Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ валютной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотрение статуса Банка России, выявление выполняемых им функций;
2. Выявление сущности валютной политики государств, анализ ее общих задач и функций;
3. Рассмотрение основных направлений валютной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации 4
1.1 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ 4
1.2 Реализация валютной политики Центральным Банком Российской Федерации 11
1.3 Эффективность валютного регулирования Центрального Банка Российской Федерации 19
1.4 Политика валютного курса на 2011-2013 г 22
Заключение 28
Список используемых источников 29

Работа содержит 1 файл

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

    Информация о  проведении курсовой политики  Банка России размещается на  официальном сайте Банка России  в Годовых отчетах Банка России  и Основных направлениях единой  государственной денежно-кредитной  политики, а также в разделе  Пресс-релизы по вопросам денежно-кредитной  политики.

 

 

1.3 Эффективность  валютного регулирования  Центрального  Банка Российской Федерации

 

Эффективной системой валютного  регулирования является валютная интервенция. В Федеральном законе «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» валютные интервенции причислены к основным инструментам денежно-кредитной  политики Банка России. Под ними понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке  для воздействия на курс рубля  и на суммарные спрос и предложение  денег. Согласно материалам МВФ (Международного валютного фонда), интервенции обычно проводятся в форме покупки или  продажи иностранной валюты центральным  банком или фондом стабилизации валюты во внутренних сделках с коммерческими  банками.

Принципы курсовой политики, требуемые МВФ:

  1. государству следует избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой для предотвращения действенной стабилизации (корректировки) платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами МВФ;
  2. государству в случае необходимости следует проводить интервенции на валютном рынке для противостояния его дезорганизации, которая может характеризоваться, в числе прочего, беспорядочными краткосрочными колебаниями обменного курса его валюты;
  3. государствам-членам следует принимать во внимание в своей политике интервенций интересы других государств-членов, том числе интересы стран, валюту которых они используют для интервенций;
  4. государству-члену следует избегать курсовой политики, ведущей к внешней нестабильности8.

 Руководство МВФ «О  принципах политики интервенций»  рекомендует использовать интервенции  для снижения волатильности валютного  курса, но никак не для регулирования  его уровня.

В Российской Федерации термин "валютная интервенция" обычно употребляется  в связке с задачей поддержания  российского рубля, его стабильного  курса по отношению к доллару  США, когда Центральный банк РФ продает  доллары, чтобы не дать упасть рублю  на валютном рынке и тем самым  воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику  страны в целом. И наоборот, скупка иностранной валюты Центральным  банком РФ влечет за собой падение  курса российского рубля. Для  интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, поэтому  при больших нарушениях в системе  платежного баланса валютная интервенция  может, в конце концов, привести к истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценивания национальной валюты.

В статье С. Моисеева «Политика  валютных интервенций центральных  банков: сущность, теневые механизмы  и эффективность операций Банка России», опубликованной в 2009 году в журнале «Финансы и кредит», был приведен анализ эффективности валютных интервенций Банка России, который базируется на среднесрочных помесячных данных. Анализ был проведен по трем альтернативным критериям успеха валютных интервенций:

Критерий «направление» - был предложен профессором Гарвардского Университета Дж. Френкелем. Его суть: если направление движения валютного  курса совпадает с направлением интервенции, то она эффективна.

Критерий «сглаживание» - предложен экономистом Федерального Резервного банка Кливленда (США) О.Хампэйджем. Этот критерий связан со сглаживанием колебаний валютного курса: интервенция  эффективна, когда усилиями Центрального банка замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, если увеличивается - то к торможению роста.

 Критерий «разворот» - его автором является эксперт  Европейского Центрального Банка  Р.Фатум. Интервенция эффективна, когда выполняется не только  первый критерий, но в ходе  интервенции полностью нивелируется  колебание валютного курса за  предыдущий период9.

 

1.4 Политика валютного  курса на 2011-2013 г.

 

В 2011 г. Банк России продолжил  проведение валютной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика была направлена на сглаживание резких колебаний  обменного курса, не обусловленных  действием фундаментальных экономических  факторов, и проводил с учетом необходимости  сдерживания инфляционных процессов  и поддержания ценовой конкурентоспособности  отечественного производства.

В среднесрочной перспективе  Банк России перейдет к более гибкому  формированию валютного курса, что  будет способствовать выполнению количественных ориентиров валютной политики в области  поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость  денег в экономике, преимущественно  с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.

В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности  курса рубля к значимым для  Российской Федерации иностранным  валютам Банк России в 2011 году продолжил  использовать в качестве операционного  ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую  из евро и доллара США. Это позволило  Банку России оперативно реагировать  на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний  эффективного курса рубля.

Повышение в 2011 году реального  эффективного курса рубля зависело от внешних и внутренних экономических  условий и может составить  от 0 до 10%. В условиях, близких ко второму варианту макроэкономического  прогноза, реальный эффективный курс рубля повысился примерно на 3%. При  реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2011 г. прирост реального эффективного курса рубля остался умеренным и не подорвал конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и способствовал модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверх уровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и  период 2011 и 2012 г.г. Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 7,0 - 8,5%, в 2011 году - 5,5 - 7,0%, а к 2012 году выйти на уровень инфляции 5,0 - 6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует  базовая инфляция 6,2 - 8,0% в 2010 году, 4,5 - 6,2% в 2011 году и 4,5 - 6,1% в 2012 году.

Расчеты по валютной программе  на 2010 - 2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых  в прогнозе платежного баланса, а  также предполагаемой динамике цен  на активы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году темпы экономического роста  могут быть ниже, чем в 2011 году, что  отразится на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое  существенное замедление темпа роста  цен также обусловит снижение темпов роста трансакционных потребностей экономики в деньгах, увеличив при  этом спрос на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в  2012 году могут снизиться по сравнению с 2011 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата в 2012 году на 19 - 28%.

В 2011 и 2012 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и могут составить 16 - 25% в 2011 году и 14 - 22% в 2012 году.

Денежная программа на 2010 - 2012 годы представлена в четырех  вариантах, которые соответствуют  сценарным вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, рассматриваемым Банком России.

В зависимости от сценарных  вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 14 - 22%, в 2011 году - 12 - 20%, в 2012 году - 9 - 17%.

Принципиальное значение для реализации валютной политики будет  иметь изменение структуры источников роста денежной базы в прогнозном периоде в пользу чистых внутренних активов (ЧВА). Постепенный переход  к формированию денежного предложения  преимущественно за счет увеличения валового кредита банкам при снижении роли прироста чистых международных  резервов (ЧМР) позволит, с одной  стороны, более эффективно использовать процентные инструменты валютного  регулирования, сделать действенным  процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а с другой - за счет уменьшения присутствия  Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный  переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

При уточнении показателей  денежной программы на 2010 - 2012 годы во всех вариантах учтены принятые в  октябре 2009 года дополнительные меры среднесрочного характера по поддержке финансового  сектора. В частности, при расчете  изменения чистого кредита федеральному правительству учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям через Внешэкономбанк (Банк развития) на сумму 450 млрд. рублей за счет средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины прочих неклассифицированных активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте, выделяемым для обеспечения рефинансирования внешнего долга российских кредитных и нефинансовых организаций, образовавшихся до 25.09.2009 (до 50 млрд. долларов США).

Курсовая политика в 2011 - 2013 годах будет направлена на удержание  в приемлемых границах волатильности  российской национальной валюты. При  этом Банк России видит своей задачей  последовательное сокращение прямого  вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.

На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование  механизма плавающего интервала  допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической корректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке/продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких-либо фиксированных количественных ограничений на уровень курса национальной валюты.

Указанный подход позволит сдерживать чрезмерно резкие колебания  валютного курса, создающие риски  для стабильности российской финансовой системы, и вместе с тем не будет  препятствовать формированию рыночных тенденций курсовой динамики, обусловленных фундаментальными изменениями состояния мировой экономики, обеспечивая условия для адаптации участников рынка к плавающему валютному курсу. Эластичность границ и ширина операционного коридора будут постепенно меняться в рамках решения задачи повышения гибкости курсообразования.

В переходный период порядок  проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет  включать использование целевых  покупок или продаж иностранной  валюты, осуществляемых в заранее  установленных объемах и интервалах. Параметры проведения данных операций будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы  и конъюнктуры российского денежного  рынка. Применение указанного механизма  будет направлено на сглаживание  воздействия внешних конъюнктурных  шоков на ожидания экономических  агентов, состояние внутренних финансовых рынков и динамику основных показателей  денежно-кредитной сферы.

В 2011 - 2013 годах основными  факторами изменения курса рубля  будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков  капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для  укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса  значение данного фактора будет  снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций  динамики потоков капитала, которые  зависят от трудно прогнозируемого  развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой  волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса  рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками  экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.

Таким образом, как мы видим, в начале 21 века Центральный Банк является регулирующим звеном в банковской системе, поэтому его деятельность связана с укреплением денежного  обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы  и ее курса по отношению к иностранным  валютам; а также с развитием  и укреплением банковской системы  страны и обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления  расчетов.

Информация о работе Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации