Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение внутреннего долга Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо рассмотреть ряд задач исследования:
Понятие государственного долга, история государственного долга России, понятие внутреннего долга и проблемы по управлению им.
Объектом исследование в данной курсовой является внутренний долг Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 Государственный долг 5
1.1 Сущность, понятие, формы и виды. 5
1.2. Управление государственным долгом 7
Глава 2 История государственного долга России 10
Глава 3 Внутренний государственный долг. 14
3.1 Понятие внутреннего государственного долга. 14
3.2. Современное состояние внутреннего долга России 17
Глава 4 Проблемы управления российским долгом и пути их решения 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Их нарицательный капитал
На
протяжении всего XIX в. и в начале
XX в. расходы государства превышали
его доходы. Во второй половине XIX в.
правительство активно
Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:
Срок
обращения краткосрочных
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское
правительство в результате длительных
и кровопролитных усилий сумело создать
репутацию надежного заемщика, который
действует на рынке аккуратно, не
злоупотребляя своим
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
Отказавшись
платить долги своим и
Государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
Практически все страны мира к настоящему моменту накопили существенный государственный долг, однако в странах с развитой рыночной экономикой в основном преобладает государственный внутренний долг, поскольку государство заимствует преимущественно у резидентов.
Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции — 96, в Италии — 90, в Японии — 87%. В России этот показатель составляет менее 15%.
Внутренний долг РФ регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации» и обслуживается Центральным банком РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.
Внутренние государственные долговые обязательства делятся на рыночные, существующие в форме государственных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.
Эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
Внутренний долг РФ регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации» и обслуживается Центральным банком РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств, для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации, долговых обязательств, которые включают:
• списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
• выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
• секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
• обмен госдолга на акции национальных предприятий - предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.
Взятые взаймы денежные средства у населения и хозяйствующих субъектов поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.[2 стр. 125-128]
В
последнее время интерес
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
-
неточный финансовый счет
-
высокая доходность
Структура современного внутреннего долга РФ состоит из:
• Государственных бескупонных краткосрочных облигаций
(ГКО);
• Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица.
Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.
До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.
В таблице 1 указаны платежи по внутреннему
долгу РФ на октябрь месяц 2011
Таблица 1
Платежи по внутреннему
долгу Российской Федерации в
октябре 2011 года
Дата выплат по платежному графику | Код выпуска (купона) | Тип бумаги | Ассигнования
на
погашение |
Расходы на обслуживание | Итого |
млн. рублей | млн. рублей | млн. рублей | |||
12.10.11 | 26199 (19 к) | ОФЗ-ПД | 669,240 | 669,240 | |
19.10.11 | 25064 (11 к) | ОФЗ-ПД | 1 335,150 | 1 335,150 | |
19.10.11 | 25067 (9 к) | ОФЗ-ПД | 1 267,650 | 1 267,650 | |
19.10.11 | 26200 (15 к) | ОФЗ-ПД | 760,500 | 760,500 | |
19.10.11 | 26201 (13 к) | ОФЗ-ПД | 767,510 | 767,510 | |
26.10.11 | 26205 (1 к) | ОФЗ-ПД | 1 740,496 | 1 740,496 | |
27.10.11 | 39004 (6 к) | ГСО-ФПС | 398,880 | 398,880 | |
Итого: | 0,000 | 6 939,426 | 6 939,426 |
Информация о работе Внутренний долг современной России: управление им