Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;
- рассмотреть общее состояние государственного долга;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 Сущность управления государственным долгом
1.1 Сущность государственного долга………………………………………...5
1.2 История управления государственным долгом…………………………..10
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом…………………………………………………………………..…..13
1.4 Международные финансовые организации основных кредиторов…………………………………..………………………….…..17
ГЛАВА 2 Анализ государственного долга Российской Федерации
2.1 Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ……….22
2.2 Структура и динамика внешнего государственного долга РФ……….….27
ГЛАВА 3 Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения
3.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ...33
3.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..…….42

Работа содержит 1 файл

финансы2.docx

— 176.21 Кб (Скачать)

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около тысячи членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с платежными проблемами Заира.

Всего в 1981-1983 годах заключено  четырнадцать соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового  кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов. В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней  задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся  стран (например, Бразилии и Габона). В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран  мира.

Банки-члены  банковского консультативного комитета Лондонского клуба:  Германия: Deutshe Bank AG (председатель БКК), Dresdner Bank, Kom-merzbank AG; Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale; 
США: Bank of America; Великобритания: Midland Bank; Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan (сопредседатель БКК.); Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris SA; Австрия: Creditanstalt-Bankverein.

Россия является одной  из главных стран - должников Лондонскому  клубу (после Бразилии, Мексики и  Аргентины). Ее долг перед клубом унаследован  от бывшего СССР и представляет собой  задолженность по межбанковским  кредитам, предоставленным Внешэкономбанку  СССР частными коммерческими банками  ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран  в советское время, т.е. до 1 января 1992 г., а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода. После распада  СССР предполагалось, что каждая бывшая союзная республика будет нести  свою долю ответственности по внешнему долгу страны, однако ввиду их неплатежеспособности все долги по взаимному согласию взяла на себя Россия в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР (так называемый "нулевой вариант). Сумма унаследованного Российской Федерацией долга СССР составила на тот период около 90 млрд. долл., в том числе по обязательствам перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского клуба порядка 30 млрд. долл./15/.

Международный валютный фонд.

Интеграция России в мировую  экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным  для регулирования мировых экономических  и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и  Всемирном банке. Вступление в эти  организации открывает доступ к  важному источнику валютных кредитов.

В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на поэтапное присоединение  СССР к МВФ и МБРР. Отдельные  контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й  сессии Генеральной Ассамблее ООН  Советский Союз официально заявил о  своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным  банком. В июле 1990 г. СССР впервые  посетил директор-распорядитель  Фонда М. Камдессю.

После распада СССР входившие  в его состав государства, большая  часть которых образовала Содружество  Независимых Государств (СНГ), пошли  по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан "Меморандум об экономической политике Российской Федерации", утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих  МВФ проголосовал за прием  России и четырнадцать других  бывших советских республик. После  подписания российскими представителями  Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов  МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала  участницей этих организаций. 

Всемирный банк (МБРР).

Целями Банка являются оказание помощи в развитии экономики  стран-членов и её структурной перестройке, содействие частным иностранным  инвестициям путём предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях, предоставляемых  частными инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной  торговли и поддержание равновесия платёжных балансов. Уставный капитал  Банка составляет 142 млрд. долл.. Основные направления его деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных отраслях экономики стран-заёмщиков. Он также принимает активное участие в подготовке проектов, их техническом и финансово-экономическом обосновании.

В 1992 г. на Совете директоров МБРР было одобрено решение о выделении  России первого кредита на сумму 600 млн. долл.. Кроме того, с МБРР согласовано предоставление России под различные проекты в рамках среднесрочной программы кредитного сотрудничества на 1993-1997 г. около 8 млрд. долл..

 

 

 

 

Глава 2 Анализ государственного долга Российской Федерации

2.1 Структура и динамика  внутреннего государственного долга  РФ

Государственный внутренний долг РФ – финансовые обязательства России, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации внутренний долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Статьей 98 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определены следующие  формы внутреннего государственного долга:

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Основные государственные  долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

  • государственные краткосрочные облигации ГКО;
  • государственные долгосрочные облигации;
  • облигации государственного сберегательного займа;
  • облигации внутреннего государственного валютного займа;
  • казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Долговые обязательства  различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

По данным ЦБ РФ, Г.в.д. РФ на 1 октября 2010 года составил 561,3 млрд руб. (без долга Сбербанка России).

Рассмотрим структуру  и динамику государственного внутреннего  долга по состоянию на 1 мая 2011 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)

Виды государственных  ценных бумаг

На 1 мая 2010 г. (млрд. руб.)

На 1 нояб. 2011 г. (млрд. руб.)

ОФЗ-ПД

244,50 

328,18 

ОФЗ-ФК

94,83 

33,82 

ОФЗ-АД

717,16 

882,03 

ГСО-ППС

0,42 

10,42 

ГСО-ФПС

52,00 

132,00 

Итого

1 108,91 

1 386,45 


 

Табл. 1 - Структура и динамика внутреннего долга РФ по состоянию на 1 мая 2010 года

 

Внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), на 1 ноября 2011 года составил 1 триллион 386,450 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1 октября на 7,950 миллиарда рублей, сообщил Минфин России.

Размер государственного внутреннего долга России на 1 октября, по данным Минфина, составлял 1 триллион 378,500 миллиарда рублей.

На 1 января 2011 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 ноября на 137,602 миллиарда рублей, следует из сообщения Минфина. [12]

 

 

 

 

Рис.1 – Структура внутреннего  долга РФ по состоянию на 01 ноября 2010 года

 

Долг РФ, выраженный в  облигациях федерального займа с  амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 ноября составил 882,026 миллиарда рублей (63%), в ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 328,181 миллиарда рублей (24%), в ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - 33,828 миллиарда рублей (2%), в  государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой  купонного дохода (ГСО-ФПС) - 132,000 миллиарда  рублей (10%) и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 10,415 миллиарда рублей (1%), уточняется в сообщении министерства.

По данным Минфина, рост внутреннего  госдолга в октябре произошел  по большей части за счет размещения ГСО-ФПС на 8 миллиардов рублей. Кроме  того, было размещено ОФЗ-ПД на 0,253 миллиарда  рублей и погашено ОФЗ-АД на 0,303 миллиарда  рублей.

На 1 ноября наибольшая доля в структуре внутреннего госдолга в ценных бумагах принадлежала ОФЗ-АД (63,6176%). Доля ОФЗ-ПД оценивалась в 23,6706%, ОФЗ-ФК - 2,4399%, ГСО-ФПС - 9,5207% и ГСО-ППС - 0,7512%. [12]

Таким образом, изучив структуру  государственного внутреннего долга  Российской Федерации, можно сделать  вывод о том, что ближайшими задачами на рынке государственного внутреннего  долга Российской Федерации являются:

  • создание системы инвестирования средств для накопительной части трудовой пенсии, позволяющей, с одной стороны, максимально обеспечить интересы застрахованных лиц, а с другой – сохранить устойчивость, надежность и ликвидность рынка государственного долга;
  • оптимизация структуры государственного внутреннего долга с доведением средневзвешенного срока погашения государственных ценных бумаг до семи-восьми лет;
  • разработка национальной системы сбережений, предоставляющей гражданам Российской Федерации возможность покупки государственных ценных бумаг непосредственно у эмитента;
  • достижение структуры инвесторов на рынке государственного внутреннего долга, при которой объем портфеля одного инвестора не будет превышать 30-40% совокупного объема рынка;
  • существенное снижение внешнего долга путем досрочного погашения части долговых обязательств за счет использования средств стабилизационного фонда.

Перечисленные меры выше меры должны в совокупности положительно повлиять на инвестиционную активность населения России, постепенно приучать его к более цивилизованным методам  сохранения собственных накоплений. Вместе с тем расширение рынка  государственного внутреннего долга  положительно влияет и на снижение темпов инфляции за счет определенной стерилизации денежной массы, находящейся на руках населения. [7, с.232]

 

2.2 Структура и динамика  внешнего государственного долга  РФ

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Рассмотрим структуру  и динамику государственного внешнего долга Российской Федерации. [5, с.641]

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Государственный внешний долг (включая  обязательства бывш. СССР, принятые РФ)

        в том числе:

139,3

129,3

122,1

119,1

114,1

76,5

52,0

задолженность странам-участникам Парижского клуба

46,1

42,0

44,7

47,6

47,5

25,2

3,1

задолженность странам, не вошедшим в  Парижский клуб

17,5

14,8

7,7

7,0

6,4

5,7

5,2

коммерческая задолженность

6,0

6,0

3,4

3,3

2,2

1,1

0,8

задолженность перед международными финансовыми организациями

16,2

14,

13,9

11,7

9,7

5,7

5,5

еврооблигационные займы

36,4

35,3

36,

35,6

35,3

31,5

31,9

облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ)

10,8

9,9

9,3

7,3

7,1

7,1

4,9

задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предствавленным за счет средств Банка России

6,4

6,4

6,2

6,2

5,5

-

-

представление гарантий Российской Федерации  в иностранной валюте

-

-

-

0,4

0,4

0,3

0,6

Информация о работе Управление государственным долгом