Управление кредиторской и дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности.

Содержание

Введение 2
1.Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами 5
Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотных средств предприятия. 5
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия 10
2. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 18
2.1. Подходы к управлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженности по срокам образования, анализ оборачиваемости. 18
2.2. Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами 45
Заключение 47
Список литературы

Работа содержит 1 файл

897veskus.rtf

— 565.91 Кб (Скачать)

* Рассчитывается на основе экспертных оценок или на основе статистики самого предприятия. 125,9

**Расчетная величина:125,9/2282х 100%= 5,52%

      Цифры говорят, что предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Соответственно, именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

      С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях.

      СИТУАЦИЯ 1

      Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это отражается на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Другими словами, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат. Это положение иллюстрируется примерами 8 и 9 в разделе

      СИТУАЦИЯ 2

      Система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок.

      СИТУАЦИЯ 3

      Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

      Речь вновь идет о спонтанном финансировании. В условиях инфляции оно ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

      Рассмотрим пример сравнительной оценки двух вариантов краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:

      1) предоставление скидки ради скорейшего покрытия потребности в ДС;

      2) получение кредита без предоставления скидки.

      Исходные данные:

      - инфляционный рост цен - в среднем 2% в месяц;

      - договорной срок оплаты - 1 месяц;

      - при оплате по факту отгрузки в начале месяца скидка 3%;

      - банковский процент по краткосрочному кредиту - 40% годовых (начало 1997 г.);

      - рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых.

      Расчет приведен в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Показатель Предоставление скидки Кредит
1 2 3
1. Индекс цен 1,02 1,02
2. Коэффициент дисконтирования 0,98 0,98
3. Потери от скидки с каждой 1000 руб., руб 30  
4. Потери от инфляции с каждой 1000 руб., руб   1000-1000 х 0,98=20
5. доход от альтернативных вложений капитала, руб. (1000 - 30)х0,1х0,98=95,06 (1000х0,1)х0,98=98
6. Оплата процентов, руб. - 1000 х 0,4/12 = 20
7. финансовый результат 95,06-30-65,06 98-20-33,33 = 44,67
 

      Расчет показывает, что при предоставлении скидки фирма может получить доход больше, чем при использовании кредита.

      Как уже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения покупателя, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых. Расчет приведен в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Показатель Оплата со скидкой Оплата без скидки
1. Оплата за сырье, руб. 950 1000
2. Расходы по выплате процентов, руб. 950х 0,4х45/360=47,5 -
ИТОГО 997,5 1000

      Предприятию выгодно использовать скидки и совершать досрочную оплату. Однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что и показывают следующие расчеты:

      Минимально допустимый уровень скидки = 40%/360х45=5%

      Максимально допустимая =1000 х 5% = 50 руб. с каждой 1000 руб. величина скидки

      Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

      Политика скидок

      Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

      Пример 8

      Исходные данные:      

      Текущий годовой объем продаж в кредит 14000000$

      Сбор денежных платежей     3 месяца

      Условия         нетто/30 дней

      Минимальная норма прибыли    15%

      Компания разрабатывает предложение 3/10, нетто/30 со скидкой, то есть если покупатель заплатит в течение 10 дней с даты продажи, он получит скидку в размере 3%. Если платеж будет выполнен по истечении 10 дней, скидки не будет.  Оплата всей суммы должна быть произведена в течение 30 дней.  Компания рассчитывает, что 25 процентов покупателей воспользуются предоставленной скидкой. Время взыскания денежных платежей сократится до двух месяцев.

      Как показывают нижеследующие расчеты, скидку следует предоставить.

      Преимущество скидки

      Увеличение рентабельности:

      Средний остаток дебиторской задолженности до изменения политики: 14000000$/(12/3 = 4)= 3500000$

      Средний остаток дебиторской задолженности после изменения политики: 14000000$/(12/2 = 6)=2333333$

Уменьшение среднего остатка дебиторской задолженности  1116667$

Норма прибыли         0,15

Доход           175000$

      Недостатки скидки

      Сумма скидки 0,30 x 0,25 x 14000000$   105000$

      Чистое преимущество скидки      70000$

      Изменение кредитной политики

      Для того чтобы решить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени. 10

      Пример 9

      Продажная цена за единицу продукции   120$

    Переменные затраты на единицу продукции  80

    Фиксированные затраты на единицу продукции 15

    Годовой объем продаж в кредит    600000$

      Сбор денежных платежей      1 месяц

      Минимальный доход       16%

      Если происходит либерализация кредитной политики, тогда планируется, что:

      - объем продаж увеличится на 40%;

      - период сбора денежных средств по всем счетам увеличится до двух месяцев;

    • безнадежные долги на увеличенной продаже составят 5%.

      Предварительные вычисления:

Текущее количество единиц продукции (600000$/120$)   5000

Дополнительное количество единиц продукции (5000 X 0,4)  2000 

      Преимущество изменения политики  

Дополнительная рентабельность:

Увеличение объема продаж      2000 единиц

X Маржинальная прибыль на единицу

(Продажная цена - Переменные затраты) 120$ - 80$ x 40$

Увеличение рентабельности      80000$ 

      Недостаток изменения политики 

Увеличение безнадежного долга:

Увеличение количества единиц X Продажная цена 

(2000 X 120$)         240000$

Процент безнадежного долга     x 0,05

Дополнительные безнадежные долги     12000$

 

      Первый этап в определении возможной стоимости инвестиции, помещенной в дебиторскую задолженность, представляет расчет новой средней себестоимости единицы:

       

                         Себестоимость  Общая

                     Единицы X единицы = стоимость

Текущее количество единиц               5000 X 95$        475000$

Дополнительное количество единиц        2000 X 80$        160000$

Итого        7000      635000$   

                      Общая стоимость

Новая средняя себестоимость единицы = --------------------- =

                      Количество единиц

635000$/7000 = 90,71$

      Следует отметить, что при неиспользуемой мощности постоянные затраты остаются неизменными, следовательно, дополнительная себестоимость представляет собой только переменные затраты в размере 80$ за единицу. Таким образом, средняя себестоимость единицы уменьшится.

      Теперь рассчитаем альтернативную стоимость капитала, помещенного в дебиторскую задолженность.

      Средняя инвестиция в дебиторскую задолженность после изменения политики:  

Информация о работе Управление кредиторской и дебиторской задолженностью