Влияние теории асимметричной информации на выбор структуры капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Поведение агентов рынка в основных фундаментальных микроэкономических исследованиях анализируется исходя из предположения о том, что они обладают полной информацией, необходимой для принятия ими решений. Примером полной и симметричной информации служит рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. Хотя в действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации.

Содержание

Введение 3
1. Влияние асимметричной информации на рынок капитала 4
2. Несовершенства рынка. Асимметрия информации 8
Заключение 15
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Tarasova.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Наличие рыночной неопределенности имеет несколько последствий. Во-первых, она препятствует принятию оптимальных  решений. Во-вторых, она порождает  дополнительные трансакционные издержки. В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений. В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше склонность фирм к кооперативным стратегиям поведения.[3]

Поэтому фирмы могут  наблюдать лишь цены, а рыночный спрос и выпуск продукции конкурентами им неизвестны. Снижение цены может  быть воспринято фирмой как следствие  увеличения выпуска продукции конкурентами, хотя на самом деле оно было вызвано сокращением спроса. В условиях неопределенности принятием оптимальных решений занимается молодая активно развивающаяся наука – риск-менеджмент.

Неполнота информации порождающая  рыночную неопределенность – лишь часть проблемы, с которой сталкиваются участники рыночных операций. Другая часть этой проблемы заключается в том, что доступная информация неравномерно распределена среди участников рыночной сделки. Продавец более осведомлен о продукте, чем покупатель. Но покупатель знает, какую максимальную цену он готов заплатить за благо, а продавцу это неведомо. Продавец знает, по какой минимальной цене он готов продать продукт, а это неизвестно покупателю. Разная степень осведомленности агентов рынка называется асимметрией информации.

Поэтому, асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.[4]

Сама асимметрия информации является внутренне присущим рынку  признаком. Вопрос лишь в степени  асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.

Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает  более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий  более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, не наблюдаемые менее информированным участником).

Но следует учесть еще два обстоятельства.

Первое из них состоит  в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки, то есть благ. Качество одних благ может быть выявлено до потребления, то есть в момент покупки (например карандаш, пиджак или обувь). Качество других выявляется только в процессе потребления, то есть после покупки. Это товары, которые могут обладать скрытыми дефектами, обнаруживаемыми лишь в процессе эксплуатации (например, бытовая техника). Но существуют и блага третьего типа, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Это, например, лекарственные препараты и косметические средства – степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом очень трудно установить. Совершенно очевидно, что два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.

Второе обстоятельство заключается в том, что наличие  асимметрии информации создает возможность  для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в процессе его потребления, то почему бы ему не продавать менее качественный продукт по завышенной цене, соответствующей ожиданиям покупателя? Причем, для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Застрахованный может предпринимать действия (умышленные и неумышленные), которые, оставаясь ненаблюдаемыми для страховщика, могут повлиять на наступление страхового случая.

Очень многообразны формы  проявления влияния асимметрии информации на рынок. Иногда асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Поскольку получение информации связано для покупателя с дополнительными затратами, то оно имеет для него смысл только в том случае, если ожидаемые выгоды превысят затраты на поиск информации. Когда покупатели не осведомлены о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгод от ее получения, этим может воспользоваться продавец, устанавливая цену на продукт выше равновесной. Другими словами, даже на рынке совершенной конкуренции возникают ситуации, когда продавец может продавать товар по ценам, превышающим предельные издержки производства.

Таким образом, самые  высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причина тому –  не только асимметрия информации. Но и она играет не последнюю роль: порой достаточно зайти за угол, чтобы купить тот же товар по существенно более низкой цене. Но человек, не владеющий достоверной информацией об уровне цен, не будет этого делать, так как не знает, какую выгоду он при этом получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о покупке исходя из соизмерения дополнительных затрат (времени на ходьбу за угол) и выгод (разница в цене). Отчасти это объясняет, почему одни и те же товары продаются по разным ценам. Следовательно, асимметрия информации – фактор, снижающий эффективность ценовой конкуренции.

Асимметрия информации является также источником ценовой  дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией. Один и тот же коньяк может продаваться в разных бутылках по разным ценам под названиями «Южный» и «Королевский». Это типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые  характеристики покупателей часто  становятся причиной недополучения  прибыли даже для фирм, располагающих  значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Проблема однако в том, что категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и служит причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне даст высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета.

Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для  работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Поэтому асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

Джозеф Стиглер отмечал: «Исследование, за которое Джордж Акерлоф, Майк Спенс и я были награждены в 2001 году Нобелевской премией, –  часть большой исследовательской  программы, которая сегодня охватывает тысячи исследователей во всем мире. Мы надеялись показать, что в информационной экономике предстоят фундаментальные изменения. Проблемы информации являются центральными не только в рыночной экономике, но также и в политэкономии, и мы исследуем некоторые из значений информационных недостатков для политических процессов».[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Влияние асимметрии информации на благосостояние потребителя и  положение продавцов разнокачественной  продукции описано в классической модели Акерлофа широко известной в экономической теории как «рынок лимонов». Смысл модели заключается в следующем. Если покупатель рассчитывает, что с вероятностью больше нуля предлагаемый ему товар имеет высокое качество, продавец имеет стимул продать ему товар низкого качества. В условиях асимметрии информации продавцы товара высокого качества, скорее всего, вынуждены будут уйти с рынка, поскольку разновесная цена на определенный товар окажется ниже цены товара высокого качества. При этом непосредственной причиной вытеснения лучших продавцов с рынка оказывается решение самих покупателей, заинтересованных в приобретении высококачественных товаров.

Итак, выделим несколько  основных проблем, возникающих из-за асимметрии информации: 

1. проблема ухудшающего  отбора; 

2. проблема риска недобросовестности;

3. проблема стоимости  выявления. 

Проблема ухудшающего  отбора оказывает влияние на положение  участников сделки до заключения договора, причем сторона, не обладающая достаточным  количеством информации, желая приобрести товар за меньшую цену, сама определяет сумму сделки. Именно здесь возникает проблема ухудшающего отбора, поскольку за эту сумму совершить сделку, скорее всего, согласятся только продавцы товара низкого качества.

Проблема риска недобросовестности, появляется после заключения сделки, причем контрагент, с которым заключена сделка, стремится максимизировать собственную полезность.

Проблема стоимости  выявления состоит в том, что  даже после совершения сделки иногда невозможно определить, было ли добросовестным поведение контрагента. После заключения договора контрагент может потребовать увеличения оплаты за товар (услугу), в связи с увеличением его рыночной стоимости. В данном случае потребителю зачастую сложно определить объективность повышения цены.

На финансовых рынках проблема неблагоприятного отбора может быть разрешена только при условии проведения продавцами высококачественных продуктов особой политики - сигналов качества. К тому же для предотвращения вытеснения качественных товаров некачественными необходимы целенаправленные действия продавцов высококачественной продукции, направленных на информирование покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный               механизм. THESIS. – М.: Высшая экономика, 2004.
  2. Воронов Ю.П. Первая Нобелевская премия по экономике // ЭКО. - 2002. - № 1. С. 40–61.
  3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов: Пер. с англ.: Под ред. Н.Л. Фроловой. - М.: ЮНИТИ, 2007.
  4. Капицына Н.А.. Модели рыночных отношений в больничном секторе // VIII Международная научная конференция «Модернизация экономики и общественное развитие» (3-5 апреля 2007 г.)
  5. Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Издание 6-е, дополненное и переработанное. – Киров: АСА, 2007.

 

 




Информация о работе Влияние теории асимметричной информации на выбор структуры капитала