Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;
- рассмотреть общее состояние государственного долга;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1 Сущность управления государственным долгом
1.1 Сущность государственного долга………………………………………...5
1.2 История управления государственным долгом…………………………..10
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом…………………………………………………………………..…..13
1.4 Международные финансовые организации основных кредиторов…………………………………..………………………….…..17
ГЛАВА 2 Анализ государственного долга Российской Федерации
2.1 Структура и динамика внутреннего государственного долга РФ……….22
2.2 Структура и динамика внешнего государственного долга РФ……….….27
ГЛАВА 3 Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения
3.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ...33
3.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………..…….42
На практике правительство
сумело осуществить лишь некоторые
пункты данной программы, в частности
отказаться от выпуска ассигнаций.
Вместе с тем впервые ему удалось
добиться сбалансированного
Активно стали использоваться относительно новые приемы управлений государственным долгом: его реструктуризация путем обмена облигаций прежних выпусков, консолидация и конверсия. Они применялись не только по отдельности, но и в сочетании друг с другом, т.е. по некоторым займам Министерство финансов одновременно снижало процент и продлевало срок пользования заемными средствами. Основным инструментом осуществления конверсии и консолидации были так называемые золотые займы. Облигации этих займов предназначались для реализации на рынках Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынка России.
В конце XIX в. Изменилась цель привлечения государственного долга. Если раньше он использовался для покрытия бюджетного дефицита, то теперь основной статьей привлечения государством денежных средств было строительство государственных и выкуп в казну частных железных дорог. Таким образом, к концу XIX в. В России сформировалась система управления государственным долгом, основанная на приемах и методах, применяемых и в современной практике.
В 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР в одностороннем порядке аннулировал внутренние и внешние долги царской России. В результате страна оказалась отрезанной от внешних кредитных рынков, поэтому единственным источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов стали внутренние займы. Первым государственным займом, проведенным правительством Советской России, стал хлебный заем 1922 г. Если в период становления советской власти практиковались рыночные методы управлений государственным долгом, то к началу 1930-х гг. стали преобладать административные методы. К 1930 г. были ликвидированы фондовые биржи, и с этого момента размещение новых займов среди населения проводилось в принудительном порядке.
Возврат к рыночным методам
управления государственным долгом
произошел в начале 1990-х гг. Однако
первые попытки размещения государственных
ценных бумаг оказались неудачными,
поскольку не была учтена реальная
экономическая и политико-
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом
Управление государственным долгом (англ. national debt management) это:
1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга;
2) механизм формирования
и реализации одного из
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле оно предполагает формирование политики в отношении государственного долга, определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности, основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели, приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Управление государственным долгом в узком смысле предусматривает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.
Цель управления государственным
долгом – нахождение оптимального
соотношения между
К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:
Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием. Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление государственным дол
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами.
В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются также следующие методы управления государственным долгом:
Управление государственным дол
1.4 Международные финансовые организации основных кредиторов
Международные финансовые организации
- межгосударственные финансовые институты,
специализирующиеся на кредитовании и
других финансовых операциях в соответствии
с уставами, утвержденными странами-
Парижский клуб кредиторов.
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.
Парижский клуб крупнейший кредитор России, причем практически вся задолженность была сформирована в 70- 80-е годы. Главные ресурсы для экономического роста при Брежневе мы получали счет нефти и газа. Мы экспортировали нефть и газ по высоким ценам на Запад, а в обмен закупали зерно, оборудование и товары. Потом цены на нефть упали, а заложенные в пятилетнем плане объемы закупок остались. В нормальной экономике падение доходов привело бы к урезанию расходов. В социалистической продолжали выполнять план и для этого стали брать в долг. В результате к середине 80-х, когда к власти пришел Горбачев, госдолг СССР составлял 35 млрд. долл..
За следующие пять лет
этот долг возрос вдвое, превысив 70 млрд.
долл. Рос он все по той же причине:
правительство Горбачева
Тот факт, что опубликованная правительством структура долга в полном объеме включает в себя долг Парижскому клубу, является лишним подтверждением того, что шансы хоть частично списать его ничтожно малы. Во-первых, Россия не входит в число стран, которые могли бы претендовать на рассмотрение такого вопроса в Парижском клубе. В 1996 г. Всемирным банком и МВФ была разработана система помощи сорок одной стране, испытывающей трудности с обслуживанием внешнего долга. Россия не подпадает под действие этой программы ни по одному показателю: ни по ВНП на душу населения (он должен быть ниже 695 долл.), ни по отношению дисконтированного объема долга к экспорту (он должен превышать 220%). Во-вторых, Россия является не просто должником Парижского клуба, она - еще и член клуба с 1997 г. На данный момент еще не было прецедента списания долга государству - члену клуба и, скорее всего он создан не будет. Это противоречило бы самому принципу клуба кредиторов: как можно требовать от стран третьего мира финансовой дисциплины, если сами представители Парижского клуба не выполняют своих обязательств.
Лондонский клуб кредиторов.