Управление ликвидностью предприятия

Автор: Зайнагабдинова Юлия, 07 Декабря 2010 в 21:13, реферат

Описание работы

Под ликвидностью понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Она характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Объективное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для будущих потенциальных инвесторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Понятие ликвидности предприятия и факторы, на нее влияющие 4
1.2 Пользователи, цели, задачи и информационная база анализа 6
1.3 Методика анализа ликвидности предприятия 10
2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО тофм.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   2

    1 Теоретические основы  анализа ликвидности        предприятия                                                                                            4

    1.1 Понятие  ликвидности предприятия и факторы,  на нее влияющие    4

     1.2 Пользователи, цели, задачи и информационная  база анализа           6

     1.3 Методика анализа ликвидности  предприятия                                    10

            2 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ                                                                                               16 

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      
 
В условиях рыночной экономики деятельность каждого хозяйствующего субъекта становится предметом внимания значительного круга предприятий и лиц, заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной финансово-учетной информации партнеры предприятия стремятся адекватно оценить его финансовое состояние.  
Под ликвидностью понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Она характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. 
Объективное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для будущих потенциальных инвесторов.  
Состояние ликвидности – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.  
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей хозяйственной деятельности фирмы. Определение ликвидности на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно фирма управляла финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Однако партнеров и собственников фирмы интересует не процесс, а результат, то есть показатели финансового состояния за отчетный период.  
Кроме того, ликвидность предприятия небезразлична и налоговым органам - с точки зрения способности фирмы своевременно и полностью уплачивать налоги.  
Финансовое положение фирмы является главным критерием для банков при решении вопроса о целесообразности или нецелесообразности выдачи ему кредита, а при положительном решении этого вопроса - под какие проценты и на какой срок. 
Актуальность данной темы заключается в том, что чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы анализа ликвидности предприятия

    1.1 Понятие ликвидности  предприятия и  факторы, на нее  влияющие

 

     Одним из важнейших критериев финансового  состояния организации является ее платежеспособность. В теории и практике применения финансового анализа различают долгосрочную и текущую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособностью понимается способность организации рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе.

     Способность организации рассчитываться по своим  краткосрочным обязательствам принято называть текущей платежеспособностью. Иначе говоря, организация считается платежеспособной, когда она в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы. Основные средства, если только они не приобретаются с целью дальнейшей перепродажи, в большинстве случаев не рассматриваются в качестве источников погашения текущих обязательств организации в силу, во-первых, своей особой функциональной роли в процессе производства и, во-вторых, затруднительности их срочной реализации (если речь не идет о таких объектах основных средств, как легковой транспорт, предметы дизайна офиса и некоторых других объектах, которые имеют высокую привлекательность для потребителя).

     На  текущую платежеспособность организации  непосредственное влияние оказывает ликвидность ее оборотных активов (возможность преобразовать их в денежную форму или использовать для уменьшения обязательств). Оценка состава и качества оборотных активов с точки зрения их ликвидности получила название анализа ликвидности.

     На  рис. 1.1 показана взаимосвязь между  платежеспособностью, ликвидностью предприятия  и ликвидностью баланса, которую  можно сравнить с многоэтажным зданием, где все этажи равнозначны, но второй этаж нельзя возвести без первого, а третий без первого и второго. Если рухнет первый, то и все остальные развалятся. Следовательно, ликвидность баланса является основой (фундаментом) платежеспособности и ликвидности предприятия. Иными словами, ликвидность – это способ поддержания платежеспособности. Но в то же время, если предприятие имеет высокий имидж и постоянно является платежеспособным, то ему легче поддерживать свою ликвидность.  

      Платежеспособность предприятия
      Ликвидность предприятия
     Ликвидность баланса

 

    Имидж предприятия и его инвестиционная привлекательность   Качество

    управления

    активами

 

     Рисунок 1.1 Взаимосвязь между показателями ликвидности и платежеспособности предприятия  

     Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень  ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.1

     Неплатежеспособность  является результатом тяжелого финансового  состояния, при котором предприятие проходит путь от временных финансовых затруднений до устойчивой неплатежеспособности. Устойчивая неспособность удовлетворить требования кредитов ров рассматривается в российском механизме банкротства как условие признания предприятия несостоятельным. Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом, которое нацелено на минимизацию финансовых обязательств.2

     Понятие платежеспособности и ликвидности  очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.

     1.2 Пользователи, цели, задачи и информационная база анализа

 

     Основной  целью анализа ликвидности предприятия  является получение наиболее информативных  параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния предприятия, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

     Основными задачами анализа ликвидности являются:

  1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
  2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его ликвидности;
  3. Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия;
  4. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов. 3

     Пользователей информации может интересовать как  текущая ликвидность предприятия, так и его проекция на ближайшую  или более отдаленную перспективу. Целью внутреннего анализа ликвидности предприятия является обеспечение планомерного поступления денежных средств и достижение оптимального соотношения собственных и заемных средств. Внешний анализ проводится инвесторами, банками, поставщиками и т.д. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства без риска их потери.

     Главными  вопросами, которые должны быть выяснены при анализе ликвидности, являются следующие: качественный состав текущих активов и пассивов; учетная политика оценки статей активов и ее соответствие скорости оборота текущих пассивов; основные источники притока денежных средств на предприятии и основные направления их расходования; способность стабильно обеспечивать превышение первых над вторыми.

     Источниками информации для анализа является бухгалтерская отчетность, данные первичного, аналитического и синтетического учета.

     Основным  информационным источником для анализа  ликвидности является бухгалтерский баланс. Внешне он представляет собой таблицу двухсторонней формы, в левой стороне которой представлены хозяйственные средства (актив), а в правой – источники их формирования (пассив).

     Средства  в активе баланса сгруппированы  в порядке ускорения оборота  или повышения уровня ликвидности  – от основных средств к материальным запасам и денежным средствам. Поэтому первым разделом актива баланса выступают так называемые внеоборотные активы, а вторым – оборотные.

     Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности источниками  формирования имущества любого предприятия  являются собственные и заемные средства. В целом информация о величине собственных источников представлена в III разделе пассива баланса. 4

     Данные  о составе и динамике заемных  средств отражаются в IV и V разделах пассива. К ним относятся:

  • краткосрочные кредиты банков - ссуды банков, находящихся как внутри страны, так и за рубежом, полученные на срок до одного года;
  • долгосрочные кредиты банков - ссуды банков, полученные на срок более одного года;
  • краткосрочные займы - ссуды заимодавцев (кроме банков), находящихся как внутри страны, так и за рубежом, полученные на срок не более одного года;
  • долгосрочные займы - ссуды заимодавцев (кроме банков), полученные на срок более одного года;
  • кредиторская задолженность предприятия поставщикам и подрядчикам, образовавшаяся в результате разрыва между временем получения товарно-материальных ценностей или потреблением услуг и его фактической оплаты;
  • задолженность по расчетам с бюджетом, возникшая вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа;
  • долговые обязательства предприятия перед своими работниками по оплате их труда;
  • задолженность органам социального страхования и обеспечения, образовавшаяся ввиду разрыва между временем возникновения обязательства и датой платежа;
  • задолженность предприятия прочим хозяйственным контрагентам.5

     Построение  баланса дает возможность создать  отчетливое представление об объеме, структуре и состоянии средств предприятия, об обеспеченности их собственными и привлеченными источниками их покрытия, а также о финансовых результатах и их использовании.

     Экономисты  отмечают также недостаточное соответствие содержания информационной базы как целям и задачам финансового анализа, так и требованиям международных стандартов. Одной из сложных проблем оптимизации содержания информационной базы является приведение в соответствие с международными и отечественными стандартами бухгалтерского учета, отчетности, законодательной базы. Министерство финансов почти ежегодно вносит изменения в различные формы отчетности, что, в конечном счете, позволяет существенно улучшить качественное содержание аналитических показателей. Однако частые изменения в бухгалтерской и налоговой отчетности приводят к неоднородности содержания многих данных, а значит, и к несопоставимости ряда показателей в динамике.

     Еще одной проблемой информационной базы является оценка ее показателей с учетом инфляции. В отечественной бухгалтерской отчетности не выдерживается в полной мере принцип достоверности информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В них, в частности, предусматривается обязательная корректировка данных отчетности за 3 года, если в экономике государства наблюдается гиперинфляция. 6

     В последние годы в экономике России, по оценкам Правительства РФ, инфляция отражает рост цен в среднем на 12-15 %, что не является гиперинфляцией. Так как официальной методики оценки статей баланса по рыночной стоимости в российской экономике нет, то отечественные предприятия составляют балансы в большинстве случаев в текущей оценке, что снижает качество отчетности, так как:

     1. недостаточно объективно оценивается  ликвидность предприятия;

     2. не представляется возможным  составлять объективный прогноз  развития бизнеса, а также принимать оптимальные управленческие решения.

     Таким образом, при анализе ликвидности  необходимо проведение мероприятий по обеспечению достоверности и качества информационной базы.7

     По  итогам вышесказанного можно сделать  вывод, что основным источником информации для анализа и оценки ликвидности  предприятия является бухгалтерский баланс (форма № 1), актив которого строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму, а статьи пассива группируются по степени срочности погашения обязательств.

Информация о работе Управление ликвидностью предприятия