Возникновение, социально-экономическая сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

В условиях поражающих Россию финансово-экономических кризисов особую актуальность приобретают вопросы ее финансового оздоровления. Первостепенное значение имеют ответы на вопросы о том, как обеспечить финансовую стабилизацию, восстановить банковскую систему, справиться с проблемами внутреннего и внешнего долга, сократить дефицит государственного бюджета, добиться необходимого уровня налоговых поступлений, создать отечественным предприятиям условия для финансирования перспективных программ развития производства и т.д.

Содержание

Введение
Возникновение финансов и этапы их развития
Социально-экономическая сущность финансов
Функции финансов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФИНАНЫ.docx

— 79.82 Кб (Скачать)

Под централизованными финансами  понимаются, экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Это так называемые общегосударственные финансы. Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных фондов предприятий. Это так называемые финансы хозяйствующих субъектов или финансы предприятий.

Общегосударственные финансы  — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением  средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Социально-экономическая  сущность финансовых отношений определяется при рассмотрении вопроса — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической  категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

1) государством и предприятиями  (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

2) государством и гражданами  при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

3) предприятиями и вышестоящими  организациями при создании централизованных  фондов денежных средств и  резервов;

4) предприятиями и внебюджетными  фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;

5) предприятиями и банками  при получении кредитов, уплате  процентов за кредит, хранении  денежных средств на счетах  в банках;

6) предприятиями и органами  страхования при уплате страховых  взносов и возмещении из страхового  фонда ущерба при наступлении страхового случая;

7) предприятиями и работниками,  занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;

8) предприятиями и организациями  в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Совокупность экономических  отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами  и отдельными гражданами в связи  с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы —  это система экономических отношений, связанных с формированием и  использованием фондов денежных средств  на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с ростом налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

В понятие "финансы" включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций).

Финансовые отношения  в ходе своего развития порождают  кредитные. Кредит представляет собой  движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. Внешнее их различие состоит в том, что финансы распределяют уже полученные доходы и направляют эти распределенные доходы к их конечному использованию — приобретению материальных благ и услуг. Кредит же предполагает предварительное накопление денежных доходов (тут он совпадает с финансами) и предоставление этих средств взаймы на определенный срок другому субъекту с условием возврата исходной суммы и получения дополнительного дохода в виде процентов. Упрощенно говоря, общие финансы распадаются как бы на две части: «чистые» финансы — это безвозвратное предоставление средств, а кредит — возвратное. Конечные цели их различны: «чистые» финансы реализуют конечные доходы, а кредит увеличивает исходную сумму доходов. Под термином «чистые» будем понимать только перераспределительную роль финансов. При кредитных отношениях сами деньги превращаются в товар (но не какой-нибудь товар-посредник или «всеобщий эквивалент»), а товар весьма своеобразного вида. Этот товар нужно вернуть владельцу и заплатить за его использование. В современных кредитных отношениях используется свойство денег быть финансовым ресурсом, фактором организации производства, которое приносит доход, превышающий установленную плату за использование кредита. Кредитные отношения, будучи исторически столь же древними (имеется в виду ростовщичество), как и финансовые, подлинное свое развитие получили только за последние 100—150 лет. Сейчас в развитых странах сформировалась громадная система банков и других кредитных организаций, имеющая и международное значение. Это есть результат роста эффективности общественного производства, появления громадной массы временно свободных финансовых ресурсов. Возникла особая сфера экономики — торговля будущим доходом, она не ограничивается только кредитными отношениями, в нее можно включить и рынок ценных бумаг, деятельность таких финансовых посредников, как страховые организации, пенсионные фонды, сберегательные ассоциации и т.д.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной  деятельности на предприятиях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится. В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т. е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным.

В понятие "финансы" включаются только те денежные отношения, которые  связаны с распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и другие) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

1) экономические отношения  между хозяйствующими субъектами  с использованием денег. При  этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

2) в процессе экономических  отношений осуществляется формирование  денежных фондов у хозяйствующих  субъектов и государства и их использование.

 

 

3. Функции финансов.

 

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, то есть их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Для финансов как экономической  категории характерны две основные функции: распределительная и контрольная. Эти функций осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода, и контроль за этим распределением.

Первой функцией финансов является распределение или перераспределение национального дохода государства.

Национальный доход страны — вновь созданная стоимость  или стоимость валового внутреннего  продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующе звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Национальный доход делится  на две части — фонд накопления и фонд потребления. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления — его расходы либо избыточны (там где речь идет о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нерациональны (расходы на социальную сферу обходятся слишком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов.

Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий, движений и многое другое. При достаточно высоком уровне фондов потребления возрастает доля накопления во внепроизводственном секторе, то есть растут личные накопления. Если относительная доля потребления в национальном доходе более низкая, растут корпоративные накопления, так как весь создаваемый национальный доход есть не что иное, как вновь созданная стоимость. В основе всего воспроизводственного процесса лежит уникальная особенность товара «рабочая сила». Рабочая сила как товар обладает свойством создавать стоимость, превышающую затраты на ее воспроизводство. Этим свойством не обладают остальные компоненты производства — орудия труда и предметы труда.

Фонд накопления состоит  из двух частей, предназначенных для  расширения воспроизводства и образования  резервных фондов. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть в фонд потребления. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления.

При распределении национального дохода, происходит создание так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Эти доходы делятся на две группы:

1) зарплата работников, занятых  в сфере материального производства;

2) доходы предприятий  сферы материального производства. Однако первичные доходы еще  не образуют общественных денежных  фондов, достаточных для развития  приоритетных отраслей народного  хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.

Перераспределение национального  дохода страны связано:

Информация о работе Возникновение, социально-экономическая сущность и функции финансов