонскому  Клубу, который, кстати, кредитовал в основном развивающиеся и коммунистические страны. По размеру долга Россию превышала лишь Бразилия, Мозамбик и Аргентина.

Что же представляет из себя Лондонский Клуб? Лондонский Клуб кредиторов - это неофициальная организация  зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.4 При этом предметом переговоров с Лондонским Клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались "проблемы Заира", то есть трудности, возникшие у этой страны с платежами по внешним долгам.

Деятельность Лондонского  клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения  задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского Клуба, оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.

Меморандум 1982 года о  долге Мексики оказался этапным  событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. Вскоре после этого многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате, только за 2 года было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять  новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал  проведение анализа программы финансового  выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.

Реструктуризация долга  в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник  объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга  и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга.

 

2.3. Сравнение  Парижского и Лондонского Клуба

 

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить  бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. При этом руководящие принципы Парижского Клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между двумя Клубами имеются и существенные элементы различия.

Основное из них состоит  в том, что Лондонский Клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский  Клуб пересматривает долги официальным  кредиторам. Лондонский клуб не имеет  постоянного Председателя или секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Парижском Клубе. Поэтому Правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского Клуба, значительно различаются в зависимости от страны. При этом, при отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе, коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет под названием банковский консультативный комитет для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране.

Хотя в реструктуризации долга Лондонским Клубом могут участвовать  сотни кредиторов (банков), в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. При этом, соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% обязательств должника. Только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском Клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой, прежде всего, со стороны должника.

Лондонский Клуб не пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого  коммерческие банки предоставляют  стране новый заем в качестве пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В результате, сегодня Лондонский клуб в отличие от Парижского пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны должника заключения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский Клуб обычно не соглашается на периоды консолидации, продолжительностью более чем 1 год, а Лондонский Клуб предпочитает, чтобы они были более двух-трех лет.

Таким образом, имеются  как общие черты, так и отличительные  особенности.

 

3. Взаимоотношения с  Россией

 

3.1. Россия и  Лондонский клуб

 

Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков – крупнейших кредиторов России. Главная и единственная задача совета формулировалась донельзя просто: урегулирование задолженности бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет – БКК, председателем в котором на настоящий момент является Deustche Bank AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.

При этом позиция БКК  с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть и с отсрочкой, должна выплатить все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно  четко сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается только как кредит, предоставленный России на сверхльготных условиях.

Следует отметить, что  вплоть до 1993 года в российском правительстве  вообще плохо представляли размеры внешней задолженности бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление платежей практически не представлялось возможным.

В 1991 году после распада  СССР сначала предполагалось, что  каждое из вновь образованных государств будет нести свою долю ответственности  по внешнему долгу (в тот момент союзный  долг оценивался в 108 млрд. долл.), а также  иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.

После образования БКК  первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности Российской Федерации  перед Лондонским клубом были сделаны  в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним вице-премьером правительства  РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные облигации. В ноябре 1995 года новый вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг – добился реструктуризации на 25 лет.

Далее у российского  правительства существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что следует идти по пути реструктуризации долга.

Необходимо отметить, что в случае списания также существовали свои "подводные камни". Во-первых, списание возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику. Во-вторых, новые бумаги, в которые переоформляются в этом случае долги клубу, по своему статусу соответствуют еврооблигациям, любая просрочка по которым влечет объявление кросс-дефолта, резкое падение кредитного рейтинга страны, а также ее изоляцию на мировых финансовых рынках.

Информация о работе Взаимоотношения с Россией