Внебюджетные фонды РФ, их сущность и значение

Автор: y*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3
2. Причины создания внебюджетных фондов в РФ………………………………..5
3. Роль внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства……………………………………………………………………………8
4. Особенности формирования доходов внебюджетных фондов………………...14
5.Тест…………………………………………………………………………………17
6.Заключение………………………………………………………………………...21
7.Список использованной литературы……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

  Приведенные  существенные проблемы и пробелы  действующего законодательства  позволяют сделать вывод, что  именно они обусловили противоречие, и стали основной причиной  столь серьезных нарекания страхователей  - работодателей, перекосов при  расчетах страховых тарифов по  обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний,  которые сейчас дифференцируются  в зависимости от класса профессионального  риска и от класса опасности  производственной деятельности. О.В.  Измайлова. Роль государственных  внебюджетных фондов в обеспечении  социальных гарантий трудоспособного  населения. Профессия и здоровье/ Аналитический вестник Совета  Федерации ФС РФ. -2003. -№ 24 (217) Следует  отметить, что это проблемы не  сегодняшнего дня. Они обсуждались  в начале XX века при проведении  подготовительной работы по введению  в России обязательного страхования  рабочих от несчастных случаев.  И чтобы понять, чем определяется  опасность различных отраслей  экономики, нужно обратиться к  изучению непосредственных причин  несчастных случаев, то есть  к производственным и технологическим  процессам, при которых произошли  эти несчастные случаи. А для  этого необходимо перейти от  рассмотрения отраслей экономики  в целом к определению степени  опасности каждой из них, а  затем к расчленению производства  на отдельные производственные  моменты и выяснению сравнительной  опасности каждого из этих  моментов. Очевидно, что те отрасли,  в которых преобладают наиболее  опасные процессы производства, дают и наивысших коэффициент  травматизма.

  В  целях решения указанных проблем  Фонд уже третий год формирует  свою статистику. В том числе  и по несчастным случаям, и  по видам профессиональных заболеваний. Если обратиться к этой статистике, то на 1 января 2002 года у нас было зафиксировано количество сообщений о страховых случаях 108815, а на 1 января 2003 уже 134500, из которых, если говорить о профзаболеваниях, около 10 тысяч.

  Если  говорить о видах профзаболеваний,  которые регистрирует сегодня  статистика Фонда социального  страхования, то наибольшее их  число связано с воздействием  физических факторов. После этого  идут заболевания, вызванные воздействием  промышленных аэрозолей, заболевания,  связанные с физическими перегрузками  и перенапряжением, все это  фиксируется в статистике фонда.  Лидерами по профессиональным  заболеваниям являются те регионы,  которые связаны с угольной  отраслью. Лидером является Кузбасский  регион - по заболеваниям, вызванным  именно промышленными аэрозолями, физическими факторам - перегрузками  и перенапряжениями. За ним следует  Ростовская область. По тем  же проблемам выделяется Республика  Коми, Нижегородская, Пермская области  и, к сожалению, Свердловская  и Челябинская область тоже  отличаются высокой профессиональной  заболеваемостью. Имея свою статистику, Фонд сможет в скором времени  эффективно воздействовать и  на производственные риски страхователей  с помощью мер профилактики. Фонд  социального страхования осознает  необходимость развития этого  направления, как приоритетного.  В связи с этим, начиная с  2001 года, фонд приступил к созданию  своей системы профилактики. На  сегодня она состоит из трех  компонентов. Это стимулирование  работодателей к улучшению условий  труда через применение скидок  и надбавок. К сожалению, эта  мера до настоящего времени  не является эффективной, постольку  методика определения скидок  и надбавок требует совершенствования.  Второй компонент - это финансирование  обучения отдельных категорий  застрахованных вопросам охраны  труда. На эти цели ежегодно, вот уже третий год тратится  более 350 млн. рублей. Третий компонент  - это частичное финансирование  предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости за счет страховых взносов. Здесь можно привести некоторые цифры. Так, в 2001 году средства, которые направлялись на эти цели, использовались в размере только 370 миллионов, в 2002 году - уже в размере 967 миллионов, и в 2003 году - эти цифры (по предварительным оценкам) достигли 1 миллиарда 285 тысяч.

  Однако  необходимо отметить, что стратегия  предупреждения ущерба либо несчастных  случаев и профессиональных заболеваний  в большой степени зависит  от индивидуального поведения  сторон - участников обязательного  социального страхования от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний. Если  работодатели и работники не  будут выполнять установленные  правила и нормы поведения  на производстве, усилия по предупреждению  ущерба будут обречены на неудачу.  Ни одна система страхования,  на которую оказывается давление  с целью поддержать расходы  на низком уровне, не может  мириться с несоблюдением правил  поведения отдельными страхователями  и застрахованными, что в конце  концов способно поставить под  угрозу ресурсы всей системы  страхования в целом. Любая  схема страхования от несчастных  случаев на производстве, профессиональных  заболеваний должна устанавливать  определенный порог, переход которого  будет иметь непреодолимые последствия  для ее устойчивого финансирования. Работодатели должны воспринимать  трудовое законодательство и  законодательство об обязательном  социальном страховании от несчастных  случаев на производстве и  профзаболеваний, как элемент  совершенствования системы трудовых  отношений и социальной защиты, способствующих решению вопросов  безопасности труда, жизни и  здоровья работающих, снижению профессиональных  рисков. Предупредительные меры  начинаются с понимания того, что работа и условия труда  никоим образом не должны отрицательно  сказываться на здоровье и  безопасности работника, никто  не должен подвергаться дискриминации  по признаку пола, возрасту, членству  в профсоюзе, верности команде,  отношения к забастовкам. Под  предупреждением следует понимать все то, что предупреждает неизбежные дорогостоящие последствия для обеих сторон: работника и работодателя.

  Также  необходимо отметить, что особого  отношения требуют к себе малые  и средние предприятия, которые  имеют очень много общих проблем  по вопросам трудовых отношений,  недостаточный опыт управления, а также нехватку капитала  и компетентности. Я хочу сказать  в этой связи, что теми мерами  по финансированию за счет  страховых взносов могли воспользоваться  только крупные предприятия, поскольку  только у них эти 20 процентов  составляют наиболее крупную  сумму, которую можно использовать  на какое-то дело. Малый и средний  бизнес практически этими мерами  не воспользовались. Эти предприятия  крайне нестабильны и часто  живут лишь непродолжительное  время. Работодателями нарушается  законодательство, многие из них  не знают своих обязательств, и их мотивация сводится к  получению максимума прибыли  при минимумах издержек. Поэтому  в связи со сказанным, хотелось  бы видеть роль фонда не  только, как гаранта обеспечения  пострадавшим, но и полноправного  защитника здоровья здорового  работающего населения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Особенности формирования  доходов внебюджетных  фондов. 

Федеральные внебюджетные фонды формируются  за счет следующих источников: 

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные  для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
  • средства бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.
 

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей: 

  • запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
 

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать  более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости  населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки  населения и др.

  Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и занятости населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой -- приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был -- и по форме, и по сути -- страховым фондом под патронажем профсоюзов.

  Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда, а в отраслевых фондах -- еще и отраслевой принадлежностью. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

  За исключением Фонда занятости, все внебюджетные социальные фонды в законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.

  Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов. 
 
 

                                                     

5.Тесты 
 

1. Предоставить заем другому юридическому лицу может:

1) только  банк

2) только  организация, имеющая специальную  лицензию ЦБ РФ

3) только  физическое лицо

4) как  физическое, так и юридическое  лицо. 

Ответ: 3) как физическое, так и юридическое лицо. 
 

2. Предоставить кредит другому юридическому лицу может:

1) только  банк

2) только  организация, имеющая специальную  лицензию ЦБ РФ

3) любое  юридическое лицо. 

Ответ: 1) только банк 
 

3. Если юридическое лицо Х получило заем и в договоре займа не

указано, что заем беспроцентный, то оно должно платить проценты:

1) по  ставке НДС

2) по  ставке рефинансирования Центрального  банка РФ

3) по  ставке вкладов до востребования

4) в  размере, определенном решением  суда

5) в  размере 50% полученной прибыли. 

Ответ: 2) по ставке рефинансирования Центрального банка РФ

4. К функциям Счетной палаты РФ относятся:

1) разработка  и утверждение Налогового кодекса  РФ

2) контроль  за исполнением бюджета РФ

3) исполнение  бюджета РФ

4) сбор  федеральных налогов. 

Ответ: 2) контроль за исполнением бюджета РФ 

5. В кредит можно дать:

1) деньги

2) картину  Левитана

3) банку  краски

4) легковой  автомобиль

5) ценные  бумаги. 

Ответ: 1) деньги 
 

6. Процент, который может быть отрицательным, — это процент:

1) реальный

2) номинальный

3) эффективный

4) любой

5) ни  один из перечисленных выше. 

Ответ: 5)ни один из перечисленных выше 
 
 

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ, их сущность и значение