Внутренний долг современной России: управление им

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является изучение внутреннего долга Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач исследования:
Понятие государственного долга, история государственного долга России, понятие внутреннего долга и проблемы по управлению им.
Объектом исследование в данной курсовой является внутренний долг Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Государственный долг 5
1.1 Сущность, понятие, формы и виды. 5
1.2. Управление государственным долгом 7
Глава 2 История государственного долга России 10
Глава 3 Внутренний государственный долг. 14
3.1 Понятие внутреннего государственного долга. 14
3.2. Современное состояние внутреннего долга России 17
Глава 4 Проблемы управления российским долгом и пути их решения 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Введение1.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

       Их нарицательный капитал составлял  93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

     

     На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали  его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало  строительство железных дорог, а  также выкупало в казну частные  линии.

     Стремясь  сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

     Выпуск  новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной  Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

     По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

     Все ценности, размещаемые в то время  на рынке, разделялись на 3 категории:

  • краткосрочные;
  • долгосрочные;
  • бессрочные;

     Срок  обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался  от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска  не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

     Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

     Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

     В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

     Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

     Заимствование финансовых ресурсов использовалось с  разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

     Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались  просто бумажками.[8 стр. 107-115]

 

      Глава 3 Внутренний государственный долг.

     3.1 Понятие внутреннего государственного долга.

     Государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

     Долговые  обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

     Практически все страны мира к настоящему моменту накопили существенный государственный долг, однако в странах с развитой рыночной экономикой в основном преобладает государственный внутренний долг, поскольку государство заимствует преимущественно у резидентов.

     Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции — 96, в Италии — 90, в Японии — 87%. В России этот показатель составляет менее 15%.

     Внутренний  долг РФ регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации» и обслуживается Центральным банком РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

     Внутренние государственные долговые обязательства делятся на рыночные, существующие в форме государственных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.

     Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

     Внутренний  долг РФ регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации» и обслуживается Центральным банком РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств, для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации, долговых обязательств, которые включают:

     • списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;

     • выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;

     • секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

     • обмен госдолга на акции национальных предприятий - предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

     Взятые  взаймы денежные средства у населения и хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.[2 стр. 125-128]

 

 

     3.2. Современное состояние внутреннего долга России

     В последнее время интерес финансистов  к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга  заметно усилился. Стремительный  рост объема государственного долга, критической  величины расходов на его обслуживание. При, казалось бы, приемлемой с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:

     - высокая доля государственных  расходов в структуре ВВП;

     - неточный финансовый счет бюджетного  дефицита, приводящего к его двукратному  занижению;

     - высокая доходность государственных  ценных бумаг.[7]

     Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:

     • Государственных бескупонных краткосрочных облигаций

     (ГКО);

     • Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и  с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

     Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица.

     Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных  выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

     До  августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

       В таблице 1 указаны платежи по внутреннему долгу РФ на октябрь месяц 2011 

       Таблица 1

Платежи по внутреннему  долгу Российской Федерации в  октябре 2011 года  

Дата  выплат по платежному графику Код выпуска (купона) Тип бумаги Ассигнования  на

погашение 

Расходы на обслуживание Итого
      млн. рублей млн. рублей млн. рублей
12.10.11 26199 (19 к) ОФЗ-ПД   669,240 669,240
19.10.11 25064 (11 к) ОФЗ-ПД   1 335,150 1 335,150
19.10.11 25067 (9 к) ОФЗ-ПД   1 267,650 1 267,650
19.10.11 26200 (15 к) ОФЗ-ПД   760,500 760,500
19.10.11 26201 (13 к) ОФЗ-ПД   767,510 767,510
26.10.11 26205 (1 к) ОФЗ-ПД   1 740,496 1 740,496
27.10.11 39004 (6 к) ГСО-ФПС   398,880 398,880
Итого:     0,000 6 939,426 6 939,426

Информация о работе Внутренний долг современной России: управление им