Управление затратами на предприятии, методы включения их в себестоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы управления затратами 5
1.1 Затраты как управляемая экономическая категория 5
1.2 Концептуальные основы управления затратами предприятия 7
2 Теоретические аспекты затрат, включаемых в себестоимость продукции 11
2.1 Понятие себестоимости и классификация затрат, включаемых в нее 11
2.2 Структура затрат, включаемых в себестоимость продукции 17
2.3 Анализ себестоимости продукции 21
2.4 Методы включения затрат в себестоимость 24
3 Аналитическая часть 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика  С.П.КОРОЛЕВА 
 
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому  проекту по дисциплине

«Финансовая деятельность на предприятии»

на тему

УПРАВЛЕНИЕ  ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ, МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЯ  ИХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ 
 

                       Выполнил студент гр. 3406             Семенова Е.Н.

                                     Руководитель проекта                    
 
 
 
 
 
 

САМАРА 2010

РЕФЕРАТ 

   Пояснительная записка 31 страница,  2 таблицы, 7 источников.  

ЗАТРАТЫ, РАСХОДЫ, СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ЦЕХОВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ, ОБЩЕЗАВОДСКАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ, ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ, ОТРАСЛЕВАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ, ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ, ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ, ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, СМЕТА, СТАТЬЯ ЗАТРАТ, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 4

1 Теоретические основы управления затратами 5

    1.1 Затраты  как управляемая экономическая категория 5

    1.2 Концептуальные  основы управления затратами  предприятия 7

2 Теоретические аспекты затрат, включаемых в себестоимость продукции 11

    2.1 Понятие себестоимости и классификация затрат, включаемых в нее 11

    2.2 Структура затрат, включаемых в себестоимость продукции 17

    2.3 Анализ себестоимости продукции 21

    2.4 Методы  включения затрат в себестоимость 24

3 Аналитическая часть 27

Заключение 30

Список использованных источников 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, организаций и лиц, заинтересованных в результатах его функционирования.

     Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

     Объектом  исследования в данной работе является деятельность ОАО «Салаватнефтемаш».

     Предметом исследования являются затраты предприятия, включаемые в себестоимость производимой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 

    1.1 Затраты как управляемая экономическая  категория 

    В  экономической  литературе   издержки   производства   и   обращения  промышленного  предприятия  рассматривают  как  денежное  выражение   затрат производственных факторов, необходимых  для осуществления предприятием  своей производственной   и   коммерческой   деятельности.   Эту    же    категорию характеризуют как затраты живого  и  овеществленного  труда  предприятия  на изготовление продукции, выполнения работ и оказания услуг  и  их  реализацию (сбыт).  На  практике  при  характеристике  всех  издержек  производства   и обращения используют термин «затраты на производство».

    Понятие «затраты» более емкое, чем понятие  «издержки  производства  и обращения». При характеристике последних в  их состав  не  включают  затраты, связанные с упущениями  в  хозяйственной  деятельности,  и  расходы  будущих периодов.

    Затраты,  относящиеся  к  выпущенной   продукции,   характеризуют   ее себестоимость.  Их  еще  называют  текущими   издержками   производства   и обращения.

    Затраты  представляют  собой   средства,   израсходованные   в   целях  обеспечения  реализации  продукции,   получения   доходов   и   прибыли.   В себестоимости  продукции, как  синтетическом  показателе,  находят  отражение различные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальных, трудовых, финансовых  ресурсов при  изготовлении  изделий,  выполнении  работ  и  оказании  услуг  является условием повышения  эффективности  производственных  процессов  и  улучшения прибыли.

    Все  затраты  предприятия  приравниваются  к  его издержкам, последние из которых делятся на две группы: издержки обращения  и издержки производства.

    Издержки  обращения  -  суммарные  затраты  живого  и  прошлого  труда, выраженные в денежной форме, возникающие в процессе  обращения  материальных ценностей, включая транспортировку, хранение и т.п.

    Издержки  производства –  совокупные  затраты  живого  труда  и  труда, осуществленного  в  средствах  производства,  используемые  при  изготовлении товаров.  Под  управлением  затратами,  в  данном   случае,   понимают    их планирование, учет и анализ.

    Исходя  из  экономического  содержания   все денежные затраты делятся  на три группы:  затраты,  связанные  с  извлечением прибыли; затраты, не  связанные  с  извлечением  прибыли,  и  принудительные затраты.

    К первым относятся затраты на обслуживание производственного процесса, затраты   на   реализацию   продукции.   Ко   вторым    относятся    расходы потребительского характера, а  также  на  благотворительные  и  гуманитарные цели.  К  третьему  типу  затрат  относятся  налоги  и  налоговые   платежи, различные отчисления, расходы по обязательному страхованию и др.

    Предприятия  в  процессе   хозяйственной   деятельности   осуществляют довольно  сложный  комплекс  денежных  затрат.  Исходя   из   экономического содержания  и  целевого  назначения  их   можно   объединить   в   несколько самостоятельных групп:

  • затраты на воспроизводство производственных фондов;
  • расходы на социально-культурные мероприятия;
  • операционные расходы;
  • затраты на производство и реализацию продукции (работ,  услуг).

    Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший  удельный  вес  во  всех  расходах   предприятия.   Эти   затраты группируют по  следующим элементам затрат:  сырье и основные  материалы, топливо, энергия, заработная  плата основная  и дополнительная,  различные отчисления, амортизация основных  фондов,  прочие  расходы   др.  Подробный перечень  затрат  на  производство   и   реализацию   продукции   установлен Положением  о  составе  затрат  по  производству  и  реализации   продукции, включенных в себестоимость продукции, и о  порядке  формирования  финансовых результатов, учитываемых при  налогообложении  прибыли.  Этот  документ  был утвержден постановление Правительства  Российской  Федерации  от  5  августа 1992г. с последующими изменениями и дополнениями. 

    1.2. Концептуальные основы управления  затратами предприятия 

    Процесс управления затратами предприятия носит комплексный характер  и предусматривает решение следующих вопросов:

  • значение того, где, когда и  в  каких  объемах  расходуются  ресурсы предприятия;
  • прогноз  того,  где,  для  чего  и  в  каких   объемах   необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
  • умение   обеспечить   максимально   высокий   уровень   отдачи   от использования ресурсов.

    Управление  затратами – это умение экономить  ресурсы и  максимизировать отдачу от них.

    Одним из самых эффективных методов  решения задач финансового анализа с целью  оперативного  и  стратегического  планирования  служит   операционный анализ, называемы также анализом «Издержки – Объем -Прибыль»,  отслеживающий зависимость  финансовых  результатов   бизнеса   от   издержек   и   объемов производства (сбыта).

    Операционный  анализ является составной частью  управленческого  учета. Его ключевыми  элементами является: операционный рычаг, порог  рентабельности и  запас  финансовой   прочности.   Названные   элементы   можно   дополнить  маржинальным доходом. Промежуточный маржинальный доход –  это  результат  от реализации товаров  после  возмещения  той  части  переменных  и  постоянных затрат,  величина  которой  потребуется  при  производстве  рассматриваемого изделия либо изменяется с изменением объема выпуска.

    Если  анализ  безубыточности  позволяет  определять  и  изучать  точку  безубыточности  (порог  рентабельности,  критический  объем  производства  и продаж), запас финансовой прочности (индекс безопасности), то более  широкое  использование маржинального дохода  в  анализе  позволяет  также  определить цену,  объем  производства  и  продаж  для  получения  планируемой  прибыли, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и т.п.

    Обобщая   вышеизложенное,   следует   сказать,   что   помимо   оценки операционного рычага, анализа безубыточности к операционному  анализу  можно также  отнести  различные  методы  маржинально  анализа;  метод   предельных затрат, изучающий изменение общей  суммы  затрат,  полученное  в  результате увеличения выпуска продукции на одно изделие при неизменных  общих  факторах.

    Важнейшей  составляющей  операционного  анализа  является   разделение затрат на переменные и постоянные.

    Переменные  затраты меняются в целом прямо  пропорционально  изменениям объема производства товаров (работ,  услуг).  К  ним  относятся  затраты  на сырье и основные материалы, технологическое  топливо   и  энергию,  основную заработную плату производственных рабочих и т.п.

    К постоянным относятся затраты, общая  величина которых существенно  не меняется  при  уменьшении  или  увеличении  объема  выпуска   продукции,   в результате чего изменяется их относительная величина на  единицу  продукции. Это  затраты  на  отопление  и   освещение   помещений,   заработная   плата управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.

    Рассматривая  поведение переменных и  постоянных  издержек,  необходимо очерчивать  релевантный  период:  структура  издержек   неизменна   лишь   в определенном периоде и при  определенном количестве продаж.

    Однако, следует заметить, что такое деление издержек лишь на два  вида иногда оказывается недостаточным для того, чтобы  обеспечить  обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить  наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены. Неточность возникает  из- за того, что в практике случают ситуации,  когда  с  вводом  в  производство нового вида  продукции  или  при  увеличении  объемов  выпуска  существующих изделий может потребоваться увеличение части  постоянных  затрат.  Указанная погрешность  сокращается  при  делении  затрат  на  прямые  и  косвенные   с последующим расчетом  промежуточной  маржи  как  результата  от  реализации, полученного  после  вычитания  из  выручки  прямых   переменных   и   прямых постоянных затрат.

Информация о работе Управление затратами на предприятии, методы включения их в себестоимость