Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:39, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является характеристика валютных операций в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи, определяющие внутреннюю структуру работы:
1) изучение понятия и содержания валютных операций;
2) рассмотреть классификации валютных операций, их эволюции;
3) анализ валютных операций в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4 1. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ……………….6
2. ВИДЫ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ИХ ЭВОЛЮЦИЯ…………………...8
3. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ……………………………..13
4 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….........32 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….........34
Можно
выделить два аспекта применения
валютного регулирования: валютное
регулирование как часть
Валютное
регулирование как часть
1)
поддержание
2)
борьба с нехваткой внутренних
сбережений для целей
3)
финансирование бюджетного
4)
сокращение колебаний притока
и опока краткосрочного
5)
предотвращение процесса
Валютное регулирование является преимущественно нормативным, т.е. осуществляется главным образом путем заключения международных валютных соглашений и издания нормативных актов. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски.
Валютное
регулирование реализуется
Инструменты валютного регулирования - это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.
Инструменты валютного регулирования можно разделить на две группы: административные инструменты и рыночные инструменты [12].
К административным инструментам валютного регулирования относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортёрам, а также целый ряд законодательно закреплённых валютных ограничений.
Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:
1) Спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве центрального банка.
2) Спрос на иностранную валюту, несмотря на введённый процент обязательной выручки, всё-таки превышает предложение валюты. В этих условиях возможны следующие варианты при режиме регулируемого плавания валют: а) произойдёт обесценение национальной валюты; б) центральный банк осуществляет интервенции иностранной валюты из своих золотовалютных резервов и удерживает курс национальной валюты.
3) Предложение иностранной валюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях центральный банк осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране.
Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортёрами, центральный банк может регулировать курс национальной валюты, объём золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.
Валютное
регулирование может
К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.
Инструменты
прямого регулирования
Валютные интервенции представляют собой действия центрального банка, направленные на покупку или продажу иностранной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам.
Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.
Важным инструментом прямого регулирования является дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок [9]. В настоящее время дисконтное регулирование может слабо использоваться в качестве регулятора курса национальной валюты по следующим основным причинам:
- кризис доверия к Правительству и банковской системе в целом;
- высокий риск вложений капиталов;
- неустойчивый курс национальной валюты;
- отсутствие полной гарантии неприкосновенности капиталов.
Наряду
с инструментами прямого
К
инструментам косвенного регулирования
относятся инструменты денежно-
К основным денежно-кредитным инструментам относят:
- изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования).
- операции Центрального банка на открытом рынке.
Увеличение (уменьшение) резервной нормы приведёт к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране, что может отражаться на уровне инфляции и на курсе национальной валюты.
К
основным налогово-бюджетным
Государственные расходы осуществляются в двух формах. Первая форма - государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство дорог, выплата жалования работникам судебных органов и т.д. Вторая форма - государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения, например. Лиц пожилого возраста и безработных. Государственные расходы определяют соотношение размеров частного и государственного секторов, т.е. какая доля ВВП потребляется коллективно, а не индивидуально. Государственные расходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП [9].
К инструментам внешнеторгового регулирования относят:
- импортные тарифы (пошлины),
- импортные квоты,
- экспортные субсидии;
2) Административные инструменты.
Наряду
с экономическими инструментами
могут быть использованы и административные
инструменты. Например, можно повернуть
нормальные процедуры проверки безопасности,
санитарного состояния и
Изменение
цен из-за тарифов, квот и субсидий
влияет как на относительное предложение,
так и на относительный спрос.
В результате этого изменяются условия
торговли как для страны, активно
использующей эти инструменты
Таким
образом, валютное регулирование представляет
собой деятельность государственных
органов власти, реализуемую посредством
законодательных, административных, экономических
и организационных мер, направленную
на решение государственных задач
по поддержанию долгосрочного
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций [1].
Основными
направлениями валютного
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются: Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
При
осуществлении валютного
Координацию
деятельности органов
валютного контроля, уполномоченных
в соответствии с законодательством
осуществлять контроль внешнеторговых
операций, осуществляет
Комитет государственного контроля.
4 АНАЛИЗ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время внутренний валютный рынок Республики Беларусь состоит из трех сегментов:
Биржевой
рынок представлен торговой площадкой
ОАО “Белорусская валютно-фондовая
биржа”, где курс устанавливается
на основе спроса и предложения. По
результатам биржевых торгов по долларам
США и российскому рублю
На внебиржевом валютном рынке операции проводятся по рыночным договорным курсам.
Рынок наличной иностранной валюты представлен сетью обменных пунктов банков, где население покупает и продает иностранную валюту по рыночным курсам без ограничений по суммам.
Основными иностранными валютами, обращающимися на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, являются доллар США, российский рубль и евро [16].
Состояние
и динамика валютного рынка
- оборотом иностранной валюты;
- оборотом рынка наличных валют;
- средневзвешенным курсом белорусского рубля к российскому рублю, доллару США, евро.
Оборот внутреннего валютного рынка в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 31,7% и составил 112 млрд. долларов США, в том числе оборот внебиржевого рынка – на 44,4% (76,4 млрд. долларов США), наличного рынка – на 15,1% (до 14,4 млрд. долларов США). Ухудшение состояния платежного баланса страны привело к превышению спроса на иностранную валюту над ее предложением на внутреннем валютном рынке со стороны юридических и физических лиц (таблица 1, приложение Б)[16].
Предложение иностранной валюты юридическими лицами – резидентами увеличилось на 15,4% и составило 15,1 млрд. долларов США, спрос – на 31,5% и 22 млрд. долларов США соответственно. В результате опережающих темпов роста спроса на иностранную валюту над ее предложением объем чистой покупки иностранной валюты в данном сегменте валютного рынка увеличился с 3,6 млрд. долларов США в 2009 году до 6,9 млрд. долларов США в 2010 году.