Возникновение, социально-экономическая сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

В условиях поражающих Россию финансово-экономических кризисов особую актуальность приобретают вопросы ее финансового оздоровления. Первостепенное значение имеют ответы на вопросы о том, как обеспечить финансовую стабилизацию, восстановить банковскую систему, справиться с проблемами внутреннего и внешнего долга, сократить дефицит государственного бюджета, добиться необходимого уровня налоговых поступлений, создать отечественным предприятиям условия для финансирования перспективных программ развития производства и т.д.

Содержание

Введение
Возникновение финансов и этапы их развития
Социально-экономическая сущность финансов
Функции финансов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИНАНЫ.docx

— 79.82 Кб (Скачать)

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства).

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Неотъемлемой составной  частью финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Основными направлениями  финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и Гражданами;

в) проверка правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями  находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных  средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через  контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.

Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов.

Но самое главное на предприятии — строго следить  за перераспределением прибыли на фонды  накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется не только внутри предприятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Функции финансов реализуются  через финансовый механизм, который  является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм —  это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: формы финансовых отношений в  государстве; порядок (правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Важный элемент финансового  механизма — финансовое планирование, которое прежде всего относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается  перспективный финансовый план в целях:

1) информирования законодательных  (представительных) органов о предполагаемых  среднесрочных тенденциях развития  экономики и социальной сферы;

2) комплексного прогнозирования  финансовых последствий разрабатываемых  реформ, программ, законов;

3) выявления необходимости  и возможности осуществления  в перспективе мер в области  финансовой политики;

4) отслеживания долгосрочных  негативных тенденций и своевременного  принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года —  плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для  формирования перспективного финансового плана служит бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

 

 

Заключение

 

Финансы — это экономическая  категория, особенность которой  заключается в ее функциях. В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения.

Финансы обслуживают процесс  расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.

Финансы выполняют несколько  функций, главными из которых являются распределительная и контрольная.

 Через распределительную  функцию финансов реализуется  их общественное назначение —  обеспечение каждого хозяйствующего  субъекта необходимыми ему финансовыми  ресурсами. Функционируя в сфере  материального производства и  услуг, финансы обслуживают кругооборот  производственных фондов, участвуют в создании новой стоимости. Благодаря финансам распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления. На основе финансов образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей. Финансовое распределение, начавшееся в сфере материального производства и услуг, продолжается в сфере обращения. В качестве инструмента распределения финансы функционируют и в сфере потребления. С помощью финансов определяются пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход, формируются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонды потребления и накопления.

Через контрольную функцию, действующую одновременно с распределительной, проявляется способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Необходимость финансов в  условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами:

1. Существованием товарно-денежных  отношений и действием закона стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги. Финансы не могут существовать без денег. Если наличие денег — обязательное условие существования финансов, то причиной, порождающей появление финансов, можно считать потребности государства и субъектов хозяйствования в денежных ресурсах, обеспечивающих их деятельность и расширенное воспроизводство. Эту потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

2. Без финансов невозможно  обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать развитие производства.

Информация о работе Возникновение, социально-экономическая сущность и функции финансов