Управление кредитным риском

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:40, дипломная работа

Описание работы

Кредитные отношения сопровождаются возникновением рисков. Существует две точки зрения рассмотрения рисков:
1. Одинарный риск, где любой актив рассматривается в отдельности;
2. Портфельный риск, где актив является частью какого-либо портфеля.

Содержание

Введение.

Глава 1. Кредитные операции коммерческого банка.

1.1. Кредитные операции и их виды.
1.2. Понятие и составные элементы кредитной политики.

Глава 2. Кредитный риск и методы управления им.

2.1. Понятие рисков и их классификация.
2.2. Характеристика кредитного риска и сопутствующих ему рисков.
2.3. Банковский менеджмент как основа оптимизации рисков.
2. 4. Цели, этапы и методы управления кредитным риском.

Глава 3. Основные способы снижения кредитного риска.

3.1. Оценка кредитоспособности заемщика, как способ снижения
кредитного риска.
3.2. Диверсификация кредитного портфеля банка.
3.3. Использование разнообразных форм обеспечения возвратности
ссуд.
3.4. Создание резерва на возможные потери по ссудам.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

natad.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

Измерение ликвидности. Система   измерения   ликвидности  должна   количественно  определять   известную  и  потенциальную   потребность   в  ликвидных   средствах.   Следовательно,   измерение  ликвидности должно основываться на анализе потока  денежных средств,  который должен  определить время и  объем потенциальных  потребностей в  финансировании. Ликвидность  нельзя адекватно измерить  путем вычисления  коэффициентов балансового  обета. Такие  коэффициенты могут дать лишь приблизительные измерения ликвидности.                                 

В  типичном  отчете  о состоянии  ликвидности содержатся  подробности относительно  всех  движений  денежных  средств  по  счетам,  которые  связаны  с  существующими  активами и обязательствами. Поскольку некоторые  инструменты не  имеют оговоренных  контрактом сроков  истечения действия,  связанные с  ними потоки  средств частично  основываются на анализе тенденций исторического опыта. Точно так же оценки потоков  средств, поступающих от портфеля  кредитов, производятся  с учетом,  что некоторые   кредиты,   после   истечения   срока   погашения   возобновляются.   Управление  оценивает  потенциальный  рост   кредитов   и   депозитов,   принимая   во   внимание   потенциальное  использование  не финансируемых  долговых  обязательств  и   гарантий,  а   также  сезонный  характер  изменений  объемов  кредитов  и  депозитов.   Хорошая система  измерений создает  основной  случай  и  сценарий  наихудшего  варианта  финансирования.  В  условиях  хотя бы  одного    худшего  сценария  управление  активами    и обязательствами  оценит воздействие    внезапного   ухудшения   качества   банковского   кредитного   портфеля.    Кроме   оценки   последствий  неблагоприятных  отзывов,  руководству  банка  придется  снизить   их  оценки      движения   потоков   денежных   средств   от   имеющихся   проблемных   займов,  погашение  которых, очевидно, будет оттянуто.                                                                 Качество  измерения  ликвидности  зависит  от  качества  своевременности  информации  о  созревании  существующих  активов и  обязательств и  на качестве  анализа банка  по поводу    прошлых  и  предстоящих  кредитных  и  депозитных  тенденций.  Для  многих  банков  первый шаг   совершенствования   управления   ликвидностью   должен  заключаться   в  обеспечении точности  и  своевременности  информации  и  сроках  "зрелости",  поступающей  из  системы  бухгалтерской  отчетности  банка  и  системы  обработки  операций.  Помимо  этого  должен быть  проведен   анализ  тенденций   по  прошлым   займам  и   депозитам  и   должны  быть  разработаны хорошо обоснованные оценки будущих тенденций.                                        

 

2.3.   БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ РИСКОВ.

 

Банковский менеджмент рассматривает проблемы организации и управления банком и персоналом, обеспечивает эффективную работу банка наиболее рациональными путями. Прежде всего менеджмент связан  с субъектом  управления – банком. Банковский менеджмент имеет свои особенности. Они  во многом определяются тем, что банк, используя заемные ресурсы других хозяйствующих субъектов, должен  ими распорядиться так, чтобы они приносили доход как самому банку, так и его клиентам. Направления банковского менеджмента определяются с учетом  основных задач, стоящих пред банком и определяемых его стратегией. Для этого важно правильно спланировать работу учреждения банка во всех областях – кредитной, депозитной, инвестиционной. Необходима четкая постановка аналитической работы, позволяющая выявить спрос и предложение на банковские услуги, оценить значение кредита в развитии экономики. Банковский менеджмент – система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения как микро-, так и  макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в банковском менеджменте определяется ряд сфер:

-          банковская политика;

-          финансовые сферы – управление пассивами, управления активами, управление активами против пассивов ( ликвидностью), управление прибылью;

-          риск-менеджмент;

-          правовые сферы – управление налогами, управление юридическими обязательсвами;

-          организационные сферы – организационные структуры, надзор  и регулирование.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые скорее всего приведут к банкротству, краху банк с некачественным менеджментом, не только их нейтрализовать, но и часто даже использовать в своих целях. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В связи с чем возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы показателей. Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на ряд групп:

-          количественные и качественны;

-          объективные и субъективные;

-          формализуемые и не формализуемые.

Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним относятся:

-          размер капитала банка;

-          количество учредителей;

-          объемы активных и пассивных операций;

-          количество клиентов;

-          количество сфер экономики и отраслей работы;

-          география работы;

-          наличие и разветвленность филиальной сети;

-          корреспондентские отношения;

-          количество банковских продуктов в портфеле.

В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд групп:

1.       Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:

-          достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);

-          скорость совершения операций, обработки документов;

-          комплексность предоставляемых банковских продуктов;

-          степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;

-          адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости.

2.       Качественные показатели менеджмента (персонала) характеризуют его соответствие нормативным требованиям экономики к предпринимательским структурам:

-          состав и компетентность  администрации (квалификация, опыт работы, наличие и качество надзора);

-          характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит);

-          выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и  иных подзаконных актов по банковской деятельности;

-          способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции, умение признавать и исправлять ошибки).

3.       Качественные показатели (социальные) их применение связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:

-          отношение персонала к труду;

-          соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;

-          степень и адекватность решения социальных проблем.

В противоположность качественному менеджменту некачественный менеджмент банков - мисменеджмент – играет роль главного элемента банковских кризисов и инициатора убытков банка и клиентов. Мисменеджмент приводит к углублению кризисов через умножение убытков, неправильное размещение ресурсов, повышенный риск операций и усиление инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок. Мисменеджмент формирует 4 категории поэтапно характеризующие углубление кризиса банка:

-          технический мисменеджмент;

-          косметический мисменеджмент;

-          авантюрный мисменеджмент;

-          мошенничество.

Однако несмотря  на определенную последовательность часто встречаются сочетания категорий.

Технический менеджмент характерен для случаев, когда:

-          банк "молодой", только организован и обладает, с одной стороны, агрессивной политикой, а, с другой, относительно неопытным руководством;

-          банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;

-          банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть изменения или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и сформировать и  предпринять оздоровительные меры.

Для технического менеджмента характерны различные неудовлетворительные меры и решения, но самые значительные из них – это неумеренный рост, плохая политика, недостатки внутреннего контроля и плохое планирование.

Неумеренный рост – часто следствие чрезмерно агрессивной политики молодых или стремящихся выйти из кризиса банков. Он означает рост кредитных вложений непропорционально капиталу банка, резкий разрыв сроков привлечения и размещения средств, распространение деятельности на регионы и отрасли, в те сферы, с которыми персонал банка недостаточно или вообще плохо знаком или где объемы кредитных вложений оказываются неадекватны ресурсам.

Плохая кредитная политика, не гарантирующая получения дохода и обеспечения возврата размещаемых средств, привлекаемых на депозиты. Она включает ряд практических мер:

-          переконцентрация риска, то есть выдача кредитов, равных излишне высокой части банковского капитала, одному или группу взаимосвязанных заемщиков, а также одному сектору экономики, отрасли, территории. Это следствие излишней доверительности, отсутствия или упрощения схем и процессов оценки кредитоспособности, непреодолимого давления на персонал банка со стороны лиц  и структур, обладающих соответствующими возможностями;

-          связанное кредитование в виде ссуд персоналу банка, а также компаниям, частично или полностью принадлежащим банку или отдельным членам его персонала. Кредитование заемщиков, связанных с банком, зачастую сопряжено с коррупцией, но чаще, главное, в большинстве случаев высокий риск здесь обусловлен тем, что банкир использует банк как инструмент для финансирования своего собственного личного бизнеса, не принимая во внимание кредитоспособность последнего и переконцентрируя на этом  кредитный портфель. Для связанного кредитования характерны переконцентрация, неуплаты и постоянные отсрочки возврата займов.

-          несоответствие сроков выдаваемых кредитов  и депозитов, принятых банком. Это ужесточает процентный риск и риск ликвидности, хотя на достаточно высоком уровне менеджмента "ГЭП"ы  (разрыв) – расхождение или несбалансированность активов и пассивов банка по срокам, по видам ставок и др. – создаются специально. Однако в случае, если несоответствие депозитов и кредитов по срокам является результатом неспособности банка адекватно структурировать кредиты и депозиты, а также из-за постоянных возобновлений и отсрочек кредитов, из-за неспособности заемщиков обслуживать свой долг, финансирование подобных кредитов способно привести к убыткам;

-          несвоевременный возврат ссуд, точнее его допущение, часто возникающее из-за конфликтов интересов между банком и компаниями, принадлежащими или связанными с банком, а также политического давления на банк или потенциальных проблем с персоналом как в вопросах компетентности, профессионализма, актуальности, так и в случаях мошенничества;

-          излишне оптимистичная оценка состояния и перспектив заемщиков, в том числе неспособность оценить и зафиксировать для дальнейшего управления все риски их бизнеса, а также проектов, где они (риски) проявляются. Это может включать и неадекватную оценку политических, экономических, социальных и экологических параметров окружающей среды, а также качества менеджмента на фирме заемщика.

Недостатки внутреннего контроля, его слабость проявляется наиболее негативно, если затрагивает следующие сферы:

-          развития кредитного портфеля;

-          систему концентрации и анализа внутренней информации;

-          структуризацию активных и пассивных банковских продуктов;

-          внутренний аудит.

Плохое планирование проявляется в неспособности или нежелании по причине возраста, недобросовестности, личных интересов предвидеть будущую экономическую ситуацию, адаптировать свою стратегию так, чтобы минимизировать ущерб от неблагоприятных факторов, возмущающих воздействий окружающей среды и выжить даже в условиях пика кризиса, чтобы извлечь возможную выгоду от изменений окружающей экономической, политической и социальной обстановки.

    Несмотря на потенциальные и реальные негативные последствия, технический мисменеджмент все же находится в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, и цели и политика такого менеджмента, хоть и чрезмерно агрессивны и рискованны, но здоровы. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, в конце концов приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка – важный сигнал рынку о том, что банк  ухудшил свое положение. В такой ситуации руководство и персонал банка могут и должны объявить о реальном состоянии дел, изменить стиль менеджмента, выправить структуры кредитного и депозитного портфеля, реализовать часть активов, привлечь новый капитал, сделать все возможное, что бы избежать потери доверия к банку и сохранить контроль над ситуацией. Этот момент – ключевой перекресток.

Банк, персонал которого примет правильное решение, скорее всего снизит риски своей деятельности выйдет из потенциального кризиса, однако сойдя с правильной дороги, он обречен на "косметический" или "авантюрный" мисменеджмент.

Косметический мисменеджмент – один из первых шагов после "перекрестка", когда цели менеджмента банка ощутимо снижают здоровый характер и деятельность которого начинает уже приносить вред. Банк начинает укрывать прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и сохраняя контроль над ситуацией, найти решение. Цель косметического мисменеджмента – создать впечатление о нормальном положении дел банка путем фиксации на неснижаемом уровне ряда ключевых показателей, например, дивидендов акционерам банка за счет манипуляций с показателями отчета. Косметический мисменеджмент  сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них, и особо он опасен для клиентов и партнеров банка и проблем для надзора так как им становится уже сложно сформировать своевременную адекватную реакцию.

Информация о работе Управление кредитным риском