Устойчивость предприятия как основа конкурентоспособного существования в современном мире сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:09, дипломная работа

Описание работы

В статье рассматриваются основные вопросы теории экономически устойчивого существования предприятий, в том числесферы услуг.
В последнее время необходимость оценки экономической устойчивости предприятий приобретает все более возрастающее значение. Оценка экономической состоятельности включена в технологию комплексной оценки соответствия предприятий,в том числе сферы услуг.

Работа содержит 1 файл

Устойчивость предприятия как основа конкурентоспособного существования в.docx

— 69.91 Кб (Скачать)
Устойчивость  предприятия как  основа конкурентоспособного существования в современном мире сферы услуг
В статье рассматриваются основные вопросы  теории экономически устойчивого существования  предприятий, в том числесферы услуг.

В последнее  время необходимость оценки экономической  устойчивости предприятий приобретает все более возрастающее значение. Оценка экономической состоятельности включена в технологию комплексной оценки соответствия предприятий,в том числе сферы услуг.

Определяющими аспектами для анализа методов и механизмов оценки экономической устойчивости являются следующие вопросы:

1) что  включает в себя оценка экономической устойчивости предприятия?

2) каковы нормативно — правовые  основания для проведения такой оценки?

3) качество  продукции или услуг, экономическая  состоятельность и успех на рынке.

Существенное  значение для точности определения  экономической устойчивости предприятия имеет оценка ее составляющих,а именно: оценка стоимости предприятия, оценка гибкости предприятия, а также учет факторов неопределенности при оценке финансовой устойчивости предприятий сферы услуг.

Самочкин В. Н. в книге «Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование» описывает устойчивость предприятия следующим выражением:

Уоб = f (А, СА, РП, ЧП, Н)                                    (1)

Для оценки первой части формулы f (А, СА, РП, ЧП) устойчивости предприятия и выявления факторов, влияющих на егоработу, он предлагает использовать формулу, отражающую основные зависимости интересующих нас показателей и широкоприменяемую отечественными и зарубежными экономистами:

Rca= RПО ФР = (ЧП/РП) (РП/А) (А/СА)= ЧП/СА,    (2)

где Rca— рентабельность собственных средств, представляющая собой произведение рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового рычага.

Применение  данной формулы позволяет определить финансовую устойчивость предприятия с помощью оценки:

— прибыльности (рентабельности) предприятия, используя показатель рентабельности продаж;

— активности предприятия на рынке, используя показатель оборачиваемости активов;

— прибыльности (рентабельности) активов предприятия, используя синтетический показатель рентабельности активов;

— платежеспособности предприятия, используя показатель финансового рычага;

— общей устойчивости предприятия, используя синтетический показатель рентабельности собственных средств.

Данная  формула — первая часть модели гибкого развития предприятия, определяющая величину средств, направляемыхна предпроектную подготовку, проектирование и освоение производства новых видов услуг, относительно одногоиз важнейших показателей — собственных средств.

В экономике  под финансовой устойчивостью предприятия  понимают обеспеченность запасов и затрат собственнымии заемными источниками формирования. В узком смысле под финансовой устойчивостью предприятий понимают платежеспособный спрос, способность при сбалансированном привлечении кредита обеспечивать собственными источниками активное инвестирование и прирост оборотных средств, создавать финансовые резервы.

Применительно к разным формам предприятий и объединений условия обеспечения финансовой устойчивости будут несколько отличаться. Так, для крупных международных корпораций условиями финансовой устойчивости, стабильности, наряду с платежеспособным спросом на внутреннем рынке, являются: благоприятный курс валюты, период экономического подъема производства. Некоторые экономисты считают, что изучение общей устойчивости крупных корпораций является ключом к пониманию их финансово-экономической устойчивости. Для таких корпораций характерна стабильность развития, поскольку спад производства и падение конъюнктуры в одной стране компенсируется ростом производства и улучшениемрыночной конъюнктуры в другой. Для них характерна устойчивость к экономическим кризисам производства.

Основным  элементом финансовой устойчивости предприятия является финансово-кредитная  устойчивость, которая определяется функциями финансово-кредитного механизма применительно к предприятию. Недостаточная разработка данного механизма на уровне предприятия проявляется в несбалансированности потоков денежных средств в рамкахпроизводственного цикла. Это приводит к тому, что предприятие в отдельные периоды не полностью обеспечено оборотными средствами.

Учитывая  проблему недостатка собственных оборотных  средств, необходимо правильно определить текущие финансовые потребности на определенный период времени (месяц, квартал, год) и способы их регулирования. Одним из основныхисточников пополнения недостатка собственных оборотных средств является получение коммерческого кредита ив краткосрочном периоде — получение отсрочек платежа от поставщиков. Несовпадение сроков поступления денежных средств от реализации готовой продукции и снабжения оборотными средствами являются причиной возникновения неплатежеспособности предприятий.

В этих условиях важно выбрать политику оперативного управления текущими активами и текущими пассивами. При этомнеобходимо принимать во внимание определенность (или неопределенность) ситуации. В экономике под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации экономического решения, в тои числео связанных с ним затратах и финансовых результатах. Причинами неопределенности является неполнота, недостаточность знаний руководителей предприятия о конъюнктуре рынка, с одной стороны, и случайность — с другой. Предсказать исход будущего события не всегда возможно. В одних и тех же условиях оно происходит неодинаково. Изменение ситуациина финансовом рынке, падение спроса на продукцию, появление конкурентов, неблагоприятные погодные условия, нарушение договорных обязательств поставщиками приводят к возникновению непредвиденных затрат, увеличивают текущие финансовые потребности.

Будущая экономическая ситуация должна быть оценена с учетом возможных рисков. Риск — это элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либоэкономической операции. Идти на риск предприятие вынуждает неопределенность ситуации. В экономической категориис риском связано два случая:

1) это  вероятность (угроза) потери предприятием  части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов;

2) возможность  получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной предпринимательской деятельности.

Второй  случай относится к благоприятному исходу. Для нас более актуальным является рассмотрение условий возникновения неблагоприятных исходов производства, поиск факторов, ухудшающих финансово-экономическое положение предприятия.

С целью  минимизации возможного ущерба в неблагоприятные с точки зрения финансово-экономического положения предприятия исходы необходимо рассматривать дополнительные варианты производства.

Областью  допустимых значений (ОДЗ) доходности проекта и производственно-хозяйственной устойчивости в теорииуправления рисками является доверительный интервал риска с определенными граничными значениями. Минимальной границей области допустимых значений доходности инвестиционного проекта является доходность государственных ценных бумаг, максимальной — вероятность наступления банкротства проекта. При высокой доходности проекта возрастают потери предприятия в случае наступления неблагоприятного исхода, так как такие проекты требуют больших вложений капитала,и увеличивается прибыль при благоприятном исходе условий и результатов производства. В любом случае предприятие должно оценить возможные последствия от реализации того или иного инвестиционного проекта. Оно понесет меньшие потери в неблагоприятный исход, если собственный капитал предприятия в общей сумме вложений будет превышать заемный.

По аналогии с определением области допустимых значений доходности и производственно-экономической устойчивости инвестиционного проекта область допустимых значений финансовой устойчивости функционирования предприятия определяются предельными значениями коэффициентов финансовой устойчивости и ликвидности. Нижней границей финансовой устойчивости является минимальные значения отраслевых коэффициентов устойчивости и ликвидности. Выходза пределы заданной области приводит к потере ликвидности, нарушению устойчивости баланса и в конечном итоге —банкротству предприятия. Финансовая устойчивость предприятия предполагает полную обеспеченность предприятия оборотными средствами. Последние должны быть обеспечены надежными источниками финансирования (собственный капитал и долгосрочные заемные источники). Это условия непрерывного процесса производства.

В литературе также выделяют несколько типов  оперативного управления оборотным капиталом предприятия. Сущность политики оперативного управления оборотным капиталом состоит в определении:

— достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов;

— величины и структуры источников финансирования текущих активов.

Первый  тип управления текущими активами так  называемая «агрессивная политика» характеризуется наличием у предприятиязначительных запасов денежных средств, сырья и готовой продукции. В этих условиях снижается риск возникновения неплатежеспособности, но увеличивается период оборачиваемости оборотных средств. Такую политику предприятия проводятв условиях неопределенности будущей ситуации.

«Агрессивная  политика» управления текущими пассивами  характеризуется абсолютным преобладанием краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. У предприятия повышается уровень «эффекта финансового рычага», т. е. степень,в которой предприятие финансируется за счет задолженности. При неблагоприятной экономической ситуации на рынкепредприятие с более устойчивым балансом понесет меньшие убытки, чем предприятие, финансируемое преимущественноза счет заемных источников.

Признаком «консервативной политики» управления текущими активами является низкий удельный вес текущих активовв общей их сумме. Такую политику управления предприятия проводят в условиях достаточной определенности ситуации.При «консервативной политике» управления текущими пассивами финансирование производства осуществляется за счетпостоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов).

Промежуточным типом управления текущими активами и пассивами служит «умеренная политика» управления.Она характеризуется невысоким риском возрастания неплатежеспособности и средним уровнем краткосрочного кредитав общей сумме источников средств предприятия.

Финансовый  анализ предприятий сферы услуг

Реферат. Дисциплина - Финансовый анализ 
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ 
1.1. Теоретико-прикладные аспекты взаимосвязи финансового состояния и устойчивости предприятий индустрии гостеприимства

Современный этап экономического развития предпринимательских  структур в сфере предоставления услуг предъявляет достаточно высокие  требования к процессу управления бизнесом. В самой науке управления основной акцент делается на сочетание различных  видов учета: управленческого, финансового, бухгалтерского, маркетингового. При  этом наиболее трудным с теоретической  и прикладной точки зрения представляется финансовый анализ хозяйственной деятельности. Исследование аналитической работы специализированных подразделений ряда предприятий гостиничного комплекса г. Москвы приводит к выводу о том, что персонал бухгалтерских и финансовых подразделений не в должной мере владеет категориальным аппаратом, слабо владеет навыками финансового анализа, что в определенной мере является следствием недостаточной научной проработки со стороны теории. 
Несмотря на достаточно представительный блок научной литературы по проблеме изучения и учета финансовой информации в системе управления предприятиями , проведение финансового анализа сопряжено с рядом методологических и прикладных проблем. 
Во-первых, большинство экономистов в целях проведения аналитической работы не только выбирают различные показатели для оценки финансового состояния фирмы, но и весьма произвольно трактуют их содержание. В частности, практически во многих работах просматривается небесспорный подход к трактовке понятий "финансовое состояние" и "финансовая устойчивость" и их взаимодействии. У некоторых авторов понимание финансовой устойчивости связывается с "…с состоянием финансовых ресурсов, при котором предприятие свободно маневрируя денежными средствами способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению" . Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния, которое представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.  
В ряде научных исследований утверждается, что одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия - стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Следовательно, финансовая устойчивость характеризуется соотношением собственных и заемных средств. Хотя здесь же признается, что анализ имущественного положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов и активов. Некоторая терминологическая путаница имеет место в других рассуждениях авторов. В частности, финансовое положение считается устойчивым, если организация располагает достаточным капиталом для того, чтобы обеспечивать непрерывность своей деятельности, связанную с производством и реализацией продукции в заданном объеме, а также полностью и своевременно погашать свои обязательства перед персоналом по выплате заработной платы, бюджетом по уплате налогов и поставщиками за полученные от них поставки и услуги, формировать средства для обновления и роста внеоборотных средств .  
Несколько иной подход к указанным категориям изложен в работе А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина. В их трактовке "Финансовая устойчивость - это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность . В авторской трактовке других исследователей под финансовым состоянием предприятия понимается его способность к финансированию собственной хозяйственной деятельности. То есть обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования фирмы, целесообразное размещение и эффективность исполнения, финансовое взаимодействие с другими субъектами, поддержание платежеспособности и финансовой устойчивости. Что же касается финансовой устойчивости, то она, по мнению некоторых теоретиков, заключается в обеспечении запасов и источников их формирования .  
В этом плане небезынтересна точка зрения на проблемы финансовой устойчивости зарубежной экономической науки. Многие зарубежные авторы подчеркивают, что финансовая устойчивость организации определяется правилами, направленными одновременно на поддержание равновесия финансовых структур и предотвращение рисков для инвесторов и кредиторов. По их мнению, финансовую устойчивость целесообразно измерять показателями, характеризующими различные виды соотношения между собственными и заемными средствами, используемыми для формирования имущества, отраженного в активе баланса .  
С нашей точки зрения во всех рассмотренных определениях имеет место один существенный недостаток - отсутствие в подходах оценки динамичности финансового состояния. В специфике предпринимательской деятельности предприятий сферы услуг вообще, и в области гостиничного бизнеса в частности, высокая скорость оборота капитала, динамика предоставления услуг и поступления денежных средств создают особую взаимозависимость финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия гостиничного бизнеса. Можно частично принять тезисы указанных выше точек зрения о том, что финансовое состояние предприятия отражается в его финансовых показателях, которые свидетельствуют о размещении и эффективности размещения финансовых ресурсов. В процессе оказания услуг гостеприимства гостиничный комплекс практически ежедневно имеет меняющиеся финансовые показатели. И таким образом, его финансовое состояние довольно часто подвержено тенденциям ухудшения, улучшения или равновесия. Денежные потоки, обеспечивающие предоставление основных и дополнительных услуг в гостиничном предприятии создают эффект "возмутителя спокойствия", что незамедлительно сказывается на балансирующем (термин автора) состоянии финансов. Отсюда логичной является посылка об изменении финансовой устойчивости в том же направлении, что и финансовое состояние. Динамика изменения показателей финансового состояния становится причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников денежных средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные запасы позволяет генерировать такие потоки операций гостеприимства, которые ведут к улучшению финансового состояния гостиничного комплекса и соответственно к повышению финансовой его финансовой устойчивости. 
Во-вторых, в теории финансового анализа понятие устойчивости чаще всего рассматривается только во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятия. С нашей точки зрения этот подход является не бесспорным. В силу этого авторская точка зрения на эту проблему состоит в ином подходе. Понятие устойчивости является многофакторной и многоплановой дефиницией. При ее оценке следует учитывать действие многих факторов. По этой причине финансовая устойчивость гостиничного комплекса следует классифицировать на: внутреннюю и внешнюю, общую и финансовую. К внутренней устойчивости можно отнести общее финансовое состояние фирмы, когда гостиничный комплекс в более или менее длительном периоде демонстрирует стабильную тенденцию высокой результативности функционирования. В принципе этого добивается большинство отелей г. Москвы. Для достижения этой задачи достаточно лишь своевременно реагировать на изменение факторов маркетинговой среды. Внешняя устойчивость (при наличии внутренней) складывается под воздействием стабильности внешней среды, в рамках которой осуществляется коммерческая деятельность. Однако в условиях обострения конкурентных отношений между предприятиями гостиничного хозяйства московского региона внешняя устойчивость оказывает сильное воздействие на внутреннюю. И сегодня внешняя устойчивость больших и малых отелей в Москве в существенной степени определяется гибкостью работы менеджмента. С нашей точки зрения, влияние различных рыночных сил на внутреннюю и внешнюю устойчивость образует новый тип устойчивости – общую финансовую. Она обеспечивается такой организацией движения денежных потоков, которая обеспечивает постоянное превышение поступления денежных средств (доходов) над их расходованием (затратами). И таким образом финансовая устойчивость в авторской трактовке является отражением стабильного превышения доходов над расходами. Она обеспечивает мобильное маневрирование денежными ресурсами гостиничного комплекса и содействует бесперебойному предоставлению услуг гостеприимства. Финансовая устойчивость представляется зеркальным отражением процесса производства и реализации услуг гостиничного предприятия и должна считаться для высшего менеджмента главным компонентом общей устойчивости предприятия сферы услуг.  
Применительно к рассматриваемой сфере хозяйственной деятельности (гостиничное хозяйство) определение финансового состояния и финансовой устойчивости нуждается в использовании системного подхода, что объясняется спецификой оказания услуг, высокой динамикой оборота капитала, использованием отличительных финансовых показателей и другими особенностями производства и реализации услуг гостеприимства. 
С теоретической стороны системный подход основывается на глубоком изучении объектов как сложных систем, которые состоят из отдельных блоков в их взаимосвязи взаимозависимости. Он позволяет детально изучить объект, получить о нем полное, всестороннее и оперативное представление. В нашем понимании системный подход к оценке финансового положения гостиничного предприятия означает понимание того, что гостиничное хозяйство представляет достаточно сложную структуру с многочисленными элементами, связями административного, управленческого и финансового характера. Системный подход подразумевает полное и достоверное описание анализируемого объекта. Применительно к изучаемой в настоящем исследовании области (финансовому положению гостиничного комплекса) системный подход должен реализовываться в рамках комплексного экономического анализа. Последний предусматривает системное изучение экономики предприятия, взаимную связь и обусловленность отдельных направлений его деятельности показателей и факторов производства, комплексное выявление резервов, как по отдельным экономическим показателям, так и наиболее общим результативным показателям производства. Данная трактовка комплексного экономического анализа, впервые разработанная А.Д. Шереметом , допускает в целях системного финансового анализа гостиничного предприятия использовать его отдельные финансовые показатели и разработать их группировку в модули. Преимуществами такого анализа являются: возможность для финансовых аналитиков гостиниц пользоваться относительно небольшой группой показателей, удобство работы с модульными группами, учет специфики оказания услуг, оперативность формулирования выводов и принятия управленческих решений. Роль системного подхода к анализу финансовой устойчивости в системе гостиничного бизнеса состоит в том, что с его помощью сложная проблема раскладывается на конкретные взаимоувязанные задачи для того, чтобы получить обобщающее и всестороннее представление о проблеме в целом, о путях ее реализации. 
Предыдущие рассуждения позволяют обозначить направления финансового анализа, группируемые в несколько модулей (блоков), которые, по нашей оценке, максимально отражают специфику хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг гостеприимства. При этом в каждом модуле основной упор делается на ключевые элементы, отражающие финансовые параметры гостиничного комплекса. 
Базовый модуль. В него целесообразно включать и анализировать наиболее общие показатели экономического потенциала предприятия: наличие и уровень основных средств и нематериальных активов, материальные ресурсы, качество трудовых ресурсов, информационные ресурсы, финансовые ресурсы. При проведении аналитических исследований основное внимание следует обращать на финансовую составляющую: это финансовые ресурсы (их качество, доступность, стоимость, стабильность), которые обеспечивают приобретение, поддержание и использование внеоборотных активов, материальных, трудовых и информационных ресурсов с целью обеспечения ключевой задачи – финансовой устойчивости. Разумеется, в финансовом анализе должны использоваться и другие показатели (организационная структура, качество менеджмента, использование инновационных технологий обслуживания, маркетинговые стратегии), которые если не прямо, то косвенно влияют на финансово-экономические показатели деятельности гостиничного предприятия. 
Реализация задач этого блока должна осуществляться финансовой службой гостиничного предприятия в сотрудничестве с бухгалтерским подразделением. 
Производственный модуль. Это направление (блок) анализа ориентирует менеджеров гостиничного предприятия на выполнение следующих видов деятельности: анализ продаж услуг клиентам, аналитическое обоснование прогнозной производственно-финансовой информации, оперативный анализ выполнения плана отдела продаж, анализ затрат на производство, а также себестоимость оказываемых услуг, исследование эффективности системы маркетинга и его воздействия на финансовые показатели предприятия. 
Финансовый модуль. В целях усиления его прикладного использования по нашему предложению его целесообразно внедрять в двухуровневом варианте: взаимоувязанный анализ действий финансового менеджмента гостиничного предприятий и специалистов бухгалтерских служб и подразделений. Такой подход создает важное преимущество: финансовые менеджеры и аналитики основывают свои решения и действия на бухгалтерской информации, которая служит базой для проверки правильности и эффективности принимаемых управленческих действий. Взаимодействие двух подразделений образует управленческую основу для понимания финансовой стратегии высшего менеджмента гостиничного комплекса . В содержательном плане данный модуль должен включать в себя следующий перечень направлений финансового анализа: управление капиталом, изучение рынка инвестиций, анализ имущественного и финансового положения предприятия, мониторинг рентабельности. 
 

 
В разработанной схеме важно обратить внимание исследователей на два момента: первое - анализ капитала и обязательств, цены и структуре источников финансирования и второе - анализ финансовой устойчивости. С одной стороны, анализ финансовой устойчивости может проводиться  внешними пользователями, с использованием бухгалтерской отчетности, а с  другой стороны, анализом финансовой устойчивости занимаются внутренние аналитики, когда  они обосновывают управленческие решения  в рамках концепции гостиничного менеджмента. Например, в бизнес-планах, проспектах эмиссии, технико-экономических  обоснованиях, бюджетах гостиничного комплекса всегда указывается требуемый  уровень финансовой устойчивости. В  финансовом менеджменте всегда необходимо управлять финансовой устойчивостью, заранее выявлять и учитывать  факторы, на нее воздействующие с  целью нейтрализации (минимизации) негативных и использования положительных  факторов. 
Другой проблемой методологического характера является оценка финансового состояния предприятия сферы гостеприимства, а в последующем и его финансовой устойчивости. Значимость ее разрешения (проблемы) обусловлена несколькими обстоятельствами: разработкой и отбором финансовых показателей, их сопряжение с международными стандартами финансовой отчетности , необходимостью построения рейтинговой системы оценки финансовой деятельности предприятий, а самое главное, потребностью разработки методики финансового анализа коммерческой деятельности гостиниц для аналитических подразделений и высшего менеджмента. 
Отбор финансовых показателей результатов деятельности гостиничного комплекса связан с наличием информационной базы, которая в существующей практике включает в себя в основном бухгалтерскую отчетность (балансы с приложениями), а также различные документы по налоговым и другими финансовым платежам. Большинство экономистов отмечают недостаточность содержания информационной базы с точки зрения финансового анализа и требованиям международных стандартов. 
Можно согласиться с точкой зрения некоторых финансовых аналитиков в том, что наиболее сложной проблемой оптимизации содержания информационной базы является перманентная изменчивость показателей, форм отчетности, которая вносится российским Министерством финансов, что, в конечном счете, приводит к неоднородности содержания многих данных, а значит и к несопоставимости ряда показателей в динамике. С одной стороны это подталкивает предприятия к сокрытию неоплачиваемой задолженности и искажает финансовую отчетность в свою пользу, а с другой – не позволяет использовать унифицированные методики финансового анализа для объективного контроля за финансовым состоянием предпринимательской структуры . Это в полной мере касается и предприятий гостиничной сферы бизнеса.  
Полагаем, что использование действующей формы бухгалтерского баланса для анализа финансовой устойчивости затруднено его существенным недостатком - в балансе не выдержана группировка статей актива и пассива по реальному участию финансовых ресурсов. В силу этого невозможно получить точности и достоверности расчетов, а значит и объективно оценить финансовое состояние предприятия гостиничного бизнеса. Между тем анализ многих серьезных научных разработок по данной проблеме позволяет установить, что большинство исследователей не подвергают корректировке статьи баланса для целей финансового анализа, что, по нашему мнению, снижает его качество и практическую ценность для практиков. Так, в первом разделе активов баланса отражаются остатки внеоборотных активов, по существу иммобилизованных из оборота на длительный срок. Во втором разделе актива баланса отражаются остатки оборотных активов, которые в течение отчетного период должны находится в обороте предприятия. Однако ряд статей данному критерию не соответствует, правомерно некоторыми экономистами исключаются из состава оборотных активов и переводятся при анализе во внеоборотные. В качестве примеров можно указать несколько статей: 
• Строка 216. «Расходы будущих периодов» включают средства, оплаченные авансом за аренду помещений, абонентскую плату и т.п. При этом денежные суммы уже изъяты, и гостиничное предприятие не может ими воспользоваться в текущем периоде в расчетах с кредиторами; 
• Строка 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». В ней отражаются суммы по НДС, не возмещенные на дату баланса, так как для этого не было оснований. В данном случае источником покрытия такого налога становятся собственные средства, что закономерно обусловливает правомерность перевода сумм по строке 220 во внеоборотные активы; 
• В практике гостиничного бизнеса распространенным явлением является наличие дебиторской задолженности, когда на конец месяца остаются клиенты, проживающие еще некоторое время. Таким образом, в составе данных, отражаемых по строке 240 «Дебиторская задолженность» (платежи по которой ожидаются в течение последующих месяцев после отчетной даты) может быть просроченная и нереальная к взысканию задолженность. Отсюда невозможность использования этих средств в качестве платежных, что дает основание отражать их в составе внеоборотных активов. 
Помимо указанных особенностей в гостиничном бизнесе имеется несколько видов деятельности, основные из которых – проживание в гостиничном номере, общественное питание, сдача в аренду конференц-залов, когда выручка зачисляется ежедневно. Выручка от клиентов, остающихся на более длительный, чем месяц срок должна попасть в книгу продаж. Помимо этого в книгу продаж попадет значительное количество агентских договоров, К оплате в гостиницах принимаются наличные и кредитные карты, кроме того, оплата осуществляется в безналичном виде в рублях и валюте. В управлении находится значительное количество основных собственных и арендованных средств. Номенклатура закупаемых товаров составляет около 3 тысяч наименований, из которых большая часть приобретается на регулярной основе (продукты, напитки, гостевые принадлежности и т.д.). В штатное расписание бухгалтерии гостиниц включены должности, которых нет в других отраслях: контроллер по ценам, аудитор, контролирующий закрытие счетов дня в программах службы приема и размещения, ресторанов. И, наконец, существует необходимость ежедневного переноса большого количества данных из фронт-офисных программ в бухгалтерскую.  
По свидетельству финансового директора московских гостиниц Holiday Inn Moscjw Lesnaya и Holiday Inn Suschevsky Н. Хорошавиной в сегодняшней ситуации основными проблемами, с которыми сталкиваются сотрудники финансовых подразделений гостиниц, являются: необходимость строго отслеживать дебиторскую задолженность заказчиков, использующих различные методы оплаты, контролировать отказы по оплате за гарантированное бронирование, проверка всей входящей документации от поставщиков, выявление возможных ошибок в счетах-фактурах . Решение этих проблем возможно лишь с внедрением системы финансовых данных в рамках единой автоматизированной программы бухгалтерского, налогового, управленческого учет по международным стандартам финансовой отчетности (МФСО). 
В соответствии с выявленными особенностями в авторской трактовке для работников финансовых подразделений гостиничных предприятий предлагаются следующие методические рекомендации. 
1. Группировка источников средств в бухгалтерском балансе гостиничных предприятий должна строится по критерию принадлежности источников предприятия по праву собственности. Капитал и резервы из раздела Ш, отражают собственные средства предприятия. Заемный капитал в виде долгосрочных и краткосрочных обязательств должен отражаться, соответственно, в разделах IV и V баланса. С нашей точки зрения при осуществлении финансового анализа следует изменить состав краткосрочных обязательств, так как туда неправомерно включены, потенциально собственные средства гостиничного предприятия. 
2. По строке 640 «Доходы будущих периодов» отражают средства, поступившие в счет арендной или абонементной платы, безвозмездно полученные основные средства и аналогичные им доходы до наступления периода начисления задолженности, Поскольку в конечном итоге, эти средства увеличивают доходы гостиничного предприятия, а денежные потоки по ним реально участвуют в обороте. По нашему мнению, в таком случае возникает основание приравнивать их к собственному капиталу. 
3. Анализ содержания строки 650 «Резервы предстоящих расходов и платежей» отражает начисленные резервы на предстоящие расходы по ремонту основных средств, оплате отпусков персонала гостиницы и др. До момента их расходования по целевому назначению они, по существу, участвуют в обороте, что так же дает нам основание приравнивать их к собственному капиталу, а не к обязательствам. 
Указные предложения позволяют в определенной мере разрешить проблему оптимума статей актива и пассива баланса. И таким образом, уровень объективности оценки финансового состояния гостиничного предприятия в значительной степени будет зависеть от критериев аналитической группировки указанных выше статей баланса, что даст эффективный инструментарий для финансовых менеджеров.  
Как уже подчеркивалось выше, другой важной методологической посылкой является оценка финансового состояния предприятий гостиничного хозяйства в условиях применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). С нашей точки зрения это обусловлено несколькими важными обстоятельствами: во-первых, сами предприятия гостиничного обслуживания в сегодняшней российской предпринимательской практике весьма близки по системе отчетности к западным аналогам; во-вторых, для выявления финансового состояния и устойчивости предприятия гостиничного хозяйства должны подвергаться сопоставлению друг с другом на основе сравнительного анализа; в-третьих, и это подчеркивается в некоторых теоретических исследованиях, сравнительный анализ показателей российских гостиничных фирм и зарубежных гостиничных сетей может быть возможен только при единообразной информации об имуществе, источниках финансирования и результатах деятельности в соответствии с МСФО .  
Переход на международные стандарты финансовой отчетности для гостиничных комплексов, которые, как правило, обладают достаточно широким кругом собственников, позволяет акционерам и потенциальным инвесторам получать точную и надежную информацию о финансовом положении таких организаций. Для московского региона это приобретает особую значимость в связи с объявленной программой московского Правительства по развитию индустрии гостеприимства. Для достижения этих целей власти города основную ставку делают на повышение инвестиционной привлекательности проектов строительства новых гостиниц, для привлечения частных инвесторов путем предварительной подготовки за счет бюджетных средств города для каждой площадки, выделяемой под гостиничное строительство, пакета исходно-разрешительной документации, снижения ставки аренды земли до 1 % и частичного возмещения из городского бюджета расходов инвесторов по привлекаемым банковским кредитам для строительства новых гостиниц в столице . А поскольку информационное сопровождение бизнеса - есть одна из составляющих нормального развития любой отрасли, то финансовая информация, ее прозрачность становится залогом успешного решения инвестиционных задач и эффективности функционирования уже работающих предприятий гостиничной отрасли. 
Вместе с тем детальный анализ системы международной финансовой отчетности применительно к сфере гостиничного бизнеса имеет ряд уязвимых аспектов. Возникают сложности ее использования при определении рейтинга финансового состояния гостиничного предприятия. 
Так, в финансовой отчетности в составе источников финансирования имущества любого гостиничного предприятия присутствует собственный капитал, который влияет на значения важнейших коэффициентов, рассчитываемых при сравнительном анализе финансового состояния. В составе капитала предприятий сферы услуг немалую долю в собственном капитале занимает заемный капитал. Собственный капитал прямолинейно влияет на значения таких ключевых для финансового анализа показателей, как коэффициент обеспеченности запасов или активов собственными оборотными средствами, коэффициент независимости от внешних источников финансирования, маневренности использования собственных средств, соотношение собственных и заемных средств, долгосрочного привлечения заемных ресурсов, индекс постоянного актива и др. 
При расчетах следует учитывать влияние величины добавочного капитала, которая образовалась в результате переоценок основных средств, которые в настоящее время проводятся самостоятельно всеми предприятиями один раз в год. При этом, для подтверждения сложившихся рыночных цен могут быть использованы: 
• статистика цен на аналогичные услуги других гостиничных предприятий; 
• данные об уровне цен от органов государственной статистики, торговых инспекций, средств массовой информации; 
• экспертные заключения о стоимости отдельных объектов гостиничного предприятия. 
Применительно к международным стандартам в практике гостиничных предприятий целесообразно использовать метод определения восстановительной стоимости основных средств, подлежащих переоценке. В стандарте МСФО – 16 установлено, что основные средства производства должны на регулярной основе переоцениваться по справедливой (реальной) стоимости (обычно представляющей собой рыночную стоимость) на дату переоценки, с таким расчетом, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой оценки на отчетную дату. В соответствии с МСФО-1 справедливая стоимость - денежная сумма, достаточная для приобретения актива (погашения обязательства) при совершении сделок хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку сторонами.  
С нашей точки зрения процесс дооценки основных средств на предприятиях гостиничной сферы создает следующие финансовый эффект: 
• дооценка ведет к равновеликому увеличению счетов «Основные средства» и «Добавочный капитал», актива и пассива баланса на величину разницы между восстановительной и балансовой стоимостью основных средств; 
• происходит увеличение суммы амортизации по переоцениваемым объектам и уменьшение на эту сумму добавочного капитала; 
• в пассиве баланса фиксируется сумма остатка добавочного капитала, а в активе - основные средства по остаточной стоимости с учетом дооценки. 
Вместе с тем следует отметить, что при выбытии переоцененных средств, в случае ликвидации, реализация по ценам ниже остаточной стоимости добавочный капитал, образованный от дооценки, должен уменьшаться, а не присоединяться к нераспределенной прибыли гостиничного комплекса. Данный авторский тезис можно аргументировать пунктом 15 ПБУ 6/01. И таким образом можно сделать вывод о том, что при ликвидации полностью самортизированных основных средств сумма дооценки переносится в нераспределенную прибыль, т.е. в балансе остается в собственном капитале. 
При таком подходе имеет место один существенный недостаток в оперировании финансовыми показателями, суть которого можно выразить так. В связи с тем, что в бухгалтерском балансе не отражается уменьшение добавочного капитала в случае ликвидации основных средств, безвозмездной передачи, реализация ниже остаточной стоимости, то на сумму прироста от дооценки искусственно завышается реальная сумма оборотных средств. В практике расчетов финансовые аналитики правила бухгалтерского учета пытаются изменить, однако ситуация с учетом величины собственного капитала при отражении операций при выбытии основных средств не меняется. По авторскому мнению причинами этого несоответствия являются: 
1. Порядок списания дооценки в соответствии с Методическими указаниями, действовавшими ранее, приводит к увеличению балансовой и налогооблагаемой прибыли при ликвидации основных средств. По этой причине многие предприятия гостиничной сферы выплачивают дополнительный налог на прибыль, что ухудшает их финансовое состояние, а в конечном итоге и финансовую устойчивость. 
2. В бухгалтерском учете и соответственно в инструкции к Плану счетов до настоящего времени не предусмотрено при выбытии ранее переоцененных объектов основных средств, уменьшать в этой части величину добавочного капитала. 
Изучение механизма дооценки исследуемых гостиничных предприятий московского региона показывает, что в большинстве из них до настоящего времени числится сумма дооценки, выбывших в случае ликвидации основных средств, безвозмездной передачи, реализации ниже остаточной стоимости внеоборотных активов и, соответственно, отражается завышенная сумма собственного капитала в бухгалтерской отчетности. Ситуация отрицательно сказывается на финансовом состоянии предприятий гостиничной сферы в том плане, что результаты анализа могут привести к противоречащим реальной действительности выводам, которые не могут быть пригодными для принятия правильных управленческих решений финансового менеджмента. 
Таким образом, в процессе исследования выявлен общий недостаток МСФО -16 и ПБУ 6/01 по позиции «Основные средства» - возможность искажения информации в балансе. Международными стандартами не предусмотрено изменение добавочного капитала от ранее проведенных переоценок основных средств в сторону его уменьшения при ликвидации основных средств или реализации ниже остаточной стоимости, т. е. нарушается суть формирования актива и пассива баланса. В активе должно отражаться имущество по его составу, а пассиве - источники его финансирования. Все это свидетельствует о том, что применение отдельных положений МСФО 16 «Основные средства» в национальных российских стандартах, а также применение их на международном уровне, приводит к отрицательным последствиям для информативности делового сообщества о финансовом состоянии предприятий сферы гостиничного хозяйства.  
В связи с этим полагаем необходимым и возможным при определении показателей финансового состояния гостиничного предприятия ввести в практику финансового анализа некоторые новые подходы. При этом расчеты по показателям рейтинга фирмы требуют некоторой корректировки, касательно величины собственного капитала , определение величины которого требует некоторого уточнения. 
Как уже подчеркивалось выше, в расчете собственного капитала участвует добавочный капитал по выбывшим основным средствам. В этой ситуации, по мнению автора, неправомерно включать указанные суммы при его определении. Для приведения собственного капитала к реальной сумме предлагается вести аналитический учет добавочного капитала по каждой единице основных средств, и соответственно, применять внутреннюю корреспонденцию по субсчетам на величину ранее произведенной дооценки в случае реализации основных средств производственного назначения по ценам ниже остаточной стоимости или их ликвидации: дебет счета "Прирост стоимости имущества по переоценке; кредит счета "Добавочный капитал по выбывшим основным средствам". 
В связи с тем, что показатели в российской бухгалтерской отчетности не регламентированы инструкциями и еще по той причине, что в бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении предприятий сферы гостиничных услуг, предлагается ввести в 3 раздел пассива баланса "Капитал и резервы" в группу статей добавочного капитала строку "Добавочный капитал по выбывшим основным средствам". А при расчете собственного капитала для аналитических целей по балансу гостиничного предприятия следует исключать данные, отраженные по этой строке. 
 
1.2. Финансово-экономические показатели устойчивости функционирования гостиничного предприятия 
Оценка финансово-экономической деятельности предприятий сферы гостиничной индустрии с точки зрения теории и практики в определенной мере является областью недостаточно изученной и систематизированной. Это обусловлено известной спецификой финансовых показателей сферы услуг, в которой существуют значительные различия между самими фирмами и характером их деятельности. Услуги гостеприимства, туризма, общественного питания, бытового обслуживания, развлечений при всей внешней схожести (в гостиничном хозяйстве они могут предоставляться клиентам даже в комплексе) все имеют свою специфику по конечным финансово-экономическим показателям. В этом отношении проблема оценки финансовой эффективности функционирования гостиничного комплекса (предприятии) нуждается в отдельном исследовании. 
Первым этапом в разработке показателей финансово-экономической эффективности следует считать изучение системы показателей и определения места и значимости финансовой составляющей в ней. По нашему мнению исходным моментом необходимо рассматривать финансово-экономические, материально-технические и организационно-управленческие показатели деятельности предприятия в их взаимосвязи. При этом представляется небесспорной точка зрения некоторых специалистов о том, что указанные группы показателей, возможно, соединить в некоем интегрированном критерии . Подход, основанный на интеграции разнородных показателей (технических, управленческих, финансовых) равносилен суммированию валового внутреннего продукта по натуральным показателям, в то время как его интегрированным показателем в национальной и международной практике учета является универсальный стоимостной критерий. Используя аналоговый принцип, здесь уместно предложить также иной вариант оценки эффективности функционирования гостиничного предприятия. Речь идет о влиянии организационно-управленческих и материально-технических факторов на конечные результаты финансово-экономической деятельности гостиничных предприятий. Данный методологический подход создает основу для акцентирования оценки эффективности работы гостиничного предприятия на финансово-экономических результатах и соответственно подчинительной роли иных факторов. Все это позволяет в качестве интегрированных показателей эффективности работы предприятия считать финансовые результаты, как промежуточные, так и итоговые на конец отчетного года. 
С учетом предлагаемого подхода на первом этапе изучения (оценки) деятельности предприятия целесообразно и научно оправдано рассмотрение абсолютных показателей функционирования гостиничного комплекса. Применительно к сфере организационно-управленческой рекомендуется рассматривать результаты работы отделов продаж, маркетинга, хаус-кипинга, фронт-офис, департамента СНБ.  
Основу экономической деятельности отеля составляет оказание платных гостиничных услуг. Основной доход составляют поступления выручки от клиентов при их размещении, проживании, питании и получении прочих дополнительных услуг (информационных, страховых, связи, транспортных, бронировании билетов при передвижениях и т.д.) 
Основными подразделениями в отеле являются: служба размещения, служба питания, отделы маркетинга и инноваций, отдел маркетинга и продаж, управление планирования, бюджетирования и контроллинга. 
Служба приема и размещения. Она осуществляет регистрацию, прописку и выписку гостей, бронирование номеров и является визитной карточкой отела. Сотрудники этого отдела первыми встречают гостей, постоянно находятся в контакте с ними. В службу приема и размещения входят, служба бронирования, консьержи, портье, бизнес-центр, коммутатор. 
Служба организации питания. Она включает в себя все точки питания (рестораны, бары, банкетные залы, службы этажного сервиса, кухни, стюардинг). Организация питания клиентов отеля составляют одну из важных задач персонала. Кроме этого предоставляются услуги питания людям, не являющимися постояльцами отеля. По выходным дням всем клиентам ресторана (не жильцам) предоставляются обеды и ужины по названию "linner", а также организация банкетов и других торжеств. Это довольно-таки доходная статья рублевых поступлений в кассу отеля. 
Отдел маркетинга и продаж. Он разрабатывает ценовую политику отеля, проводит исследования рынка, организует рекламную кампанию и заключает с клиентами отеля договора на размещение, а также осуществляет бронирование групп гостей. В данном отделе есть самостоятельная группа по связям с общественностью и формирование благоприятного имиджа отеля. 
Отдел маркетинга и инноваций. Данный отдел занимает изучением состояния конкуренции на рынке гостиничных услуг и разрабатывает новые технологии обслуживания и сервиса. Практически этот отдел монопольно занимается расчетами коммерческой эффективности инноваций в сфере обслуживания различных категорий клиентов в зависимости от их потребностей и материальных ресурсов. 
Управление планирования, бюджетирования и контроллинга. Это управление является ключевым подразделением, занимающимся проблемой инноваций, инвестиций в развитие материально-технической базы отеля и расширения услуг гостиничного комплекса.  
Проведенные исследования по так называемому критерию успешности в гостиничном комплексе ОАО Балчуг-Кемпински-Москва» показывают, что организационно-управленческие показатели успешности работы комплекса обусловлены квалификацией и уровнем работы менеджмента, профессионализмом персонала и аналитических служб предприятия. В совокупности с надлежащим уровнем материально-технического обеспечения указанный отель имеет достаточно высокий рейтинг в системе гостиничного хозяйства г. Москвы. И вместе с тем влияние указанных двух групп показателей на финансово-экономические результаты функционирования отеля «Балчуг» не столь эффективно, поскольку за последние годы в балансе предприятия наблюдалось снижение рентабельности продаж, увеличении выплат по внешним заимствованиям, снижение чистой прибыли. Все это подтверждает авторскую позицию относительно приоритетности финансово-экономических показателей над всеми другими результатами работы предприятия. При этом важно учитывать вид или тип предприятия, комплекс оказываемых услуг, величину фирмы, практику финансовой отчетности, местонахождение предприятия. 
В оценке финансово-экономической деятельности предприятия сферы гостиничного хозяйства необходимо соблюдение принципа комплексной оценки, суть которого сводится к сочетанию к определенному этапированию абсолютных и относительных показателей. 
Первичный анализ эффективности работы гостиницы следует начинать с изучения абсолютных финансово-экономических показателей: 
• балансовая (чистая) прибыль; 
• доля собственного капитала в совокупном капитале фирмы ; 
• чистые активы; 
• собственные оборотные средства предприятия. 
• себестоимость услуг. 
Последующая аналитическая работа связана с оценкой указанных показателей с учетом отраслевых особенностей (в данном случае речь идет о сфере индустрии гостеприимства). Анализ создает базовую основу для выявления сильных и слабых сторон самого предприятия. В последующем сравнительном анализе эта позиция будет иметь одно из решающих значений для управленцев гостиничного комплекса. Что же касается первичного анализа, то в дальнейшем целесообразно построение динамических рядов используемых показателей путем сравнения их значений с предыдущими периодами деятельности данного предприятия или конкурирующих фирм за аналогичные периоды времени. Таким образом, в аналитической работе происходит переход ко второму этапу (сравнительный анализ).  
Он обладает несомненными преимуществами, поскольку позволяет выявить два типа статистических финансовых сопоставлений. 
а. Внутренняя динамика. Текущие финансово-экономические показатели предприятия гостиничной сферы и его же предыдущие (обычно не более 3 лет ) создают картину финансового положения за анализируемый период времени. Выявленные различия (возможно, значительные) в стоимостных показателях являются основанием для более углубленного финансового менеджмента, принятия управленческих решений (организационных, технических, материальных и, разумеется, использования финансовых инструментов). 
б. внешняя динамика. Динамика финансового состояния гостиничного комплекса должна сопоставляется с аналогичными показателями других предприятий сферы, а также со среднеотраслевыми данными гостиничного бизнеса в стране. В авторской методике сравнительного анализа рассматривается применение сравнительного анализа с показателями финансов наиболее крупных зарубежных гостиничных холдингов и сетей. Разумеется, сопоставление российской бизнес-индустрии с передовыми гостиничными сетями имеет некоторую условность в силу начального этапа становления национального гостиничного бизнеса, который находится под определенным финансово-экономическим и организационным воздействием со стороны мощных западных гостиничных сетей. При этом интегрирующим финансовым коэффициентом можно считать коэффициент экономического роста, который включает в себя несколько показателей: доходность собственного и заемного капиталов , доля прибыли, используемая для реинвестирования, темпы прироста собственного капитала на конец отчетного года. 
При реализации мероприятий по определению финансовой устойчивости гостиничного комплекса сам сравнительный анализ целесообразно осуществлять по четырем направлениям: 
1. Сопоставление финансово-экономических показателей функционирования гостиничного комплекса с его плановыми заданиями на текущий период, что позволяет вывить и сравнить степень выполнения стратегических установок менеджмента и реальную результативность работы персонала. 
2. Сравнительный анализ финансовых показателей и характеристик эффективности использования финансовых и материальных ресурсов гостиничного предприятия. 
3. Сравнительный анализ эффективности работы гостиничных комплексов с учетом их классов, категорий, географического положения. 
4. Определение рентабельности использования капитала с выполнением расчетов по рентабельности продаж, чистых активов, оказания основных и дополнительных услуг.  
Для оценки финансовой и экономической эффективности хозяйственной деятельности гостиничных комплексов и выполнения расчетов целесообразно использовать ряд ключевых критериев финансовой деятельности, которые нашли широкое применение в зарубежной индустрии гостеприимства. Здесь уместно привести некоторые из них, которые используются в североамериканской системе стандартов оценки гостиничного бизнеса. 
• Доход, получаемый от продажи мест-номеров (Room Revenue); 
• Доход с доступного номера (показатель идентичный эконом-классу) Rev PAR); 
• Усредненный отпускной тариф (среднее значение стоимости номера бизнес-класса и эконом-класса) (ADR); 
• Средний доход на одного клиента (Rev PAC). 
Помимо указанных показателей в практике активно используются средства многомерной аналитической обработки, финансово-статистического анализа, анализа динамических рядов и т.п. Комплексное использование приведенного набора показателей создает основу для своевременного получения информации о финансово-экономическом положении предприятия сферы обслуживания, проведения стратегического ситуационного анализа эффективности использования финансовых ресурсов для поддержания устойчивого положения на рыночном сегменте, увеличения доходов фирмы и укрепления ее финансовой устойчивости. 
Показателями формирования прибыли и дохода предприятий гостиничной сферы является рентабельность и ее различные формы. Показателями рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективной работы гостиничных комплексов. Они свидетельствуют об относительной доходности предприятий услуг гостеприимства, измеряемой отношением затрат к прибыли или иным элементам капитала. По этой причине сравнительный анализ и оценка финансового состояния гостиничного комплекса чаще всего осуществляется по показателям рентабельности. При этом показатели рентабельности следует считать в качестве исходного элемента для планирования финансово-экономических параметров в будущем, реализации инвестиционной политики фирмы, разработки стратегии ценообразования на основные и дополнительные услуги. 
При расчете рентабельности гостиничного предприятия в качестве показателя прибыли может быть взята прибыль от реализации услуг или балансовая прибыль; облагаемая налогами прибыль; чистая прибыль, остающаяся после уплаты всех налогов и всех полагающихся обязательны платежей. Доходность финансовых средств гостиничного комплекса или их источников обусловлена с одной стороны, стратегией ценообразования на все виды оказываемых услуг, с другой - уровнем деловой активности, которая может быть измерена оборачиваемостью финансовых средств или их источников. 
Зарубежный опыт анализа эффективности финансово-экономической деятельности гостиничного хозяйства достаточно обширен и содержит рекомендации по использованию показателей эффективности, которые изложены в стандарте управленческого учета «Измерение эффективности предприятия» (Statement on Management Accounting «Measuring entity performance» . В основе указанного стандарта использована американская многофакторная модель Дюпон (The DuPont System of Analysis), которая предназначена для определения способности гостиничного предприятия эффективно реинвестировать получаемую прибыль и ускорять оборот капитала. В данной модели используется группировка следующих коэффициентов: рентабельность продаж, чистых активов, собственного капитала, скорость оборота чистых активов, показатель экономического роста компании, средневзвешенная стоимость капитала.  
В ходе диссертационного исследования на примере гостиничных комплексов ОАО «Балчуг-Кемпински-Москва», отеля ООО «Корстон-Москва» автор провела анализ эффективности использования указанных выше коэффициентов в условиях российской практики, оценки бизнеса и стандартов бухгалтерского учета в стране.  
В качестве исходного коэффициента была взята рентабельность продаж услуг гостиничного комплекса (РП), которая показывает финансовый результат генерирования предприятием прибыли от продаж всего комплекса услуг. Данный показатель отражает только оперативную финансовую деятельность. Он рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке от реализации услуг. 
 
Операционная прибыль 
РП = ------------------------------------------- 
Выручка от реализации услуг

 
При этом основное внимание было обращено на доходность не основных услуг гостиничного комплекса, а дополнительных, которые  в сегодняшней российской практике оказания услуг в рамках гостиничного предприятия становятся сферой довольно-таки жесткой конкуренции между гостиничными предприятиями не только в Москве, но и в других городах страны. Сегодня по гостиничным меркам комплекс услуг стремительно расширяется: помимо обеспечения проживания и питания, клиенты сферы гостевых услуг  стремятся получать консультационные, информационные, развлекательные, оздоровительные  услуги, иметь доступ к самым современным  средствам связи, транспорта, печати. В условиях острой конкурентной борьбы большинство гостиничных комплексов московского региона практически  одновременно увеличивают ассортимент  оказываемых услуг клиентам, и  рентабельность продаж дополнительных услуг позволяет улучшать (или  хотя бы стабилизировать) прочие финансовые показатели.

 
Рентабельность продаж дополнительных услуг в гостиничных комплексах в 2007 г., в %

Таблица 1.

 
Показатели 
Значение показателей 
ОАО «Балчуг-Кемпински» ООО«Корстон-Москва» 
Выручка от реализации дополнительных услуг 8110 5319 
Себестоимость услуг 6234 3120 
Операционная прибыль 1886 2199 
Внеоперационные доходы 1060 1360 
Прибыль от деятельности 2946 3559 
Прибыль, подлежащая налогообложению 2946 3559 
Вычеты из прибыли во все виды бюджетов 2028 1944 
Прочие расходы 0 0 
Чистая прибыль 918 1615

Источник: материалы из годовых отчетов  соответствующих гостиниц за 2007 г.

На  основе цифровых данных из таблицы  можно произвести расчеты рентабельности продажи дополнительных услуг двух предприятий гостиничного бизнеса. 
 
1. 1886 
1. РП = ----------------- • 100% = 23,3 %; 
8110

2199 
2. РП =------------------- • 100%= 41,3%. 
5319 
В сравнении со среднеотраслевыми показателями рентабельности продаж услуг (19,9%) приведенные расчетные данные свидетельствуют о превышении в обоих хозяйствах гостиничных предприятий, однако значительное превышение рентабельности в отеле «Корстон» свидетельствует о существенном преимуществе «молодого» отеля, что связано с обширным ассортиментом дополнительных услуг для клиентов и лучших показателях финансового менеджмента.  
Одним из ключевых показателей эффективности использования финансовых ресурсов гостиничного предприятия является оборачиваемость чистых активов (ресурсоотдача). При этом для осуществлении расчетов в сфере гостиничного финансового и управленческого учета применительно к объемам реализации дополнительных услуг возможно использование следующей формулы:

 
В 
О ча = -------------------------------------, где 
( А нг + А кг ) • 2

В - объем  полученной от реализации выручки; 
А нг - величина активов на начало отчетного года; 
А кг - величина активов на конец отчетного года.

Предлагаемый  показатель отражает величину объема продаж дополнительных услуг, которая может иметь место при данной величине чистых активов гостиничного комплекса. В расширительном значении в учете следует в обязательном порядке учитывать весь объем услуг: основных и дополнительных. В таком случае предметно определяется эффективность использования всех активов гостиничного предприятия. И таким образом в практике финансового и бухгалтерского учета фиксируется насколько результативно используются ресурсы фирмы. Предложенный вариант расчета имеет некоторое преимущество по сравнению с используемыми сегодня в практике гостиничного бизнеса расчетами. Так, с одной стороны можно оценить активы с позиций интенсивности их использовании вне связи с источниками их образования, т.е. мы имеем возможность оценить скорость оборота капитала гостиничного предприятия за текущий период времени. С другой стороны, можно оценить эффективность использования активов в стоимостном выражении. Ресурсоотдача показывает, какую отдачу дает каждая денежная единица, вложенная в активы фирмы. Рост данного показателя свидетельствует об эффективности использования каждого рубля капитальных вложений в инфраструктуру предприятия сферы услуг и наоборот.  
В целях определения эффективности использования активов гостиничного комплекса, целесообразно рассчитывать и такой показатель как рентабельность активов. Необходимость его использования, по нашему мнению, обусловлена спецификой функционирования предприятия сферы услуг. Дело в том, что оказание услуг по сравнению с производством материальной продукции имеет одно существенное отличительное свойство - оперативность, что отражает быстроту отдачи от инвестированного капитала, т.е. инвестиционный цикл (разработка нового вида услуги - инвестирование капитала - отдача) в сфере гостиничного бизнеса существенно короче, чем в других отраслях и сферах. Отсюда рентабельность использования активов становится основным производственным показателем эффективности использования гостиничного инвестиционного капитала. Рассматривая его с точки зрения бухгалтерского учета и аналитических подразделений гостиничного комплекса, рентабельность активов можно определить как связующее звено между балансом и отчетом о прибылях и убытках. И таким образом создает возможность финансовым органам гостиничного предприятия оценить основную (аспект всех услуг) и инвестиционную деятельность фирмы.  
Показатель рентабельности активов можно рассчитать по прелагаемой формуле:

Информация о работе Устойчивость предприятия как основа конкурентоспособного существования в современном мире сферы услуг