Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:12, реферат
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
1) каждый гражданин, работающий по найму, подлежал обязательному (принудительному) пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;
2) все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определялись законом и не могли меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;
3) реальный уровень пенсий находился в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;
4) средства обязательного пенсионного страхования были неприкосновенны, не могли изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных их семей.
Для реализации этих идей и был создан ПФ. Его главная цель – аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пенсий и управление финансами пенсионного обеспечения.
ПФ
является самостоятельным финансово-
В основные задачи ПФ входят:
1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;
2) финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ;
3) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
4) капитализация средств ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц.
Будучи элементом системы управления финансами пенсионного обеспечения ПФ РФ осуществляет следующие функции:
• участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям;
• участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
• осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
ПФ является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75 % средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.
В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,609 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн российских пенсионеров. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.
В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн застрахованных работников и свыше 38 млн пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн работодателей-страхователей.
Средства ПФ формируются за счет следующих источников:
1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов (85–90 % всех доходов ПФ);
2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций (5–6 %);
3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1– 2%);
4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений (2–3 %);
5) средств, возмещаемых ПФ Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным (1 %);
6) пеней, штрафов, финансовых санкций, а также банковских начислений по остаткам средств на счетах региональных ПФ (1 %).
Бюджет
ПФ формируется в основном за счет
страховых взносов субъектов пе
• работодатели – предприятия, учреждения, организации;
• крестьянские хозяйства;
• родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
• индивидуальные предприниматели;
• нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.
До 2001 г. тарифы страховых взносов в ПФ составляли:
• для работодателей-организаций – 28,0 %;
• для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, – 20,6 %;
• для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения – 20,6 % доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
• для работников – 1 %.
С введением единого социального налога с 1 января 2001 г. размер страховых взносов изменился. Перестали платить страховые взносы работники. Для работодателей размер страхового взноса составил 28 %; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, – 20,6 %; для индивидуальных предпринимателей – 9,6 %, для адвокатов – 7,0 %. Причем существовала регрессивная шкала налогообложения. Указанные ставки действовали в отношении налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года в размере до 100 000 руб. При возрастании налогооблагаемой базы размер отчислений снижался. Так, при налоговой базе свыше 600 000 руб. работодатели платили всего 83 300 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
С 1 января 2005 г. отчисления в ПФ для работодателей составили 20 %; для фермерских хозяйств и организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования – 15,8 %; для индивидуальных предпринимателей – 7,3 %, для адвокатов – 5,3 %.
Уплата
начисленных взносов
За счет средств ПФ осуществляются:
1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5 % расходов ПФ). Социальные пенсии – это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;
3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5 % расходов ПФ);
4) содержание аппарата ПФ (0,7 %);
5) расходы по доставке пенсий (3,6 %);
6) выплата пособий на погребение (0,5 %).
ПФ
финансирует различные
Руководство
ПФ РФ осуществляет Правление, и его
постоянно действующий орган
– Исполнительная дирекция. Правление
осуществляет оперативно-методическое
руководство деятельностью
Пенсионный фонд России включает: 7 управлений ПФ по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений ПФ, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР – 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.
Бюджет ПФ и смета расходов, а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. В Законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов – по направлениям.
В настоящее время пенсионная система нуждается в реформировании, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т. п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.
Пенсионная
система России построена по распределительном
На такого рода принципах солидарности и текущего финансирования в 60—70-х гг. ХХ столетия были построены системы пенсионного обеспечения всех развитых государств с социально ориентированной рыночной экономикой. Преимущества распределительных пенсионных систем состояли в следующем:
• возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накопления;
• размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;
• финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.
Однако в распределительной системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда.
При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45 %), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.
При
распределительной системе