Влияние теории асимметричной информации на выбор структуры капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Поведение агентов рынка в основных фундаментальных микроэкономических исследованиях анализируется исходя из предположения о том, что они обладают полной информацией, необходимой для принятия ими решений. Примером полной и симметричной информации служит рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. Хотя в действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации.

Содержание

Введение 3
1. Влияние асимметричной информации на рынок капитала 4
2. Несовершенства рынка. Асимметрия информации 8
Заключение 15
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Tarasova.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                             3                                                                                                                                           

1. Влияние асимметричной информации  на рынок капитала                                       4                             

2. Несовершенства рынка. Асимметрия информации                                                  8     

Заключение                                                                                                                       15                       

Список использованных источников                                                                             17                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поведение агентов рынка  в основных фундаментальных микроэкономических исследованиях анализируется исходя из предположения о том, что они обладают полной информацией, необходимой для принятия ими решений. Примером полной и симметричной информации служит рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. Хотя в действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Но, напротив, общим правилом является недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений.

Существует и другая проблема – неравномерное распределение  имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.

И несмотря на длительную историю изучения проблем функционирования рынков и достигнутые успехи, многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных асимметрией  и неполнотой информации, все еще  не решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Влияние асимметричной  информации

 

Значение теории структуры капитала. Компромиссные модели Модильяни  — Миллера, Миллера, их последователей позволяют выявить специфические  доходы и издержки, возникающие при  использовании заемных средств: налоговые эффекты, издержки, связанные  с финансовыми затруднениями. Теория асимметричной информации позволяет предугадать возможную выгоду поддержания более высокой доли акционерного капитала и более низкого уровня по сравнению с оптимальными величинами, определяемыми на основе моделей Модильяни — Миллера, Миллера и их последователей.

Компромиссные модели, основанные на добавлении в модели Модельяни —  Миллера и Миллера учета ожидаемых издержек, связанных с финансовыми затруднениями, и агентских издержек, получили определенное подтверждение практикой и позволяют сделать следующие выводы.

Высокорисковым предприятиям, доходность капитала которых значительно колеблется, следует привлекать заемный капитал в меньших масштабах, чем низкорисковым. Предприятия с небольшим уровнем риска могут более активно привлекать заемный капитал до тех пор, пока ожидаемые затраты возможных финансовых затруднений не перекроют налоговые выгоды, связанные с привлечением средств.

Любое предприятие должно поддерживать такую целевую структуру капитала, которая позволяет сбалансировать издержки и выгоды финансового левериджа, поскольку именно подобная структура максимизирует стоимость предприятия. Предприятия одной отрасли, близкие по масштабам деятельности, имеют схожие структуры капитала, определяются приблизительно одинаковым типом активов, производственного риска и доходности.

Влияние асимметричной  информации. Исследования практики формирования структуры капитала в американских корпорациях, проведенные в 60-х годах XX в., привели Г. Дональдсона к следующим выводам: 1) предприятия предпочитают финансироваться за счет внутренних резервов — нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений; 2) предприятия устанавливают целевое значение коэффициента выплаты дивидендов так, чтобы нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений было достаточно для финансирования необходимых инвестиций; 3) дивиденды являются стабильными в краткосрочной перспективе, поэтому в каждом конкретном году в зависимости от фактических денежных потоков и инвестиционных возможностей предприятие может иметь или не иметь достаточных внутренних резервов для покрытия своих капитальных затрат; 4) если генерируемый денежный поток предприятия больще, чем необходимо для целей расширения, тогда оно будет инвестировать свободные средства на рынке ценных бумаг или же использовать их для погащения задолженности, в противном случае предприятие в первую очередь будет реализовывать свой портфель ликвидных ценных бумаг, а затем - привлекая обьиные займы, выпуская конвертируемые долговые обязательства и лишь в крайнем случае -обыкновенные акции. Таким образом, на практике решения о структуре капитала существенно отличаются от вытекающих из компромиссных моделей.

В 1984 г. С. Мэйерс сформулировал положения, известные теперь как теория асимметричной  информации, которая позволяет объяснить отличия структуры капитала, наблюдаемой на практике, от структуры, определяемой компромиссными моделями. Теория предполагает, что различные группы и субъекты рынка могут обладать асимметричной, т.е. различной информацией о положении дел на предприятии в различные моменты времени, а потому их оценки ситуации различаются.

          Пример. Предприятие имеет в обращении  100 000 обыкновенных акций по текущей  цене 190 руб. Иными словами, рыночная  оценка акционерного капитала  предприятия составляет 19 000 000 руб. Но руководители предприятия лучше информированы о его перспективах, чемакционеры, и уверены, что реальная стоимость каждой акции равна 210 руб., т.е. собственный капитал должен быть оценен в 21 000 000 руб. Это возможно ввиду большей осведомленности менеджеров о делах предприятия по сравнению с акционерами.

Предприятие рассматривает  новый проект, требующий финансирования в размере 10 000 000 руб. и имеющий  расчетный NPV ( net divsent value), равный 500 000 руб. Проект не принимается во внимание инвесторами предприятия, поэтому 500 000 руб. NPV не входят в их рыночную оценку собственного капитала — 19 000 000 руб. Должно ли предприятие принять проект? Предположим, предприятие планирует выпустить новые акции, чтобы собрать 10 000 000 руб. для финансирования проекта. При этом возникает ряд возможностей.

1. Симметричная информация. Руководство  предприятия обнародует свою  информацию о реальной стоимости  капитала предприятия. В этих  условиях акции будут размещаться  по цене 210 руб., поэтому предприятие должно выпустить 10 000 000 руб. / 210 руб. = 47 619 новых акций, чтобы профинансировать проект. Принятие проекта определит новую цену акций в размере 213, 38 руб.:

(Первоначальная рыночная стоимость  + Привлеченные средства + NPV) / (Ранее выпущенные акции + Новые акции)

= (21 000 000 руб.+ 10 000 000 руб.+ 500 000 руб.) / (100 000 + 47 619) = 213, 38 руб.

Таким образом, и новые, и старые акционеры получат выгоду от реализации данного проекта, так как стоимость  акций повысится для тех и  других.

           2. Асимметричная информация до  выпуска акций. Теперь предположим,  что руководство предприятия  не информирует инвесторов об  истинной стоимости акций. В  этом случае новые акции будут  размещаться по цене 190 руб. за  акцию, поэтому будет необходимо выпустить 10 000 000 руб. / 198 руб. = 52 632 акции, чтобы собрать требуемую сумму в 10 000 000 руб. В этом случае новая цена при условии принятия проекта и последующего устранения асимметрии информации составит:

(21 000 000 руб. + 10 000 000 руб. + 500 000 руб.) / (100 000 + 52 632) = 206, 38 руб.

Но при отказе от проекта и  соответственно продажи новых акций  цена акций должна возрасти до 210 руб. после устранения информационной асимметрии, а осуществление проекта в  таких условиях снижает стоимость  акций до 206 руб. Это недопустимо. Выпуск новых акций по цене 190 руб. принес бы убыток в размере 3, 62 руб. на каждую акцию для старых акционеров фирмы и прибыль в размере 16, 38 руб. — для новых.

 

3. Финансирование проекта с использованием  займов. Если предприятие сумеет профинансировать проект за счет заемных средств, а затем асимметрия информации будет устранена, то новая цена акции составит 215 руб.:

(Новая рыночная стоимость акций  + NPV) / (Ранее выпущенные акции) = (21 000 000 + 500 000) / 100 000 = 215 руб.

Теория асимметричной  информации позволяет сделать следующие  выводы. Предприятия должны выпускать новые акции только в случаях: 1) если они имеют исключительно прибыльные проекты, которые не могут быть отсрочены или профинансированы за счет заемного капитала; 2) если менеджеры допускают, что акции завышены в цене. Инвесторы, которые сознают асимметрию информации, склонны снижать цены на акции предприятий, когда те объявляют о намерении выпустить новые акции. Остаточная схема финансирования, выявленная Дональдсоном, оправдана в условиях существования асимметрии информации; она позволяет реинвестировать большую часть прибыли, сохранить высокую долю акционерного капитала и низкий уровень задолженности, поддерживая тем самым определенный «резервный заемный потенциал». Мировой финансовый кризис конца 90-х годов XX в. подтвердил это положение: многие компании стран Юго-Восточной Азии, в капитале которых традиционно была высока доля заемных средств, пострадали в период кризиса в наибольшей степени.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Несовершенства рынка.  Асимметрия информации

 

В существующей экономике асимметричная  информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей  информацией, чем другая (английский термин -  «asymmetric(al) information», в русской  литературе также называется «несовершенная информация», «неполная информация»). Обычно продавец знает больше о продукте, чем покупатель, однако возможно и обратное, когда покупатель знает больше, чем продавец.

Большое множество примеров, когда  продавец обладает большей информацией, чем покупатель, - это продавцы подержанных машин, агенты недвижимости, биржевые брокеры, страховые агенты, разработчики компьютерного программного обеспечения и игр.

Исходя из этого, в качестве примера  ситуации, когда покупатель знает  больше, чем продавец, можно привести сделку продажи недвижимости в соответствии с завещанием умершего.

Это свойство впервые было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость  и экономика благосостояния в  здравоохранении» в журнале Американское Экономическое Обозрение.

Джордж Акерлов в  работе «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм» в 1970 построил математическую модель рынка  с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя  цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения.[1]

Поэтому из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут  предложить менее качественный (более  дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. И в результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.

Оценивая качество продуктов, потребители  составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.

Вся значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка.

Таким образом, информационное обеспечение – весьма сложная  проблема.          Во-первых, по большей части представляет сложность доступ к информации. По крайней мере, получение практически  любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.

Учитывая ее изменчивость и устаревание, надежность информации – еще одна существенная проблема.[5]

Даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.

И наконец, существуют когнитивные  ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями  человеческого мышления.

Все отмеченное дает достаточно оснований для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.

Неполнота информации –  одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.

Определение «рыночная  неопределенность» есть условие  принятия экономических решений. Содержательная сторона рыночной неопределенности заключается в том, что экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить. Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима. Ее можно уменьшить, но отнюдь не исключить.

Информация о работе Влияние теории асимметричной информации на выбор структуры капитала