Валютные операции РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является характеристика валютных операций в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
1) изучение понятия и содержания валютных операций;
2) рассмотреть классификации валютных операций, их эволюции;
3) анализ валютных операций в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4 1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ……………….6
2. ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ИХ ЭВОЛЮЦИЯ…………………...8
3. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ……………………………..13
4 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….........32 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….........34

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 102.96 Кб (Скачать)

     Можно выделить два аспекта применения валютного регулирования: валютное регулирование как часть макроэкономического  регулирования и валютное регулирование  в условиях становления рыночного механизма.

     Валютное  регулирование как часть макроэкономического  регулирования имеет 5 сфер применения:

     1) поддержание удовлетворительного  состояния платежного баланса;

     2) борьба с нехваткой внутренних  сбережений для целей внутреннего  инвестирования;

     3) финансирование бюджетного дефицита;

     4) сокращение колебаний притока  и опока краткосрочного капитала;

     5) предотвращение процесса переноса  международных финансовых кризисов.

     Валютное  регулирование является преимущественно  нормативным, т.е. осуществляется главным  образом путем заключения международных  валютных соглашений и издания нормативных  актов. Необходимость валютного  регулирования заключается в  стремлении стран и банков минимизировать валютные риски.

     Валютное  регулирование реализуется посредством  инструментов валютного регулирования (см. приложение А, рисунок 2).

     Инструменты валютного регулирования - это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

     Инструменты валютного регулирования можно  разделить на две группы: административные инструменты и рыночные инструменты [12].

     К административным инструментам валютного регулирования относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортёрам, а также целый ряд законодательно закреплённых валютных ограничений.

     Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной  валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие  ситуации:

     1) Спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве центрального банка.

     2) Спрос на иностранную валюту, несмотря на введённый процент обязательной выручки, всё-таки превышает предложение валюты. В этих условиях возможны следующие варианты при режиме регулируемого плавания валют: а) произойдёт обесценение национальной валюты; б) центральный банк осуществляет интервенции иностранной валюты из своих золотовалютных резервов и удерживает курс национальной валюты.

     3) Предложение иностранной валюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях центральный банк осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране.

     Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортёрами, центральный  банк может регулировать курс национальной валюты, объём золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.

     Валютное  регулирование может осуществляться и путём введения ряда ограничений  на проведение валютных операций. Валютные ограничения - устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения могут быть связаны с проведением как текущих, так и операций, связанных с движением капитала [10].

     К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.

     Инструменты прямого регулирования оказывают  непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты. К ним относят валютные интервенции и дисконтную политику.

     Валютные  интервенции представляют собой действия центрального банка, направленные на покупку или продажу иностранной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам.

     Валютные  интервенции не только оказывают  прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно  приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.

     Важным  инструментом прямого регулирования  является дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок [9]. В настоящее время дисконтное регулирование может слабо использоваться в качестве регулятора курса национальной валюты по следующим основным причинам:

     - кризис доверия к Правительству и банковской системе в целом;

     - высокий риск вложений капиталов;

     - неустойчивый курс национальной валюты;

     - отсутствие полной гарантии неприкосновенности капиталов.

     Наряду  с инструментами прямого регулирования  используются и косвенные инструменты  валютного регулирования.

     К инструментам косвенного регулирования  относятся инструменты денежно-кредитного регулирования, инструменты налогово-бюджетного и инструменты внешнеторгового регулирования [7].

     К основным денежно-кредитным инструментам относят:

     - изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования).

     - операции Центрального банка на открытом рынке.

     Увеличение (уменьшение) резервной нормы приведёт к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране, что может  отражаться на уровне инфляции и на курсе национальной валюты.

     К основным налогово-бюджетным инструментам относят государственные расходы  и налоги.

     Государственные расходы осуществляются в двух формах. Первая форма - государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство  дорог, выплата жалования работникам судебных органов и т.д. Вторая форма - государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев  населения, например. Лиц пожилого возраста и безработных. Государственные  расходы определяют соотношение  размеров частного и государственного секторов, т.е. какая доля ВВП потребляется коллективно, а не индивидуально. Государственные  расходы влияют на совокупный уровень  расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП [9].

     К инструментам внешнеторгового регулирования  относят:

  1. Экономические инструменты:

     - импортные тарифы (пошлины),

     - импортные квоты,

     - экспортные субсидии;

     2) Административные инструменты.

     Наряду  с экономическими инструментами  могут быть использованы и административные инструменты. Например, можно повернуть  нормальные процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они  становятся препятствием для торговли [13].

     Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия  торговли как для страны, активно  использующей эти инструменты внешнеторгового  регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платёжный  баланс и курс национальной валюты. При увеличении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равных условиях курс национальной валюты должен увеличиваться и наоборот.

     Таким образом, валютное регулирование представляет собой деятельность государственных  органов власти, реализуемую посредством  законодательных, административных, экономических  и организационных мер, направленную на решение государственных задач  по поддержанию долгосрочного устойчивого  внешнего равновесия и подчинённую  цели обеспечения экономического роста [12].

     Целью валютного контроля является обеспечение  соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций [1].

     Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

     Органами  валютного  контроля  в  Республике  Беларусь являются: Совет  Министров  Республики  Беларусь,  Национальный  банк, Комитет государственного  контроля  Республики  Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

     При  осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

  • определять сферу и порядок обращения иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
  • издавать нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;
  • проводить все виды валютных операций;
  • устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с валютой;
  • устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
  • устанавливать единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления [1].

     Координацию    деятельности    органов    валютного   контроля, уполномоченных  в  соответствии  с  законодательством   осуществлять контроль    внешнеторговых    операций,    осуществляет      Комитет государственного контроля. 
 
 
 

4 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     В настоящее время внутренний валютный рынок Республики Беларусь состоит  из трех сегментов:

  • биржевой рынок;
  • внебиржевой межбанковский рынок;
  • рынок наличной иностранной валюты.

     Биржевой  рынок представлен торговой площадкой  ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа”, где курс устанавливается  на основе спроса и предложения. По результатам биржевых торгов по долларам США и российскому рублю устанавливаются  официальные курсы белорусского рубля к соответствующим валютам  на следующий день.

     На  внебиржевом валютном рынке операции проводятся по рыночным договорным курсам.

     Рынок наличной иностранной валюты представлен  сетью обменных пунктов банков, где  население покупает и продает  иностранную валюту по рыночным курсам без ограничений по суммам.

     Основными иностранными валютами, обращающимися  на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, являются доллар США, российский рубль и евро [16].

     Состояние и динамика валютного рынка характеризуется:

     - оборотом иностранной валюты;

     - оборотом рынка наличных валют;

     - средневзвешенным курсом белорусского рубля к российскому рублю, доллару США, евро.

     Оборот  внутреннего валютного рынка  в 2010 году по сравнению с 2009 годом  снизился на 31,7% и составил 112 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка – на 44,4% (76,4 млрд. долларов США), наличного рынка – на 15,1% (до 14,4 млрд. долларов США). Ухудшение  состояния платежного баланса страны привело к превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением на внутреннем валютном рынке со стороны юридических и физических лиц (таблица 1, приложение Б)[16].

     Предложение иностранной валюты юридическими лицами – резидентами увеличилось на 15,4% и составило 15,1 млрд. долларов США, спрос – на 31,5% и 22 млрд. долларов США соответственно. В результате опережающих темпов роста спроса на иностранную валюту над ее предложением объем чистой покупки иностранной  валюты в данном сегменте валютного  рынка увеличился с 3,6 млрд. долларов США в 2009 году до 6,9 млрд. долларов США  в 2010 году.

Информация о работе Валютные операции РБ