Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:58, реферат
Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России. Переход к рынку ознаменован в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства
Введение…………………………………………………………3
Понятие фонда медицинского страхования…………………...6
Источники образования фонда ОМС………………..…………8
Сущность и организация финансирования медицинского страхования……………………………………………………....9
Характеристика доходной базы Фондов обязательного медицинского страхования…………………………………….16
6. Характеристика расходов Фондов обязательного
медицинского страхования………………………………….…17
7. Заключение……………………………………………………..18
8. Список использованной литературы………………………....19
3.Страховщики - страховые медицинские организации, имеющие государственную лицензию на право проведения ОМС, а также медицинские учреждения имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи и услуг.
Территориальная программа ОМС утверждается органами государственного
управления субъектов РФ.
Страхователь обязан заключить договор ОМС со страховой медицинской
организацией .Она может быть утверждена в любой организационно правовой форме и на дату учреждения должна иметь уставной капитал не менее 1200 ММОТ, она обязана государственную лицензию на право проведения ОМС(выдается Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью).Учредителями не могут быть органы управления здравоохранения и медицинские учреждения.
Договор ОМС
заключается между
государственной исполнительной власти о страхование работающего и
неработающего населения. Застрахованные граждане обязаны иметь полис ОМС. Он является именным и находится на руках у застрахованного.
Полисы обязательного медицинского страхования дают право на лечение в тех же районных больницах и поликлиниках, к которым и ранее осуществлялось прикрепление по территориальному принципу.
Полис ОМС является документом, появление которого связано с новым каналом финансирования лечебных учреждений (не из бюджета, а из фондов ОМС), и не приносит его владельцу никаких новых преимуществ.
Медицинские учреждения
получают право на предоставление медицинских
услуг после аккредитации в соответствующих
органах управления здравоохранения.
Источники образования
фонда ОМС
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет
отчислений страхователей на ОМС. Фонд предназначен для аккумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечение финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивание финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства
фонда находятся в
Движение финансовых средств в системе ОМС строго регламентировано действующем законодательством. Страхователь уплачивает страховые взносы по ОМС в размере 3,6% от ФЗП в территориальный фонд ОМС. При оплате счетов медицинского учреждения, организация контролирует качество оказанных гражданам медицинских услуг и их соответствие медико-экономическим стандартам. Страховые медицинские организации имеют специальные экспертные комиссии.
Страхователь, заключивший договор страхования, имеет право расторгнуть его со страховой медицинской организацией и заключить с другой.
Система ОМС в России находится на стадии формирования, и в ряде территорий могут быть приняты некоторые отклонения от изложенных выше организационных принципов.
Основными причинами перехода к страховой медицине являются:
- недостаточность финансирования здравоохранения;
- увеличение обращаемости за медицинской помощью (до 60%) при «бесплатном» здравоохранении;
- возрастание
объема и стоимости
- дефицит квалифицированной медицинской помощи;
- расцвет «теневой» экономики в медицине;
- сверхцентрализация
и монополизация
Сущность и организация
финансирования медицинского страхования
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования граждан созданы Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования
представляют собой централизованные
источники финансовых ресурсов для целей
медицинского страхования как формы социальной
защиты населения. Фонды обеспечивают
аккумулирование денежных средств на
обязательное медицинское страхование,
финансирование государственной системы
обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов медицинского страхования
выступают гражданин, страхователь, страховая
медицинская организация, медицинское
учреждение.
Страхователями являются:
• при обязательном медицинском страховании
для неработающего населения — исполнительные
органы власти субъектов РФ, местная администрация,
для работающего населения — предприятия,
учреждения, организации, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
и лица свободных профессий;
• при добровольном медицинском страховании
— отдельные граждане или предприятия,
представляющие интересы граждан.
Страховые медицинские организации —
это юридические лица, осуществляющие
медицинское страхование и имеющие соответствующую
лицензию.
Медицинскими учреждениями в системе
медицинского страхования являются имеющие
лицензии лечебно-профилактические учреждения,
научно-исследовательские и медицинские
институты, другие учреждения, оказывающие
медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие
медицинскую деятельность как индивидуально,
так и коллективно.
Объектом добровольного медицинского
страхования является страховой риск,
связанный с затратами на оказание медицинской
помощи при возникновении страхового
случая.
Медицинское страхование осуществляется
путем заключения договора между субъектами
медицинского страхования. Субъекты медицинского
страхования выполняют обязательства
по заключенному договору в соответствии
с законодательством.
Договор медицинского страхования считается
заключенным с момента уплаты первого
страхового взноса. Каждый гражданин,
в отношении которого заключен договор
медицинского страхования или который
заключил такой договор самостоятельно,
получает страховой медицинский полис,
находящийся на руках у застрахованного
лица.
Граждане РФ имеют право на:
• выбор медицинской страховой организации;
• выбор медицинского учреждения и врача;
• получение медицинской помощи на всей
территории РФ, в том числе за пределами
постоянного места жительства;
• получение медицинских услуг, соответствующих
по объему и качеству условиям договора,
независимо от размера фактически выплаченного
страхового взноса;
• предъявление иска страхователю, страховой
медицинской организации, медицинскому
учреждению, в том числе на материальное
возмещение причиненного по их вине ущерба,
независимо от того, предусмотрено это
или нет в договоре медицинского страхования;
• возвратность части страховых взносов
при добровольном медицинском страховании,
если это определено условиями договора.
На территории РФ лица, не имеющие гражданства,
имеют такие же права и обязанности в системе
медицинского страхования, как и граждане
РФ. Медицинское страхование граждан РФ,
находящихся за рубежом, осуществляется
на основе двусторонних соглашений РФ
со странами пребывания граждан. Иностранные
граждане, постоянно проживающие в РФ,
имеют такие же права и обязанности в области
медицинского страхования, как и граждане
РФ.
Страхователь имеет право на: свободный
выбор страховой организации; контроль
за выполнением условий договора медицинского
страхования; возвратность части страховых
взносов от страховой медицинской организации
при добровольном медицинском страховании
в соответствии с условиями договора.
Предприятие-страхователь, кроме того,
имеет право на привлечение средств за
счет прибыли предприятия на добровольное
медицинское страхование своих работников.
В обязанности страхователя входит: заключать
договор обязательного медицинского страхования
со страховой медицинской организацией;
вносить страховые взносы в порядке, установленном
законом и договором медицинского страхования;
в пределах своей компетенции принимать
меры по устранению неблагоприятных факторов
воздействия на здоровье граждан; предоставлять
страховой медицинской организации информацию
о показателях здоровья контингента, подлежащего
страхованию.
Источниками финансовых ресурсов системы
здравоохранения являются:
• средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• средства государственных и общественных
организаций, предприятий;
• личные средства граждан;
• безвозмездные и благотворительные
взносы и пожертвования;
• доходы от ценных бумаг;
• кредиты банков и других кредиторов;
• другие источники.
Из этих средств формируются самостоятельные
фонды здравоохранения и фонды медицинского
страхования.
Финансовые ресурсы государственной,
муниципальной систем здравоохранения
предназначены для реализации единой
политики в области охраны здоровья населения.
Они направляются на:
• финансирование мероприятий по разработке
и реализации целевых программ;
• обеспечение профессиональной подготовки
кадров;
• финансирование научных исследований;
• развитие материально-технической базы
учреждений здравоохранения;
• субсидирование конкретных территорий
с целью выравнивания условий оказания
медицинской помощи населению по обязательному
медицинскому страхованию;
• оплату особо дорогостоящих видов медицинской
помощи;
• финансирование медицинских учреждений,
оказывающих помощь при социально значимых
заболеваниях;
• оказание медицинской помощи при массовых
заболеваниях, в зонах стихийных бедствий,
катастроф и других целей в области охраны
здоровья населения. Финансовые средства
государственной системы обязательного
медицинского страхования формируются
за счет отчислений страхователей на обязательное
медицинское страхование.
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования является государственным
некоммерческим учреждением.
Основными задачами фонда являются:
• финансовое обеспечение установленных
законодательством прав граждан на медицинскую
помощь за счет средств обязательного
медицинского страхования;
• обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования
и создание условий для выравнивания объема
и качества медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории РФ в рамках
базовой программы обязательного медицинского
страхования;
• аккумулирование финансовых средств
фонда для обеспечения финансовой стабильности
системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда являются федеральной
собственностью, не входят в состав бюджетов,
других фондов и изъятию не подлежат. Они
образуются за счет:
• части страховых взносов хозяйствующих
субъектов и других организаций на обязательное
медицинское страхование в размерах, устанавливаемых
федеральным законом;
• ассигнований из федерального бюджета
на выполнение федеральных целевых программ
в рамках обязательного медицинского
страхования;
• добровольных взносов юридических и
физических лиц;
• доходов от использования временно
свободных финансовых средств;
• нормированного страхового запаса фонда;
• поступлений из других источников.
Временно свободные финансовые средства
фонда размещаются в банковских депозитах
и могут использоваться для приобретения
высоколиквидных государственных ценных
бумаг. Доходы от использования временно
свободных финансовых средств и нормированного
страхового запаса фонда направляются
на финансирование только тех мероприятий,
которые осуществляются в соответствии
с задачами фонда.
Затраты на содержание фонда, создание
и поддержание его материально-технической
базы осуществляются в пределах средств,
предусмотренных на эти цели его бюджетом.
Финансовые средства, не израсходованные
в истекшем году, изъятию не подлежат и
при утверждении ассигнований из федерального
бюджета на следующий год не учитываются.
Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и
отчет о его исполнении, которые по представлению
Правительства РФ утверждаются федеральным
законом.
Управление фондом осуществляется коллегиальным
органом — правлением и постоянно действующим
исполнительным органом — директором.
Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования создаются законодательными
и исполнительными органами власти субъектов
РФ. Финансовые средства и имущество всех
фондов обязательного медицинского страхования
находятся в федеральной собственности.
Финансовые средства фонда обязательного
медицинского страхования образуются
за счет части единого социального налога
по ставкам, установленным законодательством
Российской Федерации, части единого налога
на вмененный доход для определенных видов
деятельности в установленном законодательством
размере, страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения, уплачиваемых органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
местного самоуправления с учетом территориальных
программ обязательного медицинского
страхования в пределах средств, предусмотренных
в соответствующих бюджетах на здравоохранение,
иных поступлений, предусмотренных законодательством
Российской Федерации.
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006
года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием разграничения
полномочий» с 1 января 2008 года конкретизирован
список видов медицинской помощи, оказываемой
гражданам в рамках государственных гарантий.
Теперь он включает в себя первичную медико-санитарную
помощь, неотложную медицинскую помощь,
скорую медицинскую помощь, в том числе
и специализированную (санитарно-авиационную),
специализированную медицинскую помощь,
в том числе высокотехнологичную. Законом
определены источники финансирования.
За счет средств обязательного медицинского
страхования в соответствии с Базовой
программой ОМС оказывается первичная
медико-санитарная, неотложная и специализированная
медицинская помощь, предусматривающая,
в том числе, обеспечение необходимыми
лекарственными средствами в соответствии
с законодательством Российской Федерации
при всех заболеваниях (за исключением
заболеваний, передаваемых половым путем,
туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома
приобретенного иммунодефицита).
За счет средств Федерального бюджета
финансируются:
· специализированная медицинская помощь,
оказываемая в федеральных медицинских
учреждениях, перечень которых утверждается
уполномоченным Правительством Российской
Федерации органом исполнительной власти;
· высокотехнологичная медицинская помощь,
оказываемая в специализированных медицинских
организациях в соответствии с установленным
государственным заданием и в порядке,
определяемом Правительством Российской
Федерации;
· медицинская помощь, предусмотренная
федеральными законами для определенных
категорий граждан, оказываемая в соответствии
с установленным государственным заданием
и в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации;
· осуществление дополнительных мероприятий
по развитию профилактического направления
медицинской помощи (диспансеризация,
иммунизация граждан, ранняя диагностика
отдельных заболеваний) в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
· дополнительная бесплатная медицинская
помощь, включающая обеспечение отдельных
категорий граждан лекарственными средствами
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Финансирование указанной
медицинской помощи осуществляется ФОМС
за счет средств, передаваемых из федерального
бюджета, исходя из норматива финансовых
затрат на одного гражданина, имеющего
право на государственную социальную
помощь в виде набора социальных услуг,
включенных в федеральный регистр лиц,
имеющих право на получение государственной
социальной помощи;
· медико-санитарное обеспечение населения
отдельных территорий, перечень которых
утверждается Правительством Российской
Федерации в соответствии с федеральными
законами, устанавливающими особенности
организации местного самоуправления;
· дополнительная медицинская помощь
на основе государственного задания, оказываемая
врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами
участковыми, врачами общей практики (семейными
врачами), медицинскими сестрами участковыми
врачей-терапевтов участковых, медицинскими
сестрами участковыми врачей-педиатров
участковых, медицинскими сестрами врачей
общей практики (семейных врачей) учреждений
здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих первичную медико-санитарную
помощь (а при их отсутствии – соответствующими
учреждениями здравоохранения субъекта
РФ).
Необходимо отметить, что оказание высокотехнологичной
медицинской помощи гражданам осуществляется
за счет средств федерального бюджета
в соответствии с установленным государственным
заданием и в порядке, определяемом уполномоченным
Правительством РФ органом исполнительной
власти в любых, независимо от формы собственности
и уровня подчиненности, специализированных
медицинских организациях. Кроме того,
медицинская помощь, предусмотренная
федеральными законами для определенных
категорий граждан, оказывается независимо
от разграничения полномочий в сфере здравоохранения.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают
в себя:
· специализированную (санитарно-авиационную)
скорую медицинскую помощь;
· специализированную медицинскую помощь,
оказываемую в кожно-венерологических,
противотуберкулезных, наркологических,
онкологических диспансерах и других
специализированных медицинских учреждениях
субъектов Российской Федерации, входящих
в номенклатуру учреждений здравоохранения,
утверждаемую Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации,
при заболеваниях, передаваемых половым
путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме
приобретенного иммунодефицита, психических
расстройствах и расстройствах поведения,
наркологических заболеваниях, отдельных
состояниях, возникающих у детей в перинатальный
период, а также высокотехнологичная медицинская
помощь, оказываемая в медицинских учреждениях
субъектов Российской Федерации;
· медицинскую помощь, предусмотренную
законодательством субъекта Российской
Федерации для определенных категорий
граждан.
Кроме того, законодатель не определяет
категории граждан и виды медицинской
помощи, которые будут оказываться в медицинском
учреждении за счет средств субъекта Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации
может сам устанавливать эти параметры.
В порядке, установленном органом исполнительной
власти субъекта РФ, осуществляется финансирование
расходов по оплате лекарственных средств,
отпускаемых населению в соответствии
с перечнем групп и категорий заболеваний,
при амбулаторном лечении которых лекарственные
средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно,
и перечнем групп населения, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства
отпускаются с 50-процентной скидкой со
свободных цен.
За счет средств
местных бюджетов (за исключением муниципальных
образований, медицинская помощь населению
которых в соответствии с законодательством
Российской Федерации осуществляется
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти) оказывается:
· скорая медицинская помощь (за исключением
специализированной санитарно-авиационной);
· первичная медико-санитарная помощь,
в том числе при заболеваниях, передающимся
половым путем, туберкулезе, психических
расстройствах, наркологических заболеваниях;
· неотложная медицинская помощь;
· медицинская помощь женщинам в период
беременности, родов и после родов, и детям
при отдельных состояниях, возникающих
в перинатальный период.
В соответствии с законодательством Российской
Федерации расходы всех бюджетов включают
в себя обеспечение медицинских организаций
лекарственными и иными средствами, изделиями
медицинского назначения, иммунобиологическими
препаратами и дезинфекционными средствами,
донорской кровью и ее компонентами. Кроме
того, за счет средств соответствующих
бюджетов в установленном порядке финансируются
оказание медицинской помощи, предоставление
медицинских и других услуг в медицинских
учреждениях, входящих в номенклатуру
учреждений здравоохранения, утверждаемую
Министерством здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, а также
в медицинских организациях, которые не
участвуют в реализации территориальной
программы ОМС.
Средствами обязательного
медицинского страхования управляют Федеральный
фонд ОМС и территориальные фонды ОМС,
которые созданы на основании "Положения
о Федеральном фонде обязательного медицинского
страхования" и "Положения о территориальном
фонде обязательного медицинского страхования",
утвержденных Постановлением Верховного
Совета Российской Федерации.
Характеристика доходной базы Фондов обязательного медицинского страхования
Доходная база Фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:
1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
3) добровольных
взносов юридических и
4) доходов от
использования временно
5) нормированного
страхового запаса
6) поступлений
из иных источников, не запрещенных
законодательством Российской
В соответствии
с федеральным законом от 28 ноября
2009 года № 294-ФЗ «О бюджете федерального
фонда обязательного
- прогнозируемый общий
объем доходов бюджета Фонда на 2011 год в
сумме 268 599 900,0 тыс. рублей, в том числе
за счет межбюджетных трансфертов, получаемых
из федерального бюджета в сумме 18 290 700,0
тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 298 053 000,0
тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных
трансфертов, получаемых из федерального
бюджета в сумме 20 500 000,0 тыс. рублей.
Характеристика
расходов Фондов обязательного медицинского
страхования
Расходы Фондов обязательного медицинского страхования образуются за
счет:
1) финансирования программ ОМС;
2) финансирования иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ по обязательному медицинскому страхованию.
в соответствии
с федеральным законом от 28 ноября
2009 года № 294-ФЗ «О бюджете федерального
фонда обязательного
- общий
объем расходов бюджета Фонда на 2011
год в сумме 268 599 900,0 тыс. рублей, в том
числе межбюджетные трансферты, предоставляемые
бюджету Фонда социального страхования
Российской Федерации в сумме 18 000 000,0 тыс.
рублей, и на 2012 год в сумме 298 053 000,0 тыс.
рублей, в том числе межбюджетные трансферты,
предоставляемые бюджету Фонда социального
страхования Российской Федерации в сумме
19 000 000,0 тыс. рублей.
Заключение
Итак, изучение темы позволяет сделать следующие краткие выводы:
1) Обеспечение
бесплатной медицинской помощи
и равных возможностей
2) Медицинское
страхование представляет
3) Средствами, включенными в систему ОМС, управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС.
4) Обязательное
медицинское страхование
В целом
переход к новым экономическим
отношениям в здравоохранении благодаря
медицинскому страхованию создал основу
для внедрения страховых
Список
использованной литературы
1. Бюджетная система России: Учебник / под ред. Г.Б.Поляка. - М.:
ЮНИТИ - ДАНА -, 2007.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Гражданский кодекс РФ.
4. Конституция РФ.
5. Налоговый Кодекс
6. Налоги и налогообложение: Учебник / под ред. Г.Б.Поляка - М.:
ЮНИТИ, 2009.
7. Право социального обеспечения России: Учебник. / Под ред. К. Н.
Гусова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2009
8. Федеральные Законы о Федеральном бюджете на 2009-2010 гг.
9. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. проф. Г.Б.Поляка. -
М.: ЮНИТИ. 2010
10. Финансы / под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА –2009
11. Лаврова Ю. Обязательное медицинское страхование – //Финансы 2010
12. www.budgetrf.ru - Бюджетная система РФ
13. www.minfin.ru - Министерство финансов РФ
14. www.government.gov.ru - Федеральные органы исполнительной власти
Информация о работе Внебюджетные фонды государства. Фонд медицинского страхования