Управление государственным долгом и его обслуживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:43, реферат

Описание работы

Украина придерживается умеренной политики управления государственным долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Поэтому целью данной статьи является оценка государственного долга Украины за последние годы и определение действенности политики управления им.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Структура государственного долга и механизм его формирования
Понятие «Государственный долг»
Причины создания и увеличения государственного долга
2. Государственный внутренний долг
3. Управление государственным долгом и его обслуживание
3.1. Этапы управления государственным долгом
3.2. Методы управления государственным долгом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат Наташа.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

Эффективность использования  государственных заимствований  в значительной мере зависит от системы  управления долгом. Управление государственным  долгом — одно из приоритетных заданий  финансовой политики государства, важное условие ее финансовой стабильности. Процесс управления долгом имеет  несколько этапов: привлечение средств; использование средств; возвращение  долга и выплата процентов. 
Государственное управление привлечением средств, как правило, осуществляется в контексте бюджетного процесса, где законом "Про государственной бюджет" на соответствующий год устанавливаются предельные размеры долга и государственные гарантии его возвращения. Цель политики управления долгом — получить наивысший эффект от финансирования за счет заимствованных средств и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. 
Управление размещением заимствованных средств является основным элементом всей системы управления долгом государства. Поэтому привлеченные средства должны использоваться для финансирования роста производственных мощностей. При этом должно увеличиваться производство товаров не только для внутренних потребностей, но и экспорт продукции, очень необходимый для получения иностранной валюты на обслуживание и погашение внешнего долга. Если этого не будет, то платежи из обслуживания долга достигнут недопустимо высокой доли экспорта и отечественного производства. В результате коммерческие кредиторы, побаиваясь вероятных неплатежей, будут сокращать кредитование страны. 
Объем привлеченных внешних ссуд для любой страны определяется двумя факторами: во-первых, сколько капиталов страна может поглотить, во-вторых, какой объем долга она может обслуживать без риска возникновения кризиса платежей. При вычислении этих факторов должны учитываться как краткосрочные, так и долгосрочные, характеристики государственного долга. Поэтому важным условием сохранения платежеспособности, доверия кредиторов и смягчения условий кредитования, является экономический рост. 
Что касается внешнего долга, то он должен использоваться исключительно для инвестиций, однако высокая норма инвестиций необходимое, но недостаточное условие для поддержки доверия кредиторов. Инвестиции должны быть также эффективными, в том понимании, что прибыль за инвестициями должна превышать стоимость привлечения капитала. Заимообразные ресурсы, которые инвестируются неумно, являются большей опасностью, чем полное отсутствие внешних ссуд. Внешний долг может расти быстрее, чем экспорт лишь в течение определенного времени и только в том случае, если долг относительно экспорта небольшой. 
Существует один негативный элемент экономической политики, который является общим для всех стран, которые склонны иметь проблемы с погашением и обслуживанием государственного долга. Это несостоятельность контролировать дефицит государственного бюджета. 
Опыт большинства европейских стран подтверждает, что лишь те страны сумели избежать серьезных долговых трудностей во второй половине XX века, которые смогли контролировать дефицит своих бюджетов. 
Следует отметить, что использование государственных заимствований на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание государственного долга является наименее эффективным путем. В то же время страны, которые развиваются, значительную частицу заимствований используют как раз на обслуживание прежде всего внешнего долга. Это характерно почти для всех постсоциалистических стран Европы, которая приводит к постоянному росту внешней задолженности. 
Проблемы внешнего долга хорошо известны в мире. Рост внешних долгов повлек мировой кризис неплатежей, который достигал своего апогея в конце 70-х — началу 80-х годов. Соответственно был приобретен определенный опыт в управлении долговым грузом, который имеет интернациональный характер. 
Идет речь о возможных вариантах реструктуризации внешней задолженности. Сегодня их используется несколько, и они отработаны Парижским клубом официальных кредиторов. Суть этих методов заключается в том, что на определенных условиях проводится отсрочка выплаты частицы долгу сроком до трех лет. Существуют также варианты конверсии долгов на акции для вложения их в национальную экономику. 
В 90-х годах стал применяться метод реструктуризации долгов коммерческих банков на основе метода Брейди. Согласно нему банки реструктуризируют долг лишь в том случае, если правительство страны-должника начнет выполнять радикальную программу структурных превращений. За формулой Брейди сначала осуществляется уменьшение долга на 50 процентов. Другая доля долга обменивается на специальные облигации Брейди. 
Вся сущность отмеченных методов сводится к тому, чтобы дать возможность стране-должнику самостоятельно развивать свою экономику, недопускати ее банкротства, которое может повлечь более, чем потерю частицы кредитных вложений заимодателями. 
Управление как внешним, так и внутренним, долгом включает комплекс мероприятий по его обслуживанию — это погашение ссуд, выплаты процентов, за ними, уточнение и изменения условий погашения выпущенных ссуд. Погашение ссуд осуществляется за счет бюджетных средств. В некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, то есть погашение задолженности путем выпуска новых ссуд. 
Выплата процентов, выигрышей, средств, из погашения ссуд составляет основную частицу расходов на обслуживание государственного долга. К другим принадлежат расходы из изготовления, пересылки и реализации ценных бумаг государства, проведения тиражей выигрышей, тиражей погашения, и некоторые другие расходы. 
При обслуживании внешнего и внутреннего долгов определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают как отношение всех платежей из задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания принято считать значение показателя 25%.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Методы управления государственным долгом

Методами управления государственным  долгом является конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций, за регрессивным соотношением, отсрочка погашения и  аннулирование ссуды. Конверсия  — это изменение дохидности ссуды. Государство, как правило, уменьшает  размер процентов, которые должны выплачиваться  за ссудами. Увеличения сроков действия выпущенной ссуды называют консолидацией. Консолидация и конверсия могут  осуществляться также одновременно. Унификация ссуд — это объединение  нескольких ссуд в одну, когда облигации  ранее выпущенных нескольких ссуд обмениваются на облигации новой ссуды. В некоторых  случаях может осуществляться обмен  облигаций за регрессивным соотношением, то есть когда несколько ранее  выпущенных облигаций приравнивают к одной новой. Этот метод экономических  обоснований не имеет. 
Отсрочка погашения ссуды, как правило, осуществляется тогда, когда выпуск новых ссуд является финансово нецелесообразным, поскольку все доходы от ссуд используют на обслуживание более раннее выпущенных ссуд. Все отмеченные методы применяют и относительно внутреннего долга. 
Отсрочка погашения долговых обязательств, а также аннулирование долга может применяться как к внутренним, так и внешних ссуд. Аннулирование долгов может быть предопределено финансовой несостоятельностью государства, то есть банкротством, или политическими мотивами. 
Управление государственным внутренним долгом государства здийсняеться министерством финансов в порядке, согласованном с национальным банком. Следует отметить, что внутренний долг имеет определенные преимущества над внешним. Возвращение внутреннего долга и выплаты процентов за ним не уменьшают финансовый потенциал государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отплыв капиталу из государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный долг определяет экономические отношения  государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения  части стоимости валового внутреннего  продукта на условиях возврата, срочности  и оплаты.

Задолженность правительственных органов накапливается  и превращается в государственный  долг. Его приходится выплачивать  с процентами. Говорят, что сегодняшние  государственные займы – это  завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики  являются владельцами государственных  ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату  государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных  доходов не удается выплачивать  полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно  нуждаясь в средствах, правительства  прибегают к все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще  больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными  темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем  в 2,5 раза считается опасным для  стабильности экономики, особенно для  устойчивого денежного обращения

Государственный долг может быть представлен в  форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени государства как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени государства;
  3. договоров и соглашений о получении государством бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы государства;
  4. договоров о представлении государству государственных гарантий;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет.

Государственный долг подразделяют на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать  основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов  на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную  и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату  основной суммы и ограничиваясь  ежегодной выплатной процентов. В ряде стран существуют специальные  управления государственного долга  при министерстве финансов, которые  осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых  заемных средств.

По условиям привлечения средств различают  внутренний и внешний долг.

Внутренний  государственный долг – это совокупность обязательств государства перед  резидентами, т.е. задолженность государства  всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые  возникли в результате займов государства  на внешнем рынке.

Внешний долг государства имеет такие  составные:

- долг  органов государственной власти  и управления, который возник  в результате привлечения кредитов  иностранных государств и выпуска  государственных ценных бумаг,  которые размещаются на международных  рынках капиталов;

- долг  субъектов хозяйствования, гарантированный  правительством. Он погашается и  обслуживается субъектами хозяйствования  – заемщиками.

Внешний долг представляет особое внимание. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической  деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют  неохотно и под более высоки проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и  среднеразвитых странах ежегодные  обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Государственный долг можно разделить на две составляющие:

- капитальный  долг – это сумма выпущенных  и непогашенных государством  долговых обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц,  включая начисленные проценты  по этим обязательствам;

- основной  долг – это номинальная стоимость  всех долговых обязательств государства  и гарантированных им заимствований.

Государственный долг существенно влияет на экономику  в целом, а именно на параметры  монетарной и фискальной политики и  на экономическую конъюнктуру. Эффективное  управление государственным долгом предусматривает не только знание его  эффектов, но и возможность и качественной и количественной оценок. Перед тем, как перейти к исследованиям  макроэкономических эффектов государственного долга, им следует дать определение  как объекту статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.

В 2009 году государственный долг Украины вырос  более чем на $11 млрд. и в настоящее  время приближается к $36 млрд. В эту  сумму входит внешняя (около $16 млрд.) и внутренняя (более $10 млрд.) задолженность, а также долговые обязательства, на которые распространяются госгарантии (более $9,5 млрд.)

С выплатой по внешним долгам в этом году новому президенту повезло намного больше. "В течение 2010 года погашения суверенных еврооблигаций не предполагается, за исключением декабрьской выплаты  примерно на $600 млн. С учетом других платежей общие выплаты по внешнему долгу в 2010 году не превысят $1,5 млрд.", - говорят аналитики.

2011-й  также не обещает больших трудностей - правительству придется выделить  на эти нужды около $2 млрд. А вот следующие три года станут для Украины очень напряженными - с 2012 по 2014 год Минфину предстоит заплатить по внешним долгам - $15,7 млрд. Пик платежей приходится на 2013 год - $7,6 млрд. Увеличение платежей вызвано тем, что с 2012 года Украина должна начать активные выплаты по кредиту МВФ: за три года нам предстоит вернуть Фонду более $11,6 млрд. Для того чтобы выплатить такую сумму, не прибегая к новым заимствованиям, украинскому руководству необходимо будет серьезно урезать расходы и в течение нескольких лет принимать профицитный или хотя бы бездефицитный бюджет. Если же МВФ будет настаивать на своевременном возврате средств, то, скорее всего, правительство решит прибегнуть к масштабным заимствованиям на рынке капитала.

Таким образом, государственный долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в  целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Артус М.М. Бюджетна система  України: Навчальний посібник / Мирослав  Артус, Наталія Хижа; Європейський  університет. – К.: Видавництвово  Європейського університету, 2008 р.

2. Бедь В.В., Когут Ю.М. Фінанси: Навч.-метод. посіб. Для самостійного вивчення дисципліни. – К.: МАУП; Ужгород: ЗІ ім. А. Волошина, 2004.

3. Близнюк О.П., Лачкова Л.І., Оспіщев В.І. та ін.; За ред.. Оспіщев В.І. Фінанси: Навч. посіб. – К: Знання, 2006.

4.  В.П.Кодацький: Зниження бюджетного  дефіциту в умовах ринку / Економіка,  Фінанси, Право, 2008 р. №6.

5. Опарін В.М. Фінанси(загальна теорія): Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 1999.

6. Фінанси(теоретичні основи); Підручник / М.В. Грідчіна, В.Б. Захожай, Л.Л. Осіпчук та ін.; Під. кер-вом і за наук. ред. М.В. Грідчіної, Б.В. Захожая. – 2-ге вид., випр. і допов. – К.: МАУП, 2004.


Информация о работе Управление государственным долгом и его обслуживание