Внебюджетные фонды государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:12, реферат

Описание работы

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Работа содержит 1 файл

Мысляева.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

   1) каждый гражданин, работающий по найму, подлежал обязательному (принудительному) пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;

   2) все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определялись законом и не могли меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;

   3) реальный уровень пенсий находился в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;

   4) средства обязательного пенсионного страхования были неприкосновенны, не могли изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных их семей.

   Для реализации этих идей и был создан ПФ. Его главная цель – аккумуляция  средств, предназначенных на выплату  трудовых пенсий и управление финансами  пенсионного обеспечения.

   ПФ  является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным Правительству  РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение  о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. от 5 августа 2000 г.).

   В основные задачи ПФ входят:

   1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

   2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;

   3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

   4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.

   Будучи  элементом системы управления финансами  пенсионного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:

   • участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям;

   • участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;

   • осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

   ПФ  является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75 % средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/федерального бюджета РФ.

   В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,609 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн российских пенсионеров. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

   В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн застрахованных работников и свыше 38 млн пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн работодателей-страхователей.

   Средства  ПФ формируются за счет следующих  источников:

   1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85–90 % всех доходов ПФ);

   2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5–6 %);

   3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1– 2%);

   4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2–3 %);

   5) средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным (1 %);

   6) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1 %).

   Бюджет  ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

   • работодатели – предприятия, учреждения, организации;

   • крестьянские хозяйства;

   • родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

   • индивидуальные предприниматели;

   • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

   До 2001 г. тарифы страховых взносов в ПФ составляли:

   • для работодателей-организаций – 28,0 %;

   • для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, – 20,6 %;

   • для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения – 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

   • для работников – 1 %.

   С введением единого социального  налога с 1 января 2001 г. размер страховых взносов изменился. Перестали платить страховые взносы работники. Для работодателей размер страхового взноса составил 28 %; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, – 20,6 %; для индивидуальных предпринимателей – 9,6 %, для адвокатов – 7,0 %. Причем существовала регрессивная шкала налогообложения. Указанные ставки действовали в отношении налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года в размере до 100 000 руб. При возрастании налогооблагаемой базы размер отчислений снижался. Так, при налоговой базе свыше 600 000 руб. работодатели платили всего 83 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

   С 1 января 2005 г. отчисления в ПФ для работодателей составили 20 %; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования – 15,8 %; для индивидуальных предпринимателей – 7,3 %, для адвокатов – 5,3 %.

   Уплата  начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих  расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации  в качестве плательщиков взносов.

   За  счет средств ПФ осуществляются:

   1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

   2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5 % расходов ПФ). Социальные пенсии – это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

   3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5 % расходов ПФ);

   4) содержание аппарата ПФ (0,7 %);

   5) расходы по доставке пенсий (3,6 %);

   6) выплата пособий на погребение (0,5 %).

   ПФ  финансирует различные программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

   Руководство ПФ РФ осуществляет Правление, и его  постоянно действующий орган  – Исполнительная дирекция. Правление  осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными  и международными организациями. Отделения ПФ есть во всех регионах и крупных городах.

   Пенсионный  фонд России включает: 7 управлений ПФ по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений ПФ, в том  числе ОПФР по г. Байконур. Общее  количество территориальных органов ПФР – 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

   Бюджет ПФ и смета расходов, а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. В Законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов – по направлениям.

   В настоящее время пенсионная система  нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т. п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.

   Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

   На  такого рода принципах солидарности и текущего финансирования в 60—70-х гг. ХХ столетия были построены системы пенсионного обеспечения всех развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой. Преимущества распределительных пенсионных систем состояли в следующем:

   • возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накопления;

   • размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;

   • финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.

   Однако  в распределительной системе  величина пенсионных фондов непосредственно  зависит от демографических факторов и состояния рынка труда.

   При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45 %), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.

   При распределительной системе учитываются  только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

Информация о работе Внебюджетные фонды государства