Внебюджетные фонды зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:36, реферат

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления имеются целевые средства, используемые в качестве дополнительного источника финансирования различных мероприятий и программ. Часть этих средств аккумулируется в специальных финансовых фондах, которые либо включаются, либо не включаются в состав бюджетов разных уровней.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Особенности внебюджетных фондов:

    - внебюджетные фонды планируются  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

    - денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

    - формируются, в основном, за счет  обязательных отчислений юридических  и физических лиц; 

    - страховые взносы во внебюджетные  фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

    - регулирование отношений, связанных с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды;

    - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

    - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

    Специальные фонды выступают одним из звеньев  общегосударственных финансов.

    Наиболее  известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном (территориальном) масштабе выступают государственный и местные бюджеты. Но ограниченность ресурсов и ряд факторов обусловливают целесообразность параллельного использования и другой формы — специальных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильности экономики. Во-вторых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти, т.к. эти фонды, как правило, автономны от бюджета. В-третьих, отвлекая часть определенных расходов из бюджета, внебюджетные фонды сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.

    Таким образом, специальные правительственные  фонды — это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования своих мероприятий. Порядок образования и использования данного звена финансовой системы регламентируется законодательством. К ним относятся различные фонды, специальные сметы и счета.  

Глава 2. Специальные фонды зарубежных стран.

§ 1. Специальные фонды зарубежных стран: виды, особенности, характеристика.

 

    В финансовой системе зарубежных стран  специальные фонды занимают важное место. Объем средств. которые в  них концентрируются, значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании - 1/3.

    К специальным фондам в зарубежных странах относятся различные  автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются прежде всего экономическая и социальная функции. За счет средств фондов государство вмешивается в процесс производства, предоставляет субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывает социальные услуги населению.

    На  специальные фонды возлагаются, прежде всего, такие функции, как экономическая и социальная. С их помощью возможно:

    • влиять на процесс производства путем  финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

    • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

    • оказывать социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

    • предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам, включая иностранные  государства.

    Источники формирования специальных фондов во многом предопределяются характером и  масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития.

    Следовательно, источники формирования спецфондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они  могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.

    Главными  методами мобилизации средств при  образовании фондов выступают специальные  налоги и сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.

    Доходами  специальных фондов могут также  выступать добровольные взносы и заемные средства.

    Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обусловливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием  разработанных и реализуемых  программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

    Управление  каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные  уставом или законом.

    Специальные фонды, как правило, имеют целевой  характер. Так, фонд социального страхования  предназначен для выплат пенсий и  пособий застрахованным, кредитные  фонды - для предоставления ссуд предприятиям или другим странам. Однако в некоторых  фондах вид расходов не всегда точно определен. Так, в Великобритании существует фонд Главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств, чтобы поддержать равновесие во всех фондах. В Японии имеется специальный счет, осуществляющий перераспределение налоговых поступлений. Часть налоговых доходов государственного бюджета концентрируется на этом счете и направляется в зависимости от потребностей в местные бюджеты. Это перераспределение вызвано различиями в численности населения и уровнем развития экономики префектур.

    Специальные фонды отличаются друг от друга по правовому положению, целям использования.

    По  правовому положению специальные  фонды делятся на государственные  и местные. Первые находятся в  распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные и др.

    У местных органов власти имеется  большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды. В Великобритании такой фонд действует с конца 19 века и используется для финансирования капитальных вложений.

    В зависимости от целей использования  специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и  имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.

Таблица «Классификация специальных (внебюджетных) фондов»

 
Классификационный признак Вид фонда Пример  фонда
Срок  действия Временные Фонд немедленной  помощи и фонд европейской программы  восстановления, Касса Юга
Постоянные Дорожные фонды  разных стран
Принадлежность Государственные Инвестиционные, валютные фонды и т.д.
Межгосударственные МВФ, МБРР, фонды  ЕС
Местные Заемные фонды
Цель  использования Экономические Фонд реконструктивной финансовой корпорации, Фонд перестройки  и развития экономики (США); Фонд экономического и социального развития страны (Франция); Инвестиционный бюджет (Япония)
Научно-исследовательские Национальный  научный фонд и Научный фонд бюро стандартов (США); Фонд национальной корпорации по развитию исследований (Великобритания)
Кредитные Фонды Банка  Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной кассы (Франция); Фонд администрации фермерского  кредита, фонд экспортно-импортного банка (США); Фонды финансовых корпораций и фонды специальных банков, Японский банк развития, экспортно-импортный банк (Япония)
Социальные Фонд страхования  по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд помощи нуждающимся (США); Фонд пенсионного страхования  рабочих и служащих, фонд страхования  по болезни, фонд страхования по безработице (Германия); Фонд национального страхования, пенсионные фонды государственных предприятий (Великобритания); Фонд страхования здоровья, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы (Япония); Национальный институт социального страхования, (Италия); Фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству; пенсионный фонд, фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным (Франция); Ассоциация страхования экспортных кредитов (США)
Военно-политические Конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета (США)
 

    Экономические фонды предназначены для регулирования  хозяйственной жизни. К ним относятся, например, инвестиционные, конъюнктурные. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно - в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.

    В США функционирует фонд перестройки  и развития экономики, который формируется  за счет средств федерального бюджета. Главная его задача - страхование банковских операций с частными промышленными компаниями. С 1984 года он осуществляет руководство новыми программами экономического развития и прежде всего программами развития черной металлургии. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долларов. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большую помощь оказывают предпринимателям правительства штатов. Каждый штат имеет фонд агентства экономического развития, целью которого является предоставление компаниям финансовой поддержки, обычно в прямой форме.

    Во  Франции после окончания второй мировой войны был образован  фонд модернизации, который после  объединения с другими фондами  в 1955 году преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации. Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.

    Разнообразные экономические фонды действуют  в Японии: инвестиционный бюджет, или  программа государственных инвестиций и займов; специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей). Самый крупный фонд - инвестиционный бюджет, представляющий собой смету субсидий и кредитов государства общественным корпорациям. Его объем достигает половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний.

Информация о работе Внебюджетные фонды зарубежных стран