Внебюджетные фонды зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:36, реферат

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    По  принадлежности инновационные фонды  делятся на государственные, местные, частные и общественные. Первые находятся в распоряжении центрального правительства, это наиболее важные фонды. У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды. В Великобритании такой фонд действует с конца XIX в. и используется для финансирования капиталовложений, а в отдельных случаях - на покрытие кассовых разрывов в местных бюджетах. Частные фонды получили распространение в сфере финансирования малого инновационного предпринимательства, а общественные некоммерческие (бесприбыльные) фонды - в сфере финансирования фундаментальных научных исследований, которые не имеют коммерческого использования.

    В зависимости от целей использования  инновационные фонды подразделяются на научно-исследовательские, производственно-внедренческие, инвестиционно-кредитные, военные, межгосударственные.

    Производственно-внедренческие  фонды предназначены для финансирования производственных нововведений на стадии опытно-конструкторских разработок и их внедрения в производственный процесс. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные и др. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

    Развитие  научно-технической революции порождает  создание научно-исследовательских  фондов, используемых для финансовой поддержки научных исследований в высших учебных заведениях, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.

    Инвестиционно-кредитные  фонды - это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и частных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными инновационными программами страны.

    Инвестиционные  фонды являются одной из организационных  форм реализации нововведений, непосредственно  связанной с малым исследовательским  бизнесом. Эти фонды отличаются от появившихся у нас инновационных  банков тем, что чаще всего их деятельность носит не коммерческий, а филантропический характер, имеющий своей целью финансовую поддержку как мелких фирм - новаторов, так и отдельных изобретателей-одиночек. Важную роль в инвестировании малых фирм играет Национальный научный фонд США, который не только кредитует инновационные фирмы, но и занимается выдачей им грантов - безвозмездных целевых субсидий. Таким же примером может служить Инвестиционный фонд Министерства энергетики США, основанный в 1977 г. и занимающийся финансированием как отдельных исследовательских проектов, осуществляемых малыми фирмами, так и субсидированием индивидуальных изобретателей. Свою некоммерческую ориентацию фонд подчеркивает предпочтением к разработкам, имеющим "высокий риск провала".

    В Швеции широко распространены акционерно-инвестиционные фонды, которым правительство предоставило разнообразные налоговые субсидии. До 1984 г. вкладчики получай 30%-ую скидку с налогов на годовые сбережения в дополнение к не облагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. Затем ее отменили, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и их доля продолжает расти. Компании могут помещать в инвестиционные фонды до 50% чистого дохода (эта сумма вычитается из налоговой базы).

    Такой же иллюстрацией является правительственная организация "Японская корпорация по исследованиям и разработкам", занимающаяся финансированием малых фирм, внедряющих перспективные технологии. Выданные корпорацией субсидии подлежат возврату лишь в том случае, если профинансированные инновации оказываются прибыльными. Не следует думать, что инвестиционные центры являются лишь правительственными учреждениями. Существует множество аналогичных филантропических центров, созданных общественными организациями и частными фирмами.

    Военные фонды - резервы, находящиеся главным  образом в распоряжении главы  государства, за счет которых финансируются  дополнительные целевые инновационные  мероприятия, имеющие особую важность. К ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета, которые хотя и включаются в его расходную часть, но отражаются по статьям, название и назначение которых неконкретно, например "Программа военного перевооружения". В настоящее время эти фонды находятся в распоряжении либо непосредственно президента, либо министерства обороны. Из них финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.

    Межгосударственные  фонды являются проявлением интернационализации  финансирования инноваций и предназначены  для защиты интересов инновационного предпринимательства разных стран.

    Государство стремится увеличить число инновационных  фондов для получения в свое распоряжение больших средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждает правительство  время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые из них.

    Источником  инновационных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая  часть инновационных фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода, остальные-при его распределении. Так, производственно-внедренческие фонды сферы материального производства формируются непосредственно за счет прибыли в процессе распределения национального дохода, а научные фонды нематериальной сферы формируются в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании инновационных фондов выступают: средства из бюджета, займы, добровольные взносы и очень редко специальные налоги и сборы. Основной метод-это займы.

    Значительное  количество государственных инновационных  фондов формируется за счет средств  государственного и местных бюджетов в зависимости от принадлежности. Средства из этих бюджетов поступают  в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

    Научно-исследовательские  фонды чаще всего получают доходы в виде субсидий из государственного бюджета. Доходами большинства частных  инновационных фондов выступают  займы. Инвестиционно-кредитные фонды  создаются только с помощью заемных средств.

    Общественные  инновационные фонды, которые являются некоммерческими и бесприбыльными, образуются из добровольных взносов  и пожертвований. К ним относятся  фонды, финансирующие фундаментальные  научные исследования.

    При углублении циклических и структурных кризисов государство широко привлекает инновационные фонды для обеспечения воспроизводства на новой научно-технической базе. Они расширяют возможности для финансовой поддержки частного инновационного сектора, а также малорентабельных государственных инновационных предприятий.

    Частично  роль инновационных фондов играют экономические  фонды, которые стали возникать  в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для оказания финансовой помощи предпринимательским объединениям, когда они при резком падении темпов производства испытывали потребность в дополнительном капитале. Одним из первых государств, которое прибегло к такому методу, были США, создавшие фонд реконструктивной финансовой корпорации. После второй мировой войны подобные фонды образуются во всех промышленно развитых странах: в США - фонд перестройки и развития экономики, а каждый штат имеет фонд агентства экономического развития; во Франции - фонд модернизации, фонд экономического и социального развития, фонд промышленной адаптации и конъюнктурный фонд; в Швеции - резервный инвестиционный фонд; в Японии - инвестиционный бюджет, или программа государственных инвестиций и займов, специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей), внебюджетные счета или балансы общественных корпораций. Главная их цель - поддержать и укрепить экономические позиции частного бизнеса за счет нововведений.

    В США, например, при относительно низком уровне налогов на прибыль получили значительное распространение фонды реконструкции и развития. Наряду с банками финансово-кредитными учреждениями являются фонды, занимающиеся инвестиционными и венчурными проектами нововведений. Создаются они частными лицами, компаниями, корпорациями, крупными ТНК за счет отчисления от прибыли и амортизационных отчислений.

    Так во Франции действует фонд экономического и социального развития. В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных  капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы нововведений, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в другие районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в нововведения в соответствии с общегосударственной программный развития. Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации. На него также возложены задачи, связанные с региональным развитием. Капитальные вложения в промышленные нововведения осуществляются преимущественно через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.

    К доходам инновационных внебюджетных фондов относятся:

    • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
    • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
    • средства бюджета;
    • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
    • займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

 

Заключение

 

    Создание  внебюджетных фондов необходимо государству  для более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

    Каждый  из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

    Опыт  иностранных государств, таких как  США, Франция, Япония, мог бы послужить  для нас примером в области  образования и использования  специальных фондов для решения  государственных проблем.

 

Список использованной литературы

 
  1. Бюджетный кодекс РФ (от 31 июля 1998 года в действующей  на настоящий момент редакции)
  2. Финансы - под ред. Ковалевой А.М. - М.: Финансы и статистика - 2005 г.
  3. Финансы – под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. – М.: Финансы и статистика – 2004 г.
  4. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы теория и практика в России и зарубежных странах. - М.: Издательство: высшее образование, 2008 г.
  5. Поляк Г.Б. Финансы бюджетной организации. М: Вузовский учебник, 2005.
  6. Журнал "Финансы и кредит".
  7. Справочная правовая система "ГАРАНТ".
  8. Электронный ресурс www.minfin.ru.
  9. Электронный ресурс www.rg.ru.

Информация о работе Внебюджетные фонды зарубежных стран