Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;
- рассмотреть общее состояние государственного долга;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 Сущность управления государственным долгом
1.1 Сущность государственного долга………………………………………...5
1.2 История управления государственным долгом…………………………..10
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом…………………………………………………………………..…..13
1.4 Международные финансовые организации основных кредиторов…………………………………..………………………….…..17
ГЛАВА 2 Анализ государственного долга Российской Федерации
2.1 Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ……….22
2.2 Структура и динамика внешнего государственного долга РФ……….….27
ГЛАВА 3 Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения
3.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ...33
3.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..…….42
Лондонский клуб кредиторов - крупная (около тысячи членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с платежными проблемами Заира.
Всего в 1981-1983 годах заключено
четырнадцать соглашений на 10 миллиардов
долларов, последующие два года,
после разразившегося мирового долгового
кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов
долларов. В 1994-1996 годах Лондонский
клуб осуществил реструктуризацию внешней
задолженности Польши, Болгарии, Румынии,
Венгрии, а также некоторых
Банки-члены
банковского консультативного комитета
Лондонского клуба: Германия: Deutshe
Bank AG (председатель БКК), Dresdner Bank, Kom-merzbank
AG; Италия: Banca Commerciale
Italiana, Mediocredito Centrale;
США: Bank of America;
Великобритания: Midland Bank; Япония: Bank of
Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan (сопредседатель
БКК.); Франция: Credit
Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale
de Paris SA; Австрия: Creditanstalt-Bankverein.
Россия является одной
из главных стран - должников Лондонскому
клубу (после Бразилии, Мексики и
Аргентины). Ее долг перед клубом унаследован
от бывшего СССР и представляет собой
задолженность по межбанковским
кредитам, предоставленным
Международный валютный фонд.
Интеграция России в мировую
экономику предполагает, в частности,
ее подключение к
В виду названных причин
в середине 1980-х годов был взят
курс на поэтапное присоединение
СССР к МВФ и МБРР. Отдельные
контакты с ними, носившие информационный
и технический характер начали осуществляться
с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й
сессии Генеральной Ассамблее ООН
Советский Союз официально заявил о
своем намерении установить постоянные
связи с МВФ и Всемирным
банком. В июле 1990 г. СССР впервые
посетил директор-
После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан "Меморандум об экономической политике Российской Федерации", утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.
27 апреля 1992 г. Совет управляющих
МВФ проголосовал за прием
России и четырнадцать других
бывших советских республик.
Всемирный банк (МБРР).
Целями Банка являются
оказание помощи в развитии экономики
стран-членов и её структурной перестройке,
содействие частным иностранным
инвестициям путём
В 1992 г. на Совете директоров МБРР было одобрено решение о выделении России первого кредита на сумму 600 млн. долл.. Кроме того, с МБРР согласовано предоставление России под различные проекты в рамках среднесрочной программы кредитного сотрудничества на 1993-1997 г. около 8 млрд. долл..
Глава 2 Анализ государственного долга Российской Федерации
2.1 Структура и динамика
внутреннего государственного
Государственный внутренний долг РФ – финансовые обязательства России, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В Российской Федерации внутренний долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Статьей 98 Бюджетного кодекса
Российской Федерации определены следующие
формы внутреннего
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).
По данным ЦБ РФ, Г.в.д. РФ на 1 октября 2010 года составил 561,3 млрд руб. (без долга Сбербанка России).
Рассмотрим структуру и динамику государственного внутреннего долга по состоянию на 1 мая 2011 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)
Виды государственных ценных бумаг |
На 1 мая 2010 г. (млрд. руб.) |
На 1 нояб. 2011 г. (млрд. руб.) |
ОФЗ-ПД |
244,50 |
328,18 |
ОФЗ-ФК |
94,83 |
33,82 |
ОФЗ-АД |
717,16 |
882,03 |
ГСО-ППС |
0,42 |
10,42 |
ГСО-ФПС |
52,00 |
132,00 |
Итого |
1 108,91 |
1 386,45 |
Табл. 1 - Структура и динамика внутреннего долга РФ по состоянию на 1 мая 2010 года
Внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), на 1 ноября 2011 года составил 1 триллион 386,450 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1 октября на 7,950 миллиарда рублей, сообщил Минфин России.
Размер государственного внутреннего долга России на 1 октября, по данным Минфина, составлял 1 триллион 378,500 миллиарда рублей.
На 1 января 2011 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 ноября на 137,602 миллиарда рублей, следует из сообщения Минфина. [12]
Рис.1 – Структура внутреннего долга РФ по состоянию на 01 ноября 2010 года
Долг РФ, выраженный в облигациях федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 ноября составил 882,026 миллиарда рублей (63%), в ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 328,181 миллиарда рублей (24%), в ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - 33,828 миллиарда рублей (2%), в государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 132,000 миллиарда рублей (10%) и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 10,415 миллиарда рублей (1%), уточняется в сообщении министерства.
По данным Минфина, рост внутреннего госдолга в октябре произошел по большей части за счет размещения ГСО-ФПС на 8 миллиардов рублей. Кроме того, было размещено ОФЗ-ПД на 0,253 миллиарда рублей и погашено ОФЗ-АД на 0,303 миллиарда рублей.
На 1 ноября наибольшая доля
в структуре внутреннего
Таким образом, изучив структуру государственного внутреннего долга Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что ближайшими задачами на рынке государственного внутреннего долга Российской Федерации являются:
Перечисленные меры выше меры должны в совокупности положительно повлиять на инвестиционную активность населения России, постепенно приучать его к более цивилизованным методам сохранения собственных накоплений. Вместе с тем расширение рынка государственного внутреннего долга положительно влияет и на снижение темпов инфляции за счет определенной стерилизации денежной массы, находящейся на руках населения. [7, с.232]
2.2 Структура и динамика
внешнего государственного
Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Рассмотрим структуру и динамику государственного внешнего долга Российской Федерации. [5, с.641]
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Государственный внешний долг (включая обязательства бывш. СССР, принятые РФ) в том числе: |
139,3 |
129,3 |
122,1 |
119,1 |
114,1 |
76,5 |
52,0 |
задолженность странам-участникам Парижского клуба |
46,1 |
42,0 |
44,7 |
47,6 |
47,5 |
25,2 |
3,1 |
задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
17,5 |
14,8 |
7,7 |
7,0 |
6,4 |
5,7 |
5,2 |
коммерческая задолженность |
6,0 |
6,0 |
3,4 |
3,3 |
2,2 |
1,1 |
0,8 |
задолженность перед международными финансовыми организациями |
16,2 |
14, |
13,9 |
11,7 |
9,7 |
5,7 |
5,5 |
еврооблигационные займы |
36,4 |
35,3 |
36, |
35,6 |
35,3 |
31,5 |
31,9 |
облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) |
10,8 |
9,9 |
9,3 |
7,3 |
7,1 |
7,1 |
4,9 |
задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предствавленным за счет средств Банка России |
6,4 |
6,4 |
6,2 |
6,2 |
5,5 |
- |
- |
представление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
- |
- |
- |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |