Внебюджетные фонды РФ, их сущность и значение

Автор: y*****************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3
2. Причины создания внебюджетных фондов в РФ………………………………..5
3. Роль внебюджетных фондов в реализации социальной политики государства……………………………………………………………………………8
4. Особенности формирования доходов внебюджетных фондов………………...14
5.Тест…………………………………………………………………………………17
6.Заключение………………………………………………………………………...21
7.Список использованной литературы……………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОАНИЯ И НАУКИ  РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Финансово-кредитный  факультет

Кафедра финансов, бюджета  и страхования 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине: « Финансы  и кредит»

на  тему: «Внебюджетные фонды РФ,

их  сущность и значение»

                          
 
 
 
 

Проверил: Спесивцев  В.А.

Выполнила:

Специальность: бакалавр менеджмента

3 курс (день)

№ 09 млб 01335 

                                                     Москва 2012

Содержание 

1.Введение……………………………………………………………………………3

2. Причины создания внебюджетных фондов в РФ………………………………..5

3. Роль  внебюджетных фондов в реализации  социальной политики государства……………………………………………………………………………8

4. Особенности  формирования доходов внебюджетных  фондов………………...14

5.Тест…………………………………………………………………………………17

6.Заключение………………………………………………………………………...21

7.Список  использованной литературы……………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        

1.Введение 

     В ходе перехода к рыночной экономике  произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных  финансов. Один за одним возникли и  выделились внебюджетные фонды.

  Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

  Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

   На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

  Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

  Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.

  Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.

  Объектом исследования являются государственные внебюджетные фонды и их роль в решении социальных задач. 
 
 

2. Причины создания внебюджетных фондов в РФ. 

  Финансовая  система Российской Федерации  представляет собой определенную  сферу финансовых отношений, в  процессе которых образуются  и используются фонды денежных  средств. Финансовая система любого  государства формируется в зависимости  от административного устройства, политического, экономического и  социального положения государства.  В Российской Федерации финансовая  система включает в себя звенья  финансовых отношений: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонда страхования, финансы  предприятий различных форм собственности  Важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды  государства.

  Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами  власти в пользу определенных  социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования  своих мероприятий. Внебюджетные  фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами  приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг  населения.

  Государственные  внебюджетные фонды создаются  на базе соответствующих актов  высших органов власти, в которых  регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность  использования денежных средств.

  История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными.

  Создание  специальных фондов позволяло  привлекать дополнительные средства  для расширения сферы деятельности  правительства в области всегда  актуальных военных расходов, научных  исследований, регулирования экономического  развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат  населению. Специальные счета  создавались для строительства,  правительственной предпринимательской  деятельности, управления денежной  системой и государственным долгом, системой национального страхования. 

  Впервые  целевые бюджетные фонды стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода страны на  новые экономические отношения  на основе Закона РСФСР «Об  основах бюджетного устройства  и бюджетного процесса в РСФСР»  от 10 октября 1991 года. Главная причина  их создания - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества  расходов и обеспечение их  самостоятельными источниками доходов.  Среди них ведущую роль заняли  социальные внебюджетные фонды.

  При  создании социальных внебюджетных  фондов ставилась задача «разгрузить»  бюджет от существенной доли  социальных расходов, которые в  рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс  от функционирования целого ряда  внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации  их в бюджет, при этом сохранив  определенную автономность таких  фондов.

 

  Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
 

Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

  Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. 
 

3. Роль внебюджетных  фондов в реализации  социальной политики  государства. 

  Роль Фонда социального страхования Российской Федерации в контексте сегодняшней темы наиболее очевидна на примере реализации Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

  Этот  закон работает только три  года, однако решил одну из  своих основных задач - обеспечение  в полном объеме возмещения  вреда пострадавшим работникам, получившим трудовое увечье. Снята  напряженность по этому вопросу  между работниками и работодателями, существовавшая до 2000 года. Получили  необходимую социальную поддержку  пострадавшие работники ликвидируемых  предприятий. И как пример можно  привести процесс реструктуризации  угольной отрасли, в результате  которой ликвидируемые шахты  и разрезы передали более 40 тыс. неработающих пострадавших  на обеспечение Фонда социального  страхования. Причем, передали без  капитализированных средств, что  идет в разрез с существующим  законодательством. И на сегодняшний  день, как результат, в Фонде  социального страхования зарегистрировано  более двух миллионов предприятий-страхователей,  более 56 млн. работников застрахованных, их которых более 500 тыс. пострадавших  потерявших связь с производством.  Если говорить о правовых нюансах  этого закона, то следует, что  с точки зрения гражданско-правового  института профессионального риска  введение обязательного социального  страхования не создает рабочим  никаких новых прав и не  налагает на предприятие никаких  новых обязанностей, а создается  лишь более новая удобная организация  для осуществления права, которое  в гражданском процессе не  всегда можно защитить. Закон  в соответствии с Гражданским  кодексом непосредственно решает  труднейшую задачу, определяя объем  и характер возмещения вреда,  причиненного повреждением здоровья. Возмещению подлежит утраченный пострадавшим заработок, который он имел или мог определенно иметь, а также дополнительно понесенные расходы, связанные с повреждением здоровья. В том числе расходы на лечение, питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовка к другой профессии, если установлено, что пострадавший нуждается в ней, дополнительные виды уходов и бесплатное обучение. Вот надо отметить, что недавно принятые изменение и дополнение к данному закону определили еще одну статью расходов, которая будет связана с лечением пострадавших после тяжелых травм. Однако для данного закона остается актуальным вопрос об определении основания распределения обязательств между страхователями. Таким основанием является степень опасности причинения вреда работающим в процессе его производственной и профессиональной деятельности. В современном российском гражданском законодательстве понятие опасность причинения вреда введено статьей 1065 ГК РФ. Она так и называется: "Предупреждение причинения вреда". В связи с эти интересно была бы трактовка страхования, как форма защиты от причинения вреда. И в этом случае обязательным атрибутом страховых отношений является именно возможное причинение вреда. Однако, Закон определяет лишь страховой случай, как уже свершившееся событие, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность производить страховую выплату, в частности связанную с возмещением причинения вреда. И в определениях использованных законом терминах также нет такого важного термина, как опасность. В данном законе несчастный случай на производстве определяется как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья, а класс профессионального риска, как уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившихся в отраслях, подотраслях экономики. То есть законодательно зафиксированы лишь последствия, результаты, а не возможные причины, приводящие к этому результату. Введено лишь понятие класса профессионального риска, который связан с причинением вреда. Но никак не учитывается обусловленность именно данного причинения вреда вполне конкретной опасности производственной деятельности.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ, их сущность и значение