Взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетной системой

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассматриваются взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетной системой. Так как взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетом осуществляются через налоги, то в данной работе рассматриваются вопросы налогообложения.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1.Сущность налогов......................................................................................4
2.Функции налогов........................................................................................7
3.Роль налогов в формировании финансов государства...........................9
4.Виды налогов............................................................................................11
5.Федеральные налоги с юридических лиц..............................................13
6.Налоги субъектов РФ...............................................................................15
7.Местные налоги с юридических лиц......................................................16
Заключение..................................................................................................17
Литература...................................................................................................18

Работа содержит 1 файл

к. р. финансы и кредит.docx

— 36.30 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тема: «Взаимоотношения хозяйствующих субъектов                                с бюджетной системой» 

     Содержание

     Введение.........................................................................................................3

     1.Сущность  налогов......................................................................................4

     2.Функции  налогов........................................................................................7

     3.Роль  налогов в формировании финансов  государства...........................9

     4.Виды  налогов............................................................................................11

     5.Федеральные  налоги с юридических лиц..............................................13

     6.Налоги  субъектов РФ...............................................................................15

     7.Местные  налоги с юридических лиц......................................................16

     Заключение..................................................................................................17

     Литература...................................................................................................18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В данной контрольной работе рассматриваются взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетной системой. Так как взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетом осуществляются через налоги, то в данной работе рассматриваются вопросы налогообложения.

     Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

     В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

     Налоговая политика во многом определяет ход  и направления хозяйственно-финансовых процессов. Этим обуславливается актуальность рассматриваемой темы.

     Совершенствуя систему налогов и налоговых  льгот, государство сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения. 
 
 
 
 
 
 

     1.Сущность  налогов. 

     Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др.

     Регулирующая  функция государства в сфере  экономики проявляется в форме  бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

     Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.1

     Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

    • работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
    • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

     Источником  налоговых платежей независимо от объекта  налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

     Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются:

    • прибыль (доход);
    • стоимость определенных товаров;
    • добавленная стоимость продукции;
    • имущество юридических и физических лиц;
    • передача имущества (дарение, продажа, наследование);
    • операции с ценными бумагами;
    • отдельные виды деятельности;
    • другие объекты, установленные законом.

     Один  и тот же объект облагается налогом  одного вида только один раз за установленный  период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

     Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.2

     Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

     Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится чуть менее половины суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Ставки отчислений в фонды составляют: в пенсионный фонд – 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования – 5,4%; в фонд занятости населения – 1,5%; в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%.3

     По  методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

     К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. 
 
 

     2.Функции  налогов 

     Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

     Первой  и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового процесса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

     Контрольная функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким  образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность  налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

     Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение т.д.), но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. Акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Роль  налогов в формировании финансов  государства 

     Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей). Также создается фонд обязательного медицинского страхования.

     В переходный период взаимовлияние экономики  и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства либо в развитии экономики на дефляционной основе и зависит от того, как организовано формирование доходной и расходной статей. Дефляционные меры в основном сводятся к следующему. Вводится жесткое законодательное ограничение объема бюджетного дефицита и способов его погашения. Дефицит погашается выпуском государственных привлекательных (с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ, доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Центрального банка резко ограничивается. В расходной части бюджета повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. Прежде всего, снижаются дотации убыточным государственным предприятиям, вводится в действие механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства. Перестраивается и структура доходной части бюджета. Бремя налогов в значительной мере переносится со сферы производства на сферу обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно и базы налогообложения. Возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимущества, от операций на рынке ценных бумаг и др.). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (повышение определенного размера оплаты труда облагается налогом, вводятся дополнительные платежи от доходов предприятий-монополистов). Причины инфляционных процессов в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при сокращении объемов производства и реализации товаров и услуг, монополизме производителя и отсутствии конкуренции, ликвидации взаимосвязи между увеличением доходов и производительностью труда. Последствия инфляционных процессов общеизвестны: эмиссия денег и их обесценение, растущая дефицитность госбюджета, увеличение государственного долга.4

Информация о работе Взаимоотношения хозяйствующих субъектов с бюджетной системой