Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии в условиях рыночной экономики.
Цель позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в данной работе:
Раскрытие сущности финансового плана как составной части бизнес-плана.
Рассмотрение основных задач и методов финансового планирования.
Исследование видов финансовых планов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………………...6
1.1. Понятие и сущность финансового планирования……………………………6
1.2. Содержание бизнес-плана и его роль в деятельности предприятия………...9
1.3. Финансовый план как важнейшая часть бизнес-плана……………………..13
Глава 2. Методы финансового планирования………………………………….....23
2.1. Назначение методов финансового планирования…………………………...23
2.2. Основные методы финансового планирования……………………………...26
2.3. Этапы финансового планирования…………………………………………...30
Глава 3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием…..33
3.1. Стратегическое финансовое планирование………………………………….33
3.2. Текущее финансовое планирование………………………………………....36
3.3. Оперативное финансовое планирование……………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………………...47
Расчетная часть………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

3) бизнес-план  для получения кредитных ресурсов на коммерческой основе, снижающий кредитные риски. Кредитуя проект организации кредитному учреждению необходимо получить гарантии в возврате кредита и процентов по нему. Одной из форм такой гарантии является профессионально составленный бизнес-план.

     Бизнес-план проясняет финансовые потребности, помогает проработать все финансовые детали и оценить шансы на получение  прибыли.

     Бизнес-план позволяет определить управленческие решения, обеспечивая схему, которой  необходимо следовать.

     Бизнес-план служит инструментом коммуникаций, определяя соответствующую ориентацию банкиров, инвесторов и возможных партнеров.

     При формировании бизнес-плана первостепенную роль играет сам процесс его разработки, в ходе которого решаются вопросы  управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей и многие другие, происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде плановых показателей, осуществляется пересмотр системы мер по выполнению плана на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности организации.

     Создавая  бизнес-план можно получить возможность: узнать много нового об индустрии  и секторе рынка, лучше контролировать собственную фирму и увеличить  конкурентоспособность.

      Состав  и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана следующая:

     - резюме (представление бизнес-плана);

     - план маркетинга;

     - план производства;

     - организационный план;

     - план страхования;

     - правовое обоснование;

     - план управления инвестициями;

     - финансовый план.

      При разработке отдельных разделов плана разработчики стремятся к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая руководителю для управления организацией, но и те данные, которые требуются заинтересованным специалистам. Степень детализации разделов плана зависит от целей и задач, решаемых организацией в плановом периоде.

     Рассмотрим  более подробно заключительный раздел бизнес-плана – финансовый план. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Финансовый план как важнейшая часть бизнес-плана

     Материальный  продукт всего процесса финансового  планирования - финансовый план, описывающий  финансовую стратегию компании и  прогнозирующий ее результаты с помощью  прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты.

     Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

      Обычно  финансовый план представлен тремя  основными документами:

  • балансовой ведомостью. Балансовая ведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Она детально описывает элементы собственности компании (активы) и величину обязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее ликвидность. Этот документ необходимо составлять на три-четыре года вперед;
  • отчетом о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки;
  • отчетом о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

      Балансовая  ведомость отражает финансовое состояние  предприятия на конец рассчитываемого  периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте  активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.

      Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия  в текущий период проекта. С помощью  данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

      Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств  предприятия в динамике от периода  к периоду.

      На  основе результатов трех отчетов  проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.

      Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используемые в практике промышленных предприятий следующее:

  • получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее распространенная и предпочитаемая форма финансирования в первоначальный период реализации крупных проектов);
  • долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств);
  • лизинговое финансирование.

      Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной  величины остатка денежных средств  в любой период времени проекта.

      Каждая  из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения.

     Ниже  представлен финансовый план ОАО  «Ростелеком», являющегося российским национальным оператором дальней связи.

      По  прогнозам менеджмента доходы ОАО «Ростелеком» за 2007-2009 гг. увеличатся на 27%, при более медленном росте операционных расходов, который составит 26%, что позволит превысить рекомендованный уровень рентабельности EBITDA на 4%. Такая динамика выручки будет в основном обеспечена ростом доходов от перспективных услуг (услуги доступа в Интернет, передачи данных и интеллектуальных сетей) на 197% за трехлетний период. Это предполагает существенный рост диверсификации бизнеса Компании за счет нерегулируемых услуг, доля которых в выручке возрастет с 10% в 2006 году до 24% в 2009 году.

      Формирование  доходной части бюджетов 2007-2009 гг. осуществлялось в соответствии с утвержденной маркетинговой  стратегией с поправкой на изменившиеся условия хозяйствования, с установленным  порядком взаиморасчетов с операторами  международной и междугородной, зоновой и местной связи, с учетом прогноза динамики регулируемых тарифов, и принимая во внимание дальнейшее увеличение тарифов на местную телефонную связь (табл. 1). 
 
 
 

      Таблица 1

      Доходы ОАО «Ростелеком» в 2007-2009 гг. [8, «Прогноз развития»]

Показатели, млн. руб. Бюджет

2006 г.

Прогноз

2007 г.

Прогноз

2008 г.

Прогноз

2009 г.

Выручка 16910,6 18 440,1 19 779,4 21 514,8
темп  изменения, %   109,0 107,3 108,8
Доходы  от услуг связи, млн. руб. в том  числе: 15 903,4 17 65,1 18 848,8 20 605,5
темп  изменения, %   109,8 107,9 109,3
Доходы  от внутризоновой связи 2 472,1 2 506,5 2 456,0 2 407,0
темп  изменения, %   101,4 98,0 98,0
Доходы  от местной связи 8 489,9 9 179,7 9 820,2 10 590,5
темп  изменения, %   108,1 107,0 107,8
Доходы  от присоединения и пропуска трафика 2 627,2 2 240,3 1 775,2 1 775,2
темп  изменения, %   85,3 79,2 100
Доходы  от перспективных услуг   1 751,6 2 972,3 4 201,6 5 199,0
темп  изменения, %   169,7 141,4 123,7
Телевидение, спутниковая связь, радиосвязь и  радиовещание 37,5 60,9 103,8 156,2
темп  изменения, %   162,4 170,4 150,5
Прочие  доходы от услуг связи 525,1 505,4 492,0 477,5
темп  изменения, %   96,3 97,4 97,1
 

      В результате либерализации рынка  услуг дальней связи в 2006 году снизятся выручка Компании и доходы от услуг связи, но к 2009 году прогнозируется стабильный рост рассматриваемых показателей. Так, выручка вырастет на 16,7% - с 18 440,1 млн. руб. в 2007 году до 21 514,8 млн. руб. в 2009 году.   

      Доходы  Компании от услуг связи в 2006 г. прогнозируются на уровне 15 903,4 млн. руб. Данный показатель запланирован с учетом роста ОТА в 2006 г. в количестве 43,6 тыс. шт.  

      Формирование  расходной части бюджетов 2007-2009 гг. осуществлялось исходя из обеспечения  опережения темпов роста доходов  над расходами, повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности Компании (табл. 2). 
 
 
 

Таблица 2

      Расходы ОАО «Ростелеком» в 2007-2009 гг.

Показатели Бюджет 2006 г. Прогноз

2007 г.

Прогноз

2008 г.

Прогноз

2009 г.

Операционные  расходы, млн. руб. 12 471,1 13 581,0 14 531,0 15 706,8
темп  изменения, %   108,9 107,0 108,1
Заработная  плата и прочие затраты на персонал 4 082,1 4 219,0 4 548,9 4 893,3
темп  изменения, %   103,4 107,8 107,6
Обязательное  социальное страхование и взносы в пенсионный фонд 1 018,0 1 062,0 1 105,6 1 166,9
темп изменения, %   104,3 104,1 105,5
Износ и амортизация 2 631,1 2 976,0 3 158,0 3 445,6
темп  изменения, %   113,1 106,1 109,1
Материальные  затраты, электро/теплоэнергия, другие коммунальные расходы 1 468,3 1 475,0 1 524,7 1 605,7
темп  изменения, %   100,46 103,4 105,3
Расходы по операторам 909,5 1 475,3 1 792,4 2 045,0
темп  изменения, %   162,2 121,5 114,1
Отчисления  в резерв универсального обслуживания 160,4 173,8 181,0 189,9
темп  изменения, %   108,4 104,1 104,9
Прочие  операционные расходы 2 201,7 2 199,9 2 220,4 2 360,4
темп  изменения, %   99,9 100,93 106,3

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием