По
принадлежности инновационные фонды
делятся на государственные, местные,
частные и общественные. Первые находятся
в распоряжении центрального правительства,
это наиболее важные фонды. У местных органов
власти имеется большое количество местных
фондов, среди которых наиболее крупными
являются заемные фонды. В Великобритании
такой фонд действует с конца XIX в. и используется
для финансирования капиталовложений,
а в отдельных случаях - на покрытие кассовых
разрывов в местных бюджетах. Частные
фонды получили распространение в сфере
финансирования малого инновационного
предпринимательства, а общественные
некоммерческие (бесприбыльные) фонды
- в сфере финансирования фундаментальных
научных исследований, которые не имеют
коммерческого использования.
В
зависимости от целей использования
инновационные фонды подразделяются
на научно-исследовательские, производственно-внедренческие,
инвестиционно-кредитные, военные, межгосударственные.
Производственно-внедренческие
фонды предназначены для финансирования
производственных нововведений на стадии
опытно-конструкторских разработок
и их внедрения в производственный процесс.
К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные
и др. Средства этих фондов направляются
на финансирование частных компаний и
малорентабельных государственных предприятий,
особенно в периоды циклических кризисов.
Помощь предоставляется в форме безвозмездных
субсидий и льготных кредитов.
Развитие
научно-технической революции порождает
создание научно-исследовательских
фондов, используемых для финансовой
поддержки научных исследований
в высших учебных заведениях, а также
содержания государственных научных центров,
осуществляющих разработку фундаментальных
исследований.
Инвестиционно-кредитные
фонды - это ресурсы, находящиеся в распоряжении
государственных и частных банков, сберегательных
касс, других кредитных учреждений и предоставляемые
на условиях возврата и уплаты процентов.
Преимущественным правом пользования
такими фондами обладают юридические
лица, выполняющие государственные заказы
или работающие в соответствии с государственными
инновационными программами страны.
Инвестиционные
фонды являются одной из организационных
форм реализации нововведений, непосредственно
связанной с малым исследовательским
бизнесом. Эти фонды отличаются от
появившихся у нас инновационных
банков тем, что чаще всего их деятельность
носит не коммерческий, а филантропический
характер, имеющий своей целью финансовую
поддержку как мелких фирм - новаторов,
так и отдельных изобретателей-одиночек.
Важную роль в инвестировании малых фирм
играет Национальный научный фонд США,
который не только кредитует инновационные
фирмы, но и занимается выдачей им грантов
- безвозмездных целевых субсидий. Таким
же примером может служить Инвестиционный
фонд Министерства энергетики США, основанный
в 1977 г. и занимающийся финансированием
как отдельных исследовательских проектов,
осуществляемых малыми фирмами, так и
субсидированием индивидуальных изобретателей.
Свою некоммерческую ориентацию фонд
подчеркивает предпочтением к разработкам,
имеющим "высокий риск провала".
В
Швеции широко распространены акционерно-инвестиционные
фонды, которым правительство предоставило
разнообразные налоговые субсидии. До
1984 г. вкладчики получай 30%-ую скидку с
налогов на годовые сбережения в дополнение
к не облагаемым налогом дивидендам и
приросту стоимости акций. Затем ее отменили,
но остальные стимулы остались. В 1985 г.
на инвестиционные фонды приходилось
6% всех акций, и их доля продолжает расти.
Компании могут помещать в инвестиционные
фонды до 50% чистого дохода (эта сумма вычитается
из налоговой базы).
Такой
же иллюстрацией является правительственная
организация "Японская корпорация по
исследованиям и разработкам", занимающаяся
финансированием малых фирм, внедряющих
перспективные технологии. Выданные корпорацией
субсидии подлежат возврату лишь в том
случае, если профинансированные инновации
оказываются прибыльными. Не следует думать,
что инвестиционные центры являются лишь
правительственными учреждениями. Существует
множество аналогичных филантропических
центров, созданных общественными организациями
и частными фирмами.
Военные
фонды - резервы, находящиеся главным
образом в распоряжении главы
государства, за счет которых финансируются
дополнительные целевые инновационные
мероприятия, имеющие особую важность.
К ним относятся конфиденциальные
(секретные) фонды федерального бюджета,
которые хотя и включаются в его расходную
часть, но отражаются по статьям, название
и назначение которых неконкретно, например
"Программа военного перевооружения".
В настоящее время эти фонды находятся
в распоряжении либо непосредственно
президента, либо министерства обороны.
Из них финансируются секретные крупномасштабные
научно-технические проекты.
Межгосударственные
фонды являются проявлением интернационализации
финансирования инноваций и предназначены
для защиты интересов инновационного
предпринимательства разных стран.
Государство
стремится увеличить число инновационных
фондов для получения в свое распоряжение
больших средств, но недостаток финансовых
ресурсов и сложность управления
ими вынуждает правительство
время от времени объединять фонды
или ликвидировать некоторые из них.
Источником
инновационных фондов, как и других
звеньев финансовой системы, является
национальный доход. Преобладающая
часть инновационных фондов создается
в процессе перераспределения национального
дохода, остальные-при его распределении.
Так, производственно-внедренческие фонды
сферы материального производства формируются
непосредственно за счет прибыли в процессе
распределения национального дохода,
а научные фонды нематериальной сферы
формируются в процессе перераспределения
национального дохода. Главными методами
мобилизации национального дохода в процессе
его перераспределения при формировании
инновационных фондов выступают: средства
из бюджета, займы, добровольные взносы
и очень редко специальные налоги и сборы.
Основной метод-это займы.
Значительное
количество государственных инновационных
фондов формируется за счет средств
государственного и местных бюджетов
в зависимости от принадлежности.
Средства из этих бюджетов поступают
в форме безвозмездных субсидий
или определенных отчислений от налоговых
поступлений.
Научно-исследовательские
фонды чаще всего получают доходы
в виде субсидий из государственного
бюджета. Доходами большинства частных
инновационных фондов выступают
займы. Инвестиционно-кредитные фонды
создаются только с помощью заемных средств.
Общественные
инновационные фонды, которые являются
некоммерческими и бесприбыльными,
образуются из добровольных взносов
и пожертвований. К ним относятся
фонды, финансирующие фундаментальные
научные исследования.
При
углублении циклических и структурных
кризисов государство широко привлекает
инновационные фонды для обеспечения
воспроизводства на новой научно-технической
базе. Они расширяют возможности для финансовой
поддержки частного инновационного сектора,
а также малорентабельных государственных
инновационных предприятий.
Частично
роль инновационных фондов играют экономические
фонды, которые стали возникать
в годы мирового экономического кризиса
(1929-1933 гг.) для оказания финансовой
помощи предпринимательским объединениям,
когда они при резком падении темпов производства
испытывали потребность в дополнительном
капитале. Одним из первых государств,
которое прибегло к такому методу, были
США, создавшие фонд реконструктивной
финансовой корпорации. После второй мировой
войны подобные фонды образуются во всех
промышленно развитых странах: в США -
фонд перестройки и развития экономики,
а каждый штат имеет фонд агентства экономического
развития; во Франции - фонд модернизации,
фонд экономического и социального развития,
фонд промышленной адаптации и конъюнктурный
фонд; в Швеции - резервный инвестиционный
фонд; в Японии - инвестиционный бюджет,
или программа государственных инвестиций
и займов, специальные счета (автономные
бюджеты центрального правительства и
местных властей), внебюджетные счета
или балансы общественных корпораций.
Главная их цель - поддержать и укрепить
экономические позиции частного бизнеса
за счет нововведений.
В
США, например, при относительно низком
уровне налогов на прибыль получили
значительное распространение фонды реконструкции
и развития. Наряду с банками финансово-кредитными
учреждениями являются фонды, занимающиеся
инвестиционными и венчурными проектами
нововведений. Создаются они частными
лицами, компаниями, корпорациями, крупными
ТНК за счет отчисления от прибыли и амортизационных
отчислений.
Так
во Франции действует фонд экономического
и социального развития. В него
поступают главным образом займы,
размещаемые на рынке ссудных
капиталов, а также отчисления из
бюджета. Фонд финансирует инвестиционные
программы нововведений, а также планы
регионального развития, размещения производительных
сил в стране, переквалификации рабочей
силы и перевода промышленных предприятий
из индустриальных центров в другие районы.
Средства предоставляются в форме безвозвратных
ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным
и частным предприятиям, осуществляющим
инвестиции в нововведения в соответствии
с общегосударственной программный развития.
Для предоставления субсидий предприятиям,
расположенным в районах, которые переживают
экономические трудности, создан фонд
промышленной адаптации. На него также
возложены задачи, связанные с региональным
развитием. Капитальные вложения в промышленные
нововведения осуществляются преимущественно
через специально образованный конъюнктурный
фонд, формируемый за счет конъюнктурного
налога. Использование фонда зависит от
экономического положения в стране: при
спаде производства из него направляются
средства в промышленность, жилищное строительство,
социальную сферу, при росте производства
он пополняется.
К
доходам инновационных внебюджетных
фондов относятся:
- специальные
целевые налоги и сборы, установленные
для соответствующего фонда;
- отчисления
от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
- средства
бюджета;
- прибыль от
коммерческой деятельности, осуществляемой
фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные
фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих
банков.
Заключение
Создание
внебюджетных фондов необходимо государству
для более эффективного использования
своих финансовых ресурсов. Специфика
внебюджетных социальных фондов – четкое
закрепление за ними доходных источников
и, как правило, строго целевое использование
их средств.
Каждый
из государственных внебюджетных фондов
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением. Средства расходуются на
уставную деятельность, обусловленную
социальным назначением фонда. Кроме того,
как финансово-кредитное учреждение внебюджетный
фонд может выступать на финансовом рынке
в качестве инвестора, приобретая государственные
ценные бумаги с целью получения дохода
и увеличения финансовых ресурсов.
Опыт
иностранных государств, таких как
США, Франция, Япония, мог бы послужить
для нас примером в области
образования и использования
специальных фондов для решения
государственных проблем.
Список использованной
литературы
- Бюджетный
кодекс РФ (от 31 июля 1998 года в действующей
на настоящий момент редакции)
- Финансы -
под ред. Ковалевой А.М. - М.: Финансы и статистика
- 2005 г.
- Финансы –
под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. –
М.: Финансы и статистика – 2004 г.
- Ермасова
Н.Б. Государственные и муниципальные
финансы теория и практика в России и зарубежных
странах. - М.: Издательство: высшее образование,
2008 г.
- Поляк Г.Б.
Финансы бюджетной организации. М: Вузовский
учебник, 2005.
- Журнал "Финансы
и кредит".
- Справочная
правовая система "ГАРАНТ".
- Электронный
ресурс www.minfin.ru.
- Электронный
ресурс www.rg.ru.