Управление кредитным риском

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Кредитные отношения сопровождаются возникновением рисков. Существует две точки зрения рассмотрения рисков:
1. Одинарный риск, где любой актив рассматривается в отдельности;
2. Портфельный риск, где актив является частью какого-либо портфеля.

Содержание

Введение.

Глава 1. Кредитные операции коммерческого банка.

1.1. Кредитные операции и их виды.
1.2. Понятие и составные элементы кредитной политики.

Глава 2. Кредитный риск и методы управления им.

2.1. Понятие рисков и их классификация.
2.2. Характеристика кредитного риска и сопутствующих ему рисков.
2.3. Банковский менеджмент как основа оптимизации рисков.
2. 4. Цели, этапы и методы управления кредитным риском.

Глава 3. Основные способы снижения кредитного риска.

3.1. Оценка кредитоспособности заемщика, как способ снижения
кредитного риска.
3.2. Диверсификация кредитного портфеля банка.
3.3. Использование разнообразных форм обеспечения возвратности
ссуд.
3.4. Создание резерва на возможные потери по ссудам.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

natad.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

Авантюрный мисменеджмент представляет собой комплекс операций, к которым менеджмент банка прибегает тогда, когда утрата капитала и падение дивидендов косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть. Они могут, а в этом и состоит целевая установка этого типа мисменеджмента, позволить банку на хотя бы короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Риски, которые берет на себя банк, проводящий авантюрный мисменеджмент , столь велики и угроза потерь у  его клиентов столь очевидна, что окружающая среда банковского менеджмента обычно формирует адекватную реакцию в виде рейтингов, публикаций заявлений потребительских обществ, принудительных мер банковского надзора.

Хотя и технический, и косметический, и особенно авантюрный мисменеджмент потенциально, а часто и реально, опасны для окружающей среды, способны принести ощутимый вред партнерам, клиентам, вкладчикам банка, их целевые установки  имеют все же положительную  основу, хотя с позиции банка и достаточно эгоистичны. Резко меняется целевая установка на последней стадии мисменеджмента, когда уже не противозаконные, а откровенно криминальные цели становятся для банков приоритетными.

Мошенничество представляет собой одну из наиболее опасных для окружающей среды стадий мисменедмента. В принципе оно может сформироваться и служить причиной убытков банка уже на ранней, начальной стадии, когда банк учрежден с изначально криминальными целями группой спекулянтов или  аферистов  вследствие слабого вступительного контроля структур Банковского надзора. Мошенничество может входить как  составная часть  и в  технический мисменеджмент (как самокредитование, то есть кредитование компаний, принадлежащих банкиру), и в косметический (при подделке документов с целью сокрытия правды от общественности), и в авантюрный (в случае включения в депозитные, кредитные, трастовые и другие договора ряда пунктов и положений, позволяющих изменять условия договора в пользу банка за счет клиента), однако чаще всего с мошенничеством сталкиваются на завершающих стадиях  кризиса банка, когда с помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, "переброску" средств в свои фирмы внутри корпорации) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников. Также достаточно характерным для "последней стадии" способом мошенничества является манипуляция собственностью банка, его активами со спекулятивными целями, используя противоречивую ситуацию кризиса.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что мисменеджмент и его стадии достаточно сложно структурируются, взаимопереплетены и часто завуалированы, и это при его достаточно серьезной опасности и для клиентов банка и для банковской системы. Это делает особо важным проблему и также работу по обнаружению, идентификации, финансированию и дальнейшему использованию характерных черт, а точнее индикаторов падения культуры менеджмента банка, процесса ухудшения его положения.

Индикаторы:

-          сокрытие неблагоприятных фактов и мошенничество становится нормальным и "привычным" для менеджмента банка;

-          спекулятивные операции занимают все большую долю в портфеле активных операций банка, превращаясь для него в идеальный бизнес;

-          документы и отчеты неправильно отражают фактический процесс и результаты проведения банковских операций и сделок;

-          внутренний аудит отсутствует вообще или носит формальный характер, его деятельность сокращается, концентрируется на незначительных проблемах;

-          продвижение по службе, по иерархической лестнице основывается не на компетентности персонала;

-          денежные средства становятся для банка не потенциальными кредитными ресурсами или основой для приращения капитала, а сырьем для формирования имиджа преуспеяния, " для престижа"

 

 

 

2.4.  ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.

 

Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых  соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.

 

Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем - от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.

Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.

Каждый банк должен думать о минимизации своих рисков. Это нужно для его выживания и для здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управление рисками. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.

              Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней Среды в банковском деле России в последние годы являются: нарастание инфляции, рост количества банков и их филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны Центрального банка и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения структуры роста потребности предприятий в оборотном капитале и изменения структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов: отсутствие действенных  гарантий по возврату кредита.

              Банк должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов.

              В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:

прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;

финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;

ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;

координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.

              Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования рисков.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.

Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии,

которым не суждено осуществиться на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления.

Важнейшими элементами систем управления рисками являются:

- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;

- создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"), руководитель подразделения кредитных рисков -

перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка;

- установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;

- определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;

- для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;

- все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

В целом система управления рисками в банках англосаксонских стран не только не вытеснила классический контроль, но существенно дополнила и усилила его.

В последнее время примеру этих банков последовали швейцарские банки, добившиеся в этой области определенных успехов. Разработанные в швейцарских банках стандарты могут служить ориентиром и для других европейских банков.

Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь, что должно уберечь управляющих банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ.

              Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: Комитет по кредитному риску  (см. приложение 5) и Комитет по управлению активами и пассивами банка (см. приложение 6).

              Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

              В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка ( председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель научно- исследовательского отдела, руководитель подразделения по анализу кредитных рисков, два или более других руководителей банка высшего уровня.

              В состав второго комитета включаются:

руководитель банка ( председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или руководитель научно- исследовательского отдела, руководители службы финансового контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.

              Названные комитеты должны:

создавать внутри банковские инструкции по управлению рисками;

определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;

при необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка;

разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы их оценки и регулирования.

УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ

Информация о работе Управление кредитным риском