Устойчивость предприятия как основа конкурентоспособного существования в современном мире сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:09, дипломная работа

Описание работы

В статье рассматриваются основные вопросы теории экономически устойчивого существования предприятий, в том числесферы услуг.
В последнее время необходимость оценки экономической устойчивости предприятий приобретает все более возрастающее значение. Оценка экономической состоятельности включена в технологию комплексной оценки соответствия предприятий,в том числе сферы услуг.

Работа содержит 1 файл

Устойчивость предприятия как основа конкурентоспособного существования в.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

Прибыль (чистая) 
Ра = ------------------------------- • 100%, где 
А нг + А кг • 2

Ра - рентабельность активов; 
А нг - величина активов на начало года; 
А кг - величина активов на конец года.

Анализ  рентабельности продаж основных и дополнительных услуг, и скорости оборота активов  в ряде гостиниц г. Москвы позволяет вывить одну тенденцию: причинно-следственную зависимость рентабельности активов от указанных факторов.

Рентабельность  активов отеля "ОАО "Балчуг Кемпински-Москва" 
 
Таблица 2.

Показатель 2004 г. 
2005 г. 2006 г. 2007 г. * 
Рентабельность активов 21.8 21,3 21,0 20,8 
Рентабельность продаж 19,9 19,8 19,0 18,9 
Скорость оборота активов 4,3 4,1 4,2 4,0

* Оценочно.  
Источник: материалы квартальных отчетов отеля ОАО "Балчуг-Кемпински-Москва" за соответствующие годы; расчеты автора.

 
Анализ показателей данной таблицы  и изучение дополнительных материалов свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции взаимозависимости между  рентабельностью активов и другими  критериями. Основной причиной ухудшения  рентабельности активов снижение рентабельности продаж и замедление скорости оборота  капиталов. Как установлено, причиной снижения рентабельности продаж стало  увеличение себестоимости услуг, связанных  с ростом коммунальных платежей, тарифов  и иных платежей отеля. Кроме этого  на рост себестоимости гостиничных  услуг оказали влияние материальные затраты, накладные расходы, некоторое  увеличение заработной платы персонала, а также мероприятия по реконструкции  отеля, проводимые новым составом высшего  менеджмента. Кроме этого рентабельность активов снижалась из-за некоторого замедления скорости оборачиваемости  активов. В совокупности все это  повлияло на снижение рентабельности использования активов рассматриваемого гостиничного комплекса. 
При проведении финансово-экономического анализа себестоимости услуг с нашей точки зрения сосредоточивать внимание следует на наиболее важных и быстрорастущих статьях постоянных и переменных затрат. Это позволит осуществлять расчет по минимальному объему продаж услуг, который обеспечивает покрытие всех расходов, то есть выявить общепринятую "точку безубыточности". Такой подход обеспечивает оценку и коррекцию программ разработки и оказания гостиничных услуг при имеющихся ограничениях по реализации услуг клиентам, финансовым ресурсам, по снижению материальных затрат на каждую услугу. При этом в целях снижения себестоимости предоставляемых гостиничных услуг возможно и необходимо использование нескольких методов (вариантов) управления затратами.

Действия  аналитических подразделений фирмы 
Методы управления 
• Выделение наиболее «проблемных» статей себестоимости услуг • Разработка вариантов снижения себестоимости 
• Расчет точки безубыточности • Графические построения 
• Анализ доходности основных и дополнительных услуг на основе их вклада в финансовые результаты деятельности гостиничного комплекса • Разработка вариантов оптимального сочетания услуг 
(по группам: основные и дополнительные)

Чистые  активы гостиничного комплекса определяются как разность между активами и  текущими обязательствами. Данная величина показывает, какими активами может  располагать гостиничный комплекс за счет постоянного капитала, что  чаще всего используется при анализе  долгосрочной эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства. При этом динамикой этого показателя целесообразно пользоваться для определения оборачиваемости. Она характеризует объем продаж гостиничных услуг, который может быть сгенерирован данным количеством чистых активов. При этом может быть достигнут двойной результат: мы можем определить насколько эффективно используются чистые активы гостиничного предприятия с одной стороны, а другой - выяснить фондоотдачу, т. е. насколько экономически эффективно реализуется в хозяйственной деятельности постоянный капитал (здания, сооружения, оборудование и материальные ценности). А значит, рентабельность чистых активов показывает тот финансовый результат, который образуется от использования собственного и заимствованного капиталов. 
Подводя итог оценке рентабельности чистых активов гостиничного предприятия, можно считать их основным показателем, использование которого дает ряд преимуществ в аналитической работе маркетологов и высшего менеджмента при оценке финансово-экономической устойчивости гостиничного предприятия. 
1. Показатель рентабельности чистых активов позволяет осуществлять контроль за эффективностью предпринимательской деятельности. 
2. Он является связующим звеном двух основных бухгалтерских документов (баланс и отчет о прибылях и убытках). 
3. Показатель рентабельности активов помимо основного показателя (прибыль) позволяет в аналитической работе использовать и другие критерии оценки результативности бизнеса. 
При проведении исследований по группе гостиничных предприятий Москвы была установлена некоторая динамика падения рентабельности активов вследствие снижения рентабельности продаж и скорости оборота активов. На ухудшение показателя оборачиваемости активов в том же направлении влияет падение объема продаж. В качестве авторских пожеланий и рекомендаций были предложены следующие варианты для отделов продаж, маркетинга и высшего управляющего звена. 
Во-первых, необходимым шагом должно стать сосредоточение на маркетинговых исследованиях в направлении изучения потребностей и запросов потенциальных и реальных клиентов. 
Во-вторых, настоятельным стало изменение ассортиментной политики основных и дополнительных услуг в сторону введения услуг наиболее востребованных клиентами (информационные, развлекательные, отдыха и оздоровления). 
В третьих, важным направлением улучшения финансового положения предприятий гостиничной сферы является разработка более гибких стратегий ценообразования на услуги сфер гостеприимства. 
Наиболее трудной областью в области финансовой устойчивости предприятия гостиничного хозяйства является проблема снижения величины активов. Разрешение ее возможно в двухвекторном исполнении: уменьшением объема оборотных средств либо сокращением постоянных активов. В качестве вариантов решения данной задачи, возможно, применить следующие действия: 
• регулярная инвентаризация степени доходности оказываемых основных и дополнительных услуг и соответственно отказ от нерентабельных услуг; 
• продажа или списание неиспользуемого, либо неэффективно используемого оборудования, т.е. уменьшение непроизводственных активов; 
• снижение запасов материально-технических ресурсов, незавершенного строительства, неиспользуемого номерного фонда; 
• сокращение дебиторской задолженности. 
В практике управления финансовой политикой предприятий гостиничной сферы, как показывают результаты авторских исследований, недооценена значимость  
В этом плане показатель экономического роста гостиничного комплекса следует внедрять в финансово-аналитическую работу менеджмента гостиниц, а также и показатель достижимого уровня роста, который равен отношению приращения выручки (оборота) за период к величине выручки за предыдущий период. Этот показатель позволяет определить скорость экономического роста гостиницы, ее способности наращивать оборот. 
Если полученный коэффициент умножить на поправочный коэффициент соотношения собственного капитала на конец года к собственному капиталу на начало года, то можно получить окончательную формулу коэффициента экономического роста.

Реинвестированная прибыль 
Экономический рост = ------------------------------------------- 
Собственный капитал на начало года

 
В качестве пояснения следует сказать, что суть показателя экономического роста компании отражается в количестве прибыли, которую реинвестирует  гостиничный комплекс в течение  одного календарного года как процент  к собственному капиталу, который  имелся у фирмы на начало года. Данный показатель является критерием того максимума роста в продажах различных  гостиничных услуг, которого может достигнуть гостиничный комплекс при сохранении пропорций своего финансового состояния. 
Предлагаемый показатель имеет одно несомненное преимущество - комплексный характер оценки бизнес-практики всего гостиничного комплекса. Применяя его в финансово-аналитической работе, возможно, решить следующие предпринимательские задачи: 
• осуществлять не только ассортимент оказываемых услуг самого предприятия, но и оценивать рынки гостиничных услуг на местном и региональном уровнях; 
• оценивать через финансовые показатели эффективность программ маркетингового обеспечения предпринимательской деятельности; 
• анализировать эффективность системы бизнес-планирования и исследования рынков, запросов потребителей индустрии гостеприимства. 
Если в ходе финансово-экономического анализа выявляется невысокий показатель экономического роста, то перед высшим менеджментом гостиничного комплекса стоит проблема принятия адекватных решений об увеличении рентабельности гостиничных услуг (как основных, так и дополнительных), ускорения оборачиваемости чистых активов, финансового рычага, коэффициента реинвестирования.  
Показателем рентабельности чистых активов, как показывают исследования, управленцы чаще всего пользуются для измерения результативности оперативной деятельности гостиничного комплекса. Он показывает, какова эффективность от вложений из инвестиционных фондов предприятия. По этой причине финансовым менеджерам важно знать, какое минимально допустимое его значение возможно для данного предприятия. Чистые активы - это тот элемент финансовых документов, который обеспечивается инвестирующими фондами (долгосрочным капиталом), который выполняет функциональную обязанность гостиничного комплекса осуществлять выплаты по кредитам, дивидендам и иным платежам. Таким образом, финансовому менеджеру необходимо знать, какова стоимостная характеристика (величина) постоянного капитала гостиницы. 
Его вычисление возможно осуществлять как средневзвешенную стоимость капитала. Применительно к российской практике функционирования предприятий сервиса, включая и гостиничные указанный показатель можно отразить в следующем уравнении:

Рентабельность  чистых активов ≥ средневзвешенной стоимости капитала.

Если  показатель рентабельности чистых активов  превышает характеристику средневзвешенной стоимости капитала (с поправкой  на налог на прибыль), то гостиничное  предприятие способно выплатить  не только полагающиеся проценты по кредитным  обязательствам и соответствующие  дивиденды акционерам, но также реинвестировать  часть полученной прибыли. Если левая  часть уравнения равнозначна  правой, то это означает, что гостиничный комплекс способен осуществить платежи по текущим операциям перед своими акционерами и банком. Однако при этом процесс реинвестирования прибыли не может быть реализован, поскольку инвестиционный источник отсутствует. Наконец, при рентабельности чистых активов ниже средневзвешенной стоимости капитала предприятия становится проблематичным привлечение заемного капитала, и проблема финансовой устойчивости фирмы становится достаточно острой. 
Следует отметить, что использование в финансовом анализе абсолютных и относительных показателей имеет неравнозначное значение для анализа эффективности деятельности предприятия гостиничного хозяйства. С позиций опенки финансового состояния и стоимости бизнеса именно абсолютные показатели являются приоритетными как для акционеров, так и для внешних пользователей. Именно по этой причине для большинства фирм из сферы гостиничного бизнеса анализ и планирование чистой прибыли, а также образующихся в компании денежных потоков в последние годы становится обычной практикой. По нашему мнению, в этой части анализа следует сделать одну оговорку. Дело в том, что использование для оценки результативности работы гостиничного комплекса только финансовых показателей не позволяет предвидеть некоторые специфические проблемы, характерные для сферы обслуживания: снижение качества оказываемых услуг, динамику их обновления, уровень обслуживания клиентов, эффективность управления работой персонала. 
Исходя из того, что важнейшей задачей предприятия сферы обслуживания является повышение стоимости акционерного капитала, необходимо учитывать следующее: 
1. Финансовые результаты коммерческой деятельности предприятия должны быть всеобъемлющими и, соответственно, включать рост доходов, денежных потоков и прибылей на инвестиции; 
2. В течение жизненного цикла компании на каждой стадии роста различные финансовые показатели имеют различную степень значимости. Следовательно, ни чистая прибыль, ни денежные потоки, ни доход на инвестиции не должны закрывать другие показатели; 
3. Проведение измерений эффективности работы предприятия с помощью набора финансовых показателей необходимо расширить за счет использования бюджетных ожиданий, с которыми сравниваются фактически полученные данные; 
4. Расчеты, основанные на стоимости марки предприятий гостиничного хозяйства в условиях высокой инфляции, должны основываться на реальной стоимости. 
Приведенные выше расчеты позволяют сделать выводы о том, что показатели американской системы стандарта по финансово-экономической оценке бизнес-деятельности российских компаний гостиничного сектора национального хозяйства России вполне применимы с теми коррективами, которые приведены в расчетах. 
Перечисленные выше стандарты в современной российской практике не разработаны в достаточно приемлемой мере и одной из задач настоящего исследования является разработка эффективных показателей финансово-экономической деятельности предприятий из российской сферы гостиничного бизнеса. Наличие некоторого опыта работы российских и совместных предприятий гостиничного хозяйства в этом направлении позволяет автору предложить некоторые рекомендации в следующей части работы. 
Исследование проблем финансовой устойчивости свидетельствует об определенной противоречивости в трактовке понятий, что создает трудности для ее реализации в прикладном аспекте. Финансовая устойчивость во многих условиях не рассматривается в условиях динамики экономических процессов. 
В специфике предпринимательской деятельности предприятий сферы услуг вообще, и в области гостиничного бизнеса в частности, высокая скорость оборота капитала, динамика предоставления услуг и поступления денежных средств создают особую взаимозависимость финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия гостиничного бизнеса. 
В соответствии с этим следует классифицировать финансовую устойчивость на: внешнюю, внутреннюю, общую и собственно финансовую. Это создает максимальную точность в содержательной трактовке с позиций теории и удобный инструментарий для выполнения финансовых расчетов практическим работникам и менеджеров. 
В оценке финансово-экономической деятельности сферы гостиничного хозяйства необходимо соблюдение принципа комплексной оценки с использованием коэффициентов сравнительного анализа.

Информация о работе Устойчивость предприятия как основа конкурентоспособного существования в современном мире сферы услуг