Вклад Е.Ф. Канкрина в стабилизации финансовой системы России. Основные направления финансовой науки России первой половины 19в

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

При нём была в 1839—1843 годах осуществлена денежная реформа, установившая систему серебряного монометаллизма, был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро, эмиссия платиновой монеты.
Дед был горным чиновником. Предки — пасторами и офицерами.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 60.74 Кб (Скачать)

Денежная единица была принята крупная — рубль, хотя это был удобный момент для перехода к мелкой денежной единице. В таможенной политике Канкрин строго придерживался протекционизма. После тарифа 1819 года, который, по словам Канкрина, убил в России фабричное производство, правительство нашло вынужденным прибегнуть к тарифу 1822 года, составленному не без участия Канкрина. За время его управления министерством финансов состоялись частные повышения окладов тарифа, завершившиеся в 1841 году общим его пересмотром. В заградительных таможенных пошлинах Канкрин видел не только средство покровительства русской промышленности, но также и способ получения дохода с лиц привилегированных, свободных от прямых налогов. Понимая, что именно при системе протекционизма особенно важно поднятие общего технического образования, Канкрин основал в Санкт-Петербурге Технологический институт и способствовал изданию полезных сочинений в этой области. Он заботился также об улучшении отчетности и внесении большего порядка в финансовое управление. До него смета о предстоящих доходах и расходах представлялась в Государственный совет весьма неаккуратно и в крайне несовершенной форме, а отчёт о расходах уже исполненных — лишь через несколько лет; о расходах 1812 и 1813 годов совсем не было представлено отчёта. Канкрин принял меры к исправлению этого недостатка.

Местная финансовая администрация  мало привлекала к себе внимание министра и оставалась весьма неудовлетворительной. Усилиями Канкрина улучшено металлическое производство на казенных заводах, увеличена добыча золота. Стремясь к поднятию фабричной и заводской промышленности, он упускал из виду сельскохозяйственные промыслы и вообще сельское хозяйство. В начале своей деятельности он интересовался судьбой казённых крестьян и с целью противодействия малоземелью предполагал расселять их, но затем был отвлечён другими делами, вследствие чего император Николай I признал необходимым выделить управление государственными имуществами из ведомства министерства финансов и поручить его особому министерству (1837). За время управления Канкрина сумма прямых налогов была увеличена на 10 млн руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. В 1842 году увеличен был гербовый сбор. Взамен государственной монополии (с 1818 года) на продажу вина, понижавшей сборы и оказывавшей деморализующее влияние на чиновничество, Канкрин ввёл откупную систему, выгодную в финансовом отношении (по сравнению с 1827 годом питейный доход увеличился на 81 млн руб.), но ещё более вредную для народной нравственности. При Канкрине введён акциз на табак. Учреждение в России частных банков Канкрин не допускал, опасаясь развития в стране искусственных капиталов, могущих принести вред частным лицам. На том же основании он был противником устройства сберегательных учреждений. Даже от казённых банков он не ожидал пользы. Стремясь к сведению росписи без дефицита, путем сбережений в расходах, Канкрин сначала успел достигнуть уменьшения расходов по военному ведомству; но так как частичные изменения далеко не приводили к желанным результатам, он добился в 1836 году установления нормальной сметы государственных расходов. Политические обстоятельства, однако, влекли за собой новое увеличение расходов, для покрытия которых приходилось обращаться к заимствованиям из казенных банков, выпуску в обращение билетов государственного казначейства (серий) и внешним займам. Однако, и в затруднительных обстоятельствах он ни разу не прибегал к выпуску неразменных бумажных денег (ассигнаций). В конце концов Канкрин, хотя и стоявший по образованию гораздо выше многих современных ему государственных деятелей, не создал своей особой финансовой системы. Частные улучшения, им достигнутые, рушились с его уходом и особенно с наступлением реформ, заставших государственное хозяйство врасплох. Вся деятельность Канкрина проникнута одним коренным противоречием: с одной стороны, высоким тарифом поддерживалось фабричное производство, с другой — налогами, ложившимися на массу народа, уничтожался внутренний рынок.

Тем не менее, проведение реформы  позволило установить в России стабильную финансовую систему, сохранявшуюся  вплоть до начала Крымской войны.

Во время заведования  министерством финансов К. обращал  особенное внимание на казенные леса, но, не имея возможности управиться со всей их «необъятной массой», принужден  был распределить эти леса, смотря по частному их назначению, между разными  ведомствами. Для лесов, предназначенных  снабжать древесными материалами горные заводы, составлена самим Канкриным (на немецком языке) известная «Инструкция об управлении лесной частью на горных заводах хребта Уральского, по правилам лесной науки и доброго хозяйства», русский перевод которой напечатан в 1830 году. Эта инструкция должна была заменить собой на время Лесной Устав и служить «руководством к исполнению существующих узаконений». Она представляет собой очень хороший для того времени учебник лесного хозяйства. «Науку лесного хозяйства» на заводах Канкрин считал не менее важной, чем собственно горные науки. Вместе с тем инструкция касается и многих частных вопросов, например, о возращении дубовых низкоствольников на корье для дубления кож. При Канкрине было создано Алешковское лесничество, призванное сдерживать расширение Алёшковских песков — крупнейшего песчаного массива в Европе.

 

2.1История дает возможность проследить, как на базе финансовой практики и теоритических исследований происходило становление финансовой науки.

Определение предмета финансовой науки , как учение о доходах и расходах государства, дальнейшая теоритическая разработка  его сути привела к выделению финансовой науки в самостоятельную отрасль. Финансовая наука, как и все другие, родилась из практики, а следовательно финансовая практика на тысячелетия старше науки. Эта наука возникла значительно позже других социально-политических наук, ее рождение относят к 15-16ст.

При значительной финансовой деятельности государства, финансовой науки в античном мире не было, хотя история закрасила на своих скрижалях  рекомендации мыслителей Аристотеля, Ксенофонта о пополнении государственной казны. Господство натурального хозяйства и обусловленное этим слабое развитие финансового хозяйства не способствовали развитию финансовой науки в средние века.

Финансовая наука возникает  одновременно с политической экономией  в 15 века в период экономического и  культурного подъема на севере Италии   . меркантилизм возник вследствие успехов  торгового капитала, а его представитель Диомед Графин (конец 15 века), руководивший финансовым хозяйством неаполитанского королевства, первым начал вводить научные основы  управления финансами (истоки финансового менеджмента).

Он сформулировал положение  о том, что основой бюджета  должны быть домены ( государственная собственность для возделывания, леса, капиталы принадлежащие государству) и религии (монопольные промыслы) и что государство не должно возлагать на народ большие поборы. Он также впервые ввел деление расходов: на оборону, содержание правителя, для удовлетворения социальных потребностей.

Выдающимся экономистом 16 ст. считается французский ученый Ж. Боден, которые в своем знаменитом  сочинении «Финансы- нервы государства» привел семь источником доходов государства – домены, военная добыча, подарки дружественных государств, сборы из союзников, доходы от торговли, пошлины с вывоза и ввоза, подати с покоренных народов. Налоги с население в его классификации отсутствуют, так как считал их средством опасным и таким, что ухудшает отношения короля с подданными.

Он также ввел классификацию  государственных расходов. Таким  образом, меркантилисты в лице Ж.Бодена сделали первую попытку определить финансовое хозяйство как таковое, состоящее из государственных расходов и доходов.

В 17 в. Острая потребность  в увеличеннии государственных доходов в европейских странах активизировала финансовое мнение в направлении обосновании налогов.

Англичанин Т.Гобсс в 1642., признавая право королей на обложение поданнаных налогами, отмечает необходимость воздержания их, на преимуществах косвенных налогов, что и стало господствующей доктриной в Англии, которую идея Д.Локка заменила в конце века доктрину прямых налогов.

 

2.2 Важнейшей особенностью финансовой науки в России явилось то, что она формировалась на национальной почве, не копируя зарубежный опыт, но критически анализируя его и строя свои выводы и рекомендации с учетом специфики российской государственности и экономики. Особенности становления и развития Российского государства обусловили и особенности формирования его финансовой системы. К примеру, важнейшей особенностью налоговой системы было посошное обложение с присущей ему коллективной ответственностью (общины в целом) за выполнение налоговых обязательств. Натуральное хозяйство и относительная оторванность от европейских рынков послужили причиной задержки в развитии товарно-денежных отношений и, как следствие, тормозом развития финансов России. Усиление централизованной государственной власти требовало изыскания новых форм доходных источников и их теоретического обоснования. Отечественная финансовая наука в этих условиях пыталась дать ответы на самые злободневные вопросы, однако как самостоятельная отрасль экономических знаний она окончательно сформировалась лишь в XIX в.

Таким образом, можно выделить следующие основные закономерности и особенности развития финансов, финансовой науки и финансовой политики в России в период феодализма: во-первых, национальная самобытность в силу относительной  оторванности российского, преимущественно  натурального, хозяйства от европейских  рынков; во-вторых, преемственность  общемировым тенденциям и опыту, приспособление всего самого ценного  к российской специфике; в-третьих, отсутствие до второй четверти XIX в. тесной связи европейской финансовой науки  и ее русской научной школы (даже труды Н.И. Тургенева, которые могли  бы оказать серьезное влияние  на европейскую финансовую науку, не были известны широкому кругу специалистов).

Отмена крепостного права (1861г.) дала толчок к ускоренному  развитию производительных сил, промышленности, торговли и капиталистических отношений  в целом, что способствовало дальнейшему  развитию финансов и финансовой науки. В данной связи следует отметить работы: Е.Ф. Канкрина «Краткое обозрение Российских финансов» (1880 г.), И.И. Янжула «Наша финансовая система» (1905 г.), М.И. Боголепова «Финансы, правительство и общественные интересы» (1907 г.), С.Ю. Витте «Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве» (1912г.) и др. В них авторы рассматривают финансы не как абстрактную категорию, а в первую очередь с позиций ее практического использован» в интересах государства.

Конец XIX - начало XX в. характеризуются  крупными экономическими преобразованиями: реформа И.А. Вышнеградского-С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина, результатом которых была экономическая стабилизация общества в целом и укрепление денежно финансовой системы России. С 1890-го по 1913 г. обыкновенный государственный бюджет, а с 1909-го по 1913 г. (за исключением 1912 г. и суммарный (обыкновенный и чрезвычайный) бюджет России сводились с превышением доходов над расходами.

После Октябрьского переворота 1917 г., в результате которого произошла  смена общественно-экономического устройства России, стала формироваться  советская финансовая наука. В первые годы советской власти ее отличало многообразие идей, методологических подходов и проблем. Несмотря на гражданскую  войну и хозяйственную разруху  уже в 1919г. выходит работа Я. Таргулова «Финансовая наука», которую он определяет следующим образом: «Финансовая наука изучает государственное хозяйство, взятое в целом, рассматривает его доходы, способы их получения и форму их получения».

Наиболее известные авторы, занимающиеся разработкой финансовой политики Советского государства, - это  Д. Кузовков, К. Шмелев; Г.Я. Сокольников.

В работе «Азбука финансовой политики» Д. Кузовков предлагает повысить значение рыночного механизма в  распределительных отношениях. Он, по существу, отрицает плановую систему  организации экономики и плановое регулирование финансов государства. «Рынок соединяет миллионы людей  в одно народное хозяйство, - писал  Д. Кузовков, - при помощи цен рынок  заставляет предпринимателей затрачивать  их капиталы туда, где они наиболее необходимы».

К. Шмелев в работе «Финансовая  политика дореволюционной России и  Советского Союза» (1926 г.) отождествлял науку о финансах и финансовую политику, характеризуя их как методы, которыми государство добывает необходимые  ему средства. При этом автор из всей системы государственных доходов  акцентировал внимание в основном на налогах и считал, что государственные  расходы занимают второстепенное место.

К. Шмелев вводит термин «финансовое  хозяйство», под которым он понимал  систему методов, обеспечивающих нормальное функционирование государственного хозяйства.

Г.Я. Сокольников, автор денежной реформы 1922-1924 гг., которая легла  в основу реального выхода страны из финансового кризиса (ликвидация дефицита бюджета, введение в обращение  стабильного червонца, общий подъем экономики), стоял у истоков финансовой политики Советского государства и  общепризнанно считается выдающимся экономистом. Г.Я. Сокольников правильно  увязывал сущность финансов с государством, а благосостояние последнего - с  развитием системы государственных  доходов, особенно денежных налогов. Он призывал к снятию отраслей промышленности с финансирования из государственного бюджета, к развитию в этой сфере  производства системы аренд, концессий  и смешанных предприятий, поскольку  такая политика может обеспечить развитие производительных сил и  привлечь иностранный капитал.

Сторонником социально-политического  направления финансовой науки, разработанного Э. Селигмэном и Г. Жезом, называл себя Ф.А. Меньков. Он считал, что финансовая наука изучает государственное хозяйство и хозяйство других политических или публичных союзов. В своей работе «Основные начала финансовой науки» (1924 г.) Ф.А. Меньков сделал попытку определить систему финансовой науки. Ч государственные расходы; Если исключить из состава перечисленных разделов натуральные повинности и государственные доходы и расходы в бюджет, то система финансовой науки, в представлении Ф.А. Менькова, приближается к воззрениям некоторых современных российских экономистов.

Впервые в России идею о  связи финансов с товарно-денежными  отношениями выдвинул М.Н. Соболев. Он же в монографии «Очерки финансовой науки» (1925 г.) дает определение не финансового  хозяйства, что обычно делали до него другие экономисты, а понятия «финансы». «Обывательский язык разумеет под финансами  денежную наличность в кармане человека, - писал автор.

- Когда мы говорим о  финансах, то должны понимать  под этим словом государственное  хозяйство, государственные средства».

Все последующие годы вплоть до распада СССР и образования  новой российской государственности, ориентированной на рыночную экономику, происходило формирование финансов и финансовой науки нового общественно-политического  строя, основанного на всеобщей государственной  собственности на средства производства, административно-командной форме  и плановом характере государственного управления экономикой, именуемого социализмом. Основоположниками теории советских  финансов и финансовой науки социалистических государств были В.П. Дьяченко и A.M. Александров. Наиболее обстоятельно вопросы финансового  планирования раскрыты д.А. Аллахвердяном. Наиболее видными представителями советской и российской финансовой науки периода с 1950-го по 2000 г., занимающимися разработкой теории финансов и ее различных областей, являются: Б.Г. Болдырев, Э.А. Вознесенский, Н.В. Гаретовский, А.П. Гокиели, Л.А. Дробозина, П.Н. Жевтяк, В.И. Колесников, Д.С. Моляков, П.С. Никольский, Г.Л. Рабинович, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагов, С.А. Ситарян, Н.Г. Сычев, Г.М. Точильников, В.Г. Чантладзе, М.К. Шерменев и др.

Информация о работе Вклад Е.Ф. Канкрина в стабилизации финансовой системы России. Основные направления финансовой науки России первой половины 19в