Возникновение и функционирование сберегательных касс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Сберегательные кассы особый вид кредитных учреждений, имеющих целью дать небогатым людям возможность составить небольшой капитал посредством сбережения маленьких сумм от обычных расходов. От кредитных учреждений обычного типа они отличаются тем, что не преследуют спекулятивных или промышленных целей и имеют в виду исключительно интересы вкладчиков, принимая от них для приращения процентами суммы, которые легко могли бы быть ими израсходованы и ни в каком случае не приносили бы им дохода. От благотворительных учреждений Сберегательные кассы отличаются тем, что выдают вкладчикам лишь собственные их суммы. Первые Сберегательные кассы, основанные в конце XVIII-го века и отчасти в начале XIX-го, обязаны, однако, своим возникновением преимущественно идеям благотворительного характера.

Работа содержит 1 файл

ИРБД.docx

— 38.53 Кб (Скачать)

 

Введение

     

       Сберегательные кассы особый вид кредитных учреждений, имеющих целью дать небогатым людям возможность составить небольшой капитал посредством сбережения маленьких сумм от обычных расходов. От кредитных учреждений обычного типа они отличаются тем, что не преследуют спекулятивных или промышленных целей и имеют в виду исключительно интересы вкладчиков, принимая от них для приращения процентами суммы, которые легко могли бы быть ими израсходованы и ни в каком случае не приносили бы им дохода. От благотворительных учреждений Сберегательные кассы отличаются тем, что выдают вкладчикам лишь собственные их суммы. Первые Сберегательные кассы, основанные в конце XVIII-го века и отчасти в начале XIX-го, обязаны, однако, своим возникновением преимущественно идеям благотворительного характера. Отсюда целый ряд ограничений относительно участников касс и забота о том, чтобы кассами пользовались только бедные классы, особенно ясно проведенная в уставах старых касс. Отсюда и тесная связь касс, в историческом прошлом, с одной стороны — с благотворительными обществами, с другой — с общинным управлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Возникновение и функционирование сберегательных касс

 

Возникновение сберегательных касс в  дореволюционной России было вызвано  ростом товарно-денежных отношений  и необходимостью формирования низшего  звена кредитной системы в  виде сберегательных и вспомогательных  касс. Впервые сеть указанных учреждений стала создаваться после издания  закона  от 10 июля 1839 года в селах, населенных государственными крестьянами. Этот закон явился частью мероприятий, известных под названием реформы  Киселёва, которая преследовала цель- постепенную ликвидацию крепостного  права.

Сберегательные кассы открывались  при всех казённых кассах, доступных  публике, каких-то Казначействах, кроме  того, на станциях железных дорог, на фабриках, при школах, а также при отделениях Госбанка. В начале своей деятельности сберегательные кассы выплачивали  своим вкладчикам доход из расчёта 4% годовых.

Первые городские сберегательные кассы были организованы в 1841-1842 гг. при Петербургской и Московской сохранных казнах по указу Николая 1 от 30 октября 1841 г.

Вначале своей деятельности городские  сберегательные кассы принимали  вклады размером от 50 копеек до 10 рублей с тем, чтобы общая сумма вклада на одно лицо не превышала 300 рублей. В  последствии были увеличены максимальная сумма первоначального взноса и  общая сумма вклада.

Анализ социального и сословного состава вкладчиков показывает, что  в 1849г. в Петербургской сберкассе  на первом месте по сумме вкладов  стояли ремесленники, на втором – крестьяне, занимавшиеся той или иной городской  профессией, затем мещане, чиновники, нижние чины и т.д.

В последующие годы своего существования  сеть сберегательных касс России неуклонно  развивалась. За период с 1842г. по 1857г.  было создано 882 вспомогательные кассы  и 460 сберегательных касс [4, c. 82].

Лишь в Петрограде, Москве и некоторых  других крупных городах сберегательные кассы имели штатных работников. В остальных сберегательных кассах операции выполнялись в порядке  дополнительной нагрузки служащими  предприятий  и учреждений, при  которых они были организованы. Это  позволяло сводить к минимуму расходы сберегательных касс на содержание аппарата. К тому же объем выполняемой  ими работы был сравнительно невелик. Основная деятельность сберегательных касс заключалась в приеме и выдаче вкладов.

К 1862 г., когда 2 столичные и 146 губернских касс были переданы в ведение учреждённого в 1860 г. Государственного банка России, общий остаток вкладов составил 11,5 млн. руб. Уменьшение в 1857 г. в связи с конверсией государственных займов выплачиваемого процента до 3,6% годовых, а также передачи дела по организации новых, не заинтересованным в этом городским самоуправлением повлекло за собой станацию сберегательного дела[5, c. 480].

В 1860-1870 гг. число учреждений и  объём  операций российских касс прирастали весьма замедленно.

В начале 1870-х гг. сберегательное дело России оказалось в кризисе, из которого удалось выйти только в 1880-е гг.

Подъём 1880-х гг., в ходе которого увеличился объём вкладов, был следствием продуманных поощрительных мер, проведенных приемниками Рейтерна на посту министра финансов Н.Х.Бунге  и И.А.Вышнеградским.

С 1884г. сберкассы стали открываться  не только при отделения Госбанка, но и при губернских и уездных  казначействах, а с 1889г. при почтово-телеграфных  учреждениях, управлениях железных дорог и фабрично-заводских предприятиях. Предназначенные для обслуживания самых мелких вкладчиков, они принимали  сбережения на общих основаниях, выдачи же производились за счёт центральной  кассы, откуда получали необходимые  средства. В этот период сберегательные учреждения, кроме традиционных счетов до востребования принимали также  вклады на имя детей, выдавали сбережения наследникам умерших клиентов, занимались переводами средств из одной кассы в другую.

Развитию сберегательного дела в России способствовала политика выдающегося  государственного деятеля, министра финансов С.Ю.Витте. По его инициативе в 1895г. был  принят новый Устав сберегательных касс. Они теперь стали официально называться «государственными», чтобы  подчеркнуть ответственность государства  за вложенные в них средства. При  Госбанке России создано особое управление сберегательных касс, вкладчикам предоставлены  новые услуги – отменено существовавшее ограничение одноразового взноса денег  в сберкассу, клиенты получили право  делать взносы при наличии книжки в любой кассе империи, книжки стали выдаваться и несовершеннолетним лицам и др.

По уставу 1895г. сберегательные кассы  принимали от населения вклады до востребования и условные. При  этом вкладчик имел право хранить  на своем счете вклад, не превышающий 1 тысячу рублей. Для юридических  лиц, церквей и монастырей эта  сумма составляла 3 тысячи рублей.

Существенное значение в работе сберкасс занимали операции с ценными  бумагами. Сберегательные кассы приобретали  ценные бумаги по поручению вкладчиков за счет их денежных сбережений, в частности  за счет сумм, превышающих 1 тысячу рублей, и оставляли у себя на хранение. Такие сбережения носили название «вклады  в процентных бумагах» и учитывались  отдельно от обычных вкладов[6, c. 12].

Вклады, по которым  в течение 30 лет не совершались приходные  операции, а также процентные бумаги,  приобретённые за счет таких вкладов, обращались в доход сберкассы, если по ним не были предъявлены законные права частным  лицом или учреждением.

Поступления по вкладам в сберегательные кассы, превышающие их выдачи, направлялись в Государственный банк. За эти  суммы банк выплачивал проценты, размер которых на 0,5% превышал сумму дохода, выплачиваемую сберегательными  кассами по вкладам.

Собственную денежную наличность для  совершения операций могли иметь  только столичные кассы, таможенные кассы и кассы с советами от городских общественных учреждений.

С 1900г. мелкие сбережения стали привлекаться путем продажи сберегательных марок. Эти марки, достоинством 1, 5, 10 копеек, наклеивались на специальные карточки, которые по достижении суммы марок одного рубля сдавались владельцем в сберегательную кассу в качестве вклада. В последующие годы в этих целях применялись почтовые марки.

С марочной формой сбережений тесно  связана организация привлечения  средств через школьные сберегательные кассы, которые были организованы в 1902г. Эти кассы находились в ведении  учителей и являлись посредниками между  учащимися и ближайшей сберкассой.

Введенная С.Ю.Витте система преследовала двоякую цель– расширить сеть и ресурсы сберкасс с тем, чтобы  использовать их для поддержания  государственного кредита по образцу  Англии и Франции, где средства вкладчиков переводились в облигации государственного займа. Однако, были и отрицательные  последствия «огосударствления» сберегательного  дела– помещая свободные средства населения во внутренние займы, правительство  отвлекало капиталы от инвестиций в  те отрасли экономики, где они  могли сыграть решающую роль.

С 1906г. российские сберкассы вели операции по страхованию клиентов, доходов  и жизни вкладчиков.

В соответствии с законом царского правительства от 21 июня 1910г. сберегательные кассы за счёт привлечённых ими средств  населения стали предоставлять  учреждениям небольшие ссуды  в качестве кредита. К началу 1914г. общий объём этих ссуд достиг почти 24 млн. руб. Частично средства сберегательных касс помещались в закладные листы  земельных банков, в облигации  железнодорожных займов, т.е. использовались в качестве ссудного капитала. Однако основная сумма привлечённых сберегательными  кассами средств направлялась на поддержку государственного кредита, т.е. использовалась для размещения облигаций государственных займов, выпускавшихся царским правительством[8, c. 288].

К 1913г. в России действовало 9005 касс, из них 1021-центральная и 5525 почтово-телеграфных. Количество вкладчиков составило 8992 тыс. человек, остаток вкладов-1685,4 млн. рублей. Из общей суммы вкладов 91,9% или 1549,8 млн. рублей принадлежали физическим лицам  и 8,1% или 135,6 млн. руб. - юридическим лицам. Официальные данные государственных  сберегательных касс царской России свидетельствовали о преобладающей  массе мелких вкладчиков.

Половина всех сберегательных книжек из общей суммы вкладов, хранящихся в сберегательных кассах, принадлежало сельской буржуазии и чиновникам; владельцами более 37% сбережений являлось духовенство, предприниматели и  торговцы. Рабочие по количеству вкладов  и размеру сбережений занимали последнее  место.

Немаловажное значение в организации  сбережений населения в дореволюционной  России имели займы. Государственные  займы, как внутренние, так и внешние, выпускались, как правило, на длительный срок: 40, 45, 50, 75 и даже 100 лет. По некоторым  займам сроки их выкупа вообще не указывались. При этом облигации могли быть в любое время реализованы  через кредитные учреждения или  через биржи, вследствие чего определение  срока их выкупа для держателей облигаций  значения не имело. В отношении целого ряда займов условиями выпуска их гарантировалось, что до определенного  срока правительство не приступит  к выкупу или конверсии займа. Этим предполагалось создать у держателей облигаций уверенность в устойчивости дохода. Займы в основном были рассчитаны на хорошего держателя облигаций. За всё время было выпущено 3 выигрышных займа: в 1864г. внутренний 5%-ый заем, в 1866г. второй внутренний 5%-ый заем  и в 1889г. 15%-ые закладные с выигрышами листы государственного дворянского  земельного банка. Все эти три  выигрышных займа находились в обращении  вплоть до Октябрьской революции. По своей форме они являлись процентно-выигрышными, т.е. кроме 5% по купонам облигации участвовали в тиражах выигрышей, причем размер выигрышей был очень высоким (от 200 до 500 рублей на сторублёвую облигацию). Кроме тиражей выигрышей по этим займам проводились, начиная с первого или второго года выпуска тиражи погашения. По облигациям, вышедшим в тираж погашения, выплачивалась кроме нарицательной стоимости облигации, ёщё и выкупная премия, размер которой с течением времени повышался от 20 до 50 руб. на сторублёвую облигацию[2, c. 80].

При установленной системе погашения  выигрышных займов шанс на выигрыш  по ним непрерывно повышался. Несмотря на наличие выкупной премии, выход  облигаций в тираж погашения  был невыгоден для держателя, так как биржевая стоимость облигаций  в несколько раз превышала  их нарицательную стоимость. В связи  этим была установлена система страхования  облигаций от выхода в тираж погашения. Сущность страхования заключалась  в том, что банки, получая от держателей облигаций определённый страховой  взнос, гарантировали им в случае выхода облигаций в тираж погашения  выплату разницы между биржевой и выкупной ценой облигации. Размер дохода по чисто процентным займам устанавливался от 3 до 6% годовых в  зависимости от характера займа  и обстановки, в которой он выпускался.

Размещение займов производилось  через кредитные учреждения и  биржи со скидкой с нарицательной  стоимости облигаций. Все займы  котировались на бирже. Облигации большинства  займов принимались в залог  по всякого рода поставкам, подрядам, по платежам акцизов и т.д.

Таким образом, можно отметить успешную организацию сберегательного дела дореволюционной России и разнообразие форм привлечения денежных средств  населения.

С началом первой мировой войны  сберегательные кассы были признаны сыграть первостепенную роль в деле финансирования военных расходов. Сеть их значительно выросла и к 1917г. увеличилась до 14,5 тысяч. С 1915г. отменена предельная сумма вкладов по одному счёту, расширена сфера операций с ценными бумагами, что позволило активнее участвовать в размещении военных займов. Однако, бурное увеличение суммы вкладов имело искусственный характер и было связано, прежде всего, с растущей инфляцией. Волна инфляции в годы Октябрьской революции и Гражданской войны обесценило денежные сбережения.

Новое правительство России одновременно с декретом 21 января 1918г. об аннулировании  царских займов объявило о неприкосновенности вкладов в сберегательных кассах. Разрешалось свободно выдавать только вклады, внесённые после января 1918г.

В условиях Гражданской войны нарастала  натурализация народного хозяйства, исключавшая какие-либо накопления денежных средств. Декретом СНК РСФСР  от 10 апреля 1919г. сберегательные кассы, практически прекратившие свою деятельность, были слиты с Народным банком РСФСР. С упразднением Народного банка  в январе 1920г. и передачей его  функций Министерству финансов денежные вклады населения в сберкассах в  связи с абсолютным обесценением оказались фактически аннулированными.

Провозглашение новой экономической  политики в 1921г. означало возврат общества к денежному хозяйству.

Советские сберегательные кассы были организованы в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 26 декабря 1922г. «Об учреждении государственных  сберегательных касс». Сберегательные кассы подчинялись наркомфину. В 1923-1924гг. деятельность сберегательных касс была направлена на оказание активного  содействия в проведении денежной реформы. Основной задачей сберегательных касс в этот период было страхование заработной платы рабочих и служащих от обесценения.

27 ноября 1925г. было утверждено  второе Положение о государственных  трудовых сберкассах, в котором  были отражены изменения организационного и правового порядка, происшедшие за трёхлетний период деятельности советских сберегательных касс. Руководство сберегательными кассами возлагалось на Главное управление Гострудсберкасс. В положении был определён круг выполняемых сберкассами операций: вкладные, ссудные и прочие. Вклады подразделялись на несколько видов: текущие счета, вклады до востребования, срочные, условные, на предъявителя. Доход по срочным вкладам составлял 9% годовых, по остальным видам – 8%; по вкладам юридических лиц – 6% годовых. Сберкассам разрешалась выдача срочных ссуд под залог облигаций и под другие ценные бумаги; выполнение переводных, расчётных аккредитивных операций; с разрешения Наркомфина они могли выполнять фондовые и другие банковские операции[3, c. 429].

Информация о работе Возникновение и функционирование сберегательных касс