Взаимоотношения с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Содержание

Введение 2
1. Необходимость международных финансовых институтов 4
2. Парижский и лондонский клубы кредиторов 8
2.1. Парижский клуб 8
2.2. Лондонский клуб 13
2.3. Сравнение Парижского и Лондонского Клуба 15
3. Взаимоотношения с Россией 18
3.1. Россия и Лондонский клуб 18
3.2. Россия и Парижский клуб 20
Заключение 24
Библиография 26

Работа содержит 1 файл

Клубы.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

В экономической теории ссудный капитал традиционно  рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Международный кредит - разновидность  экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Ведущими участниками  международных кредитных отношений  являются Лондонский и Парижский  клубы кредиторов.

Эти организации ведут  обширную деятельность со странами всего  мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

 

 

1. Необходимость международных  финансовых институтов

 

Внешняя задолженность (Foreign debt ) - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя  задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Государственный долг - это  проблема, порождаемая бюджетным  дефицитом. Он представляет собой сумму  непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось  различными формами управления иностранной  задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от его величины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.

Внешние заимствования  в современном мире превратились в прочную составляющую мировой  экономики. Россия, как и любая  современная страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом. Эта система предполагает прежде всего реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны.

В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства  выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные  финансовые институты (МВФ, связанный  с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках. В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Экономические последствия  государственного долга можно свести к следующим моментам:

  • необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объёме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
  • долг приводит, в определённой мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
  • увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
  • перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

По состоянию на конец 2000 года российский внешний долг составил 137 млрд долларов. Ещё в конце 1998 года размер госдолга превышал в России объём ВВП. На конец 2000 года объём госдолга составил 82,4%, из которых 73,5% приходится на внешний долг.

Непосредственным результатом  роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным  долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой его условий, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидаций займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действий которых истёк.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Под  реструктуризацией государственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов или уменьшение их величины. Изменения этих условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называются консолидацией государственного долга.

Трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся  страны) (Приложение Рис. 2). Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций по предыдущей задолженности.

Долги России в рамках Парижского клуба, объединяющего кредиторов на правительственном уровне, достигают сегодня, по германским подсчётам, почти 48 млрд долларов (примерно треть всего внешнего российского долга), из них почти сорок миллиардов - долги бывшего СССР.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная  организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран.

Россия является одной  из главных стран - должников Лондонскому  клубу (после Бразилии, Мексики и  Аргентины). Её долг перед клубом "унаследован" от бывшего СССР и представляет собой задолженность по межбанковским кредитам, предоставленным Внешэкономбанку СССР частными коммерческими банками ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран в советское время, то есть до 1 января 1992 года, а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода.

После распада СССР предполагалось, что каждая бывшая союзная республика будет нести свою долю ответственности  по внешнему долгу страны, однако ввиду  их неплатёжеспособности все долги  по взаимному согласию взяла на себя Россия в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Сумма "унаследованного" РФ долга СССР составила на тот период около 90 млрд долл., в том числе по обязательствам перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского клуба порядка 30 млрд долл.

 

 

2. Парижский и лондонский  клубы кредиторов

2.1. Парижский клуб

 

К первой группе кредитов государства относятся иностранные  кредиты, предоставленные иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованные правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является и Россия, объединяет около двух десятков крупнейших мировых кредиторов. При этом Россия занимает в Парижском Клубе достаточно двойственное положение. Наша страна выступает в нем и в качестве должника одних стран, причем долг России оценивается суммой порядка 50 млрд. долл. Но в то же время, достаточно большое количество стран является должниками России, как члена Парижского Клуба. Таких стран более 50, причем 25 из них обратились с просьбой в Клуб о реструктуризации задолженности.

Крупнейших должников  у России в рамках Клуба лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Причем Йемен не платит нам уже 10 лет, как, впрочем, и другим своим кредиторам. Однако именно на Россию приходится около 80% всей задолженности Йемена, а потому именно в отношениях с Россией и будут урегулироваться вопросы погашения Йеменом своей задолженности Парижскому Клубу.

Для чего же существует Парижский  Клуб? В его рамках страны, испытывающие сложности с погашением внешних  обязательств другим государствам и  частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, даже само название "Парижский Клуб"1 не совсем точное, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, нет устава, другими словами этот Клуб не имеет юридического статуса.

При этом, что странно, Парижский Клуб не очень широко известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не распространяться об информации, касающейся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. При этом, решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником.

Тем не менее за 40 с  лишним лет своего существования  Парижский клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два основных принципа:

  • проведение внутренних реформ;
  • проведение структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения долгов.

Клуб был образован  в 1956 году. Причем, как только он был  организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбой о пересмотре графиков платежей обращались Бразилия, Чили и Турция.

Однако наибольшая активность в деятельности Парижского Клуба  приходится все-таки на последние двадцать лет нашего столетия, когда около  ста стран заключили более  двухсот соглашений о реструктурировании долгов на общую сумму 350 млрд. долл.

Особенность структурной  организации Парижского Клуба состоит  в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельными должниками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский  Клуб не имеет фиксированного членства, то в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое  государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым  может потребоваться пересмотр условий погашения. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском  Клубе следует назвать Международный  Валютный Фонд (МВФ), Всемирный Банк, Конференцию ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Иногда переговоры проводятся на многосторонней основе, в частности, когда в них участвуют Россия или Бразилия. В этом случае обсуждаются  и вопросы погашения долгов и  России как кредитору, а также самой России в качестве должника. Такой многосторонний подход является более эффективным и существенно облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы  придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения  бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в  отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами.

При этом в рамках Парижского Клуба уже выработан базовый  перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех  городов, в которых вырабатывались. Во-первых, это Торонтские условия, которые будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.

Торонтские условия:2 При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:

1. Уменьшение суммы  долга

а) списать треть долга;

б) в отношении остальной  части пересмотреть условия погашения  по рыночным процентным ставкам;

в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода

2. Долгосрочные долги

а) проценты начисляются  по рыночным ставкам;

б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;

3. Уменьшение платежей  по обслуживанию долга

а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);

Информация о работе Взаимоотношения с Россией