Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:43, реферат
Украина придерживается умеренной политики управления государственным долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Поэтому целью данной статьи является оценка государственного долга Украины за последние годы и определение действенности политики управления им.
ВВЕДЕНИЕ
Структура государственного долга и механизм его формирования
Понятие «Государственный долг»
Причины создания и увеличения государственного долга
2. Государственный внутренний долг
3. Управление государственным долгом и его обслуживание
3.1. Этапы управления государственным долгом
3.2. Методы управления государственным долгом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
2. Государственный внутренний долг
3.
Управление государственным
3.1. Этапы управления государственным долгом
3.2. Методы управления государственным долгом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Украина придерживается умеренной политики управления государственным долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Поэтому целью данной статьи является оценка государственного долга Украины за последние годы и определение действенности политики управления им.
В случае Украины фактически
существует такая ситуация: от начала
переходного этапа дефицит
В процентном отношении к
ВВП государственный долг увеличивался
в течение 1991-1999 гг. с 10 до 48%, но потом
он начал уменьшаться и в 2004 г.
составил 24,7% . Следует заметить, что
это возрастание было бы намного
выше, если бы до 1996 г. не состоялось заметной
ревальвации национальной валюты. Высокие
процентные ставки и постоянный дефицит
бюджета имели значительное влияние
на общее соотношение между
1) в краткосрочной перспективе:
- обращая внимание на
то, что на последние годы
2) в среднесрочной перспективе:
- успешное завершение
приватизации и привлечение
- улучшение законодательного
обеспечения процессов
- разработка обоснованной
стратегии привлечения средств
(внутренних и внешних) в
- достижение диверсификации кредиторов;
3) в долгосрочной перспективе:
- развитие экономики Украины и достижение реального роста ВВП;
- создание благоприятного
инвестиционного климата в
- проведение политики
управления государственного
Итак, нестабильность политической и экономической ситуации в Украине, а отсюда и ее низкий кредитный рейтинг, ограничили выбор кредиторов и условий предоставление средства. Таким образом, привлеченные Украиной займы отличаются своей краткосрочностью и высоким уровнем процентных ставок.
1.Структура государственного
долга и механизм его
1.1. Понятие «Государственный долг»
Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Государственный долг - это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков.
Государственный долг состоит из внутреннего
и внешнего долга государства.
Внутренний государственный долг -
задолженность государства домохозяйствам
и фирмам данной страны, которые владеют
ценными бумагами, выпущенными ее правительством.
Внешний государственный долг -
это задолженность государства
перед иностранными гражданами, фирмами,
правительствами и
В состав государственного внутреннего долга Украины входят:
• одалживания Правительства
• одалживание, осуществленные при безусловной
гарантии Правительства, для обеспечения
финансирования общегосударственных
программ.
Долг состоит:
• из задолженности прошлых лет
• задолженности, вновь возникает по долговым
обязательствам Правительства Украины.
Долговыми обязательствами являются:
- Выпущенные Правительством
- Другие обязательства в денежной форме;
- Полученные кредиты.
Сведения о состоянии и
Управление государственным
1.2. Причины создания и увеличения государственного долга
Основными причинами создания и увеличения государственного долга являются:
• увеличение государственных расходов
без соответствующего роста государственных
доходов;
• циклические спады и автоматические
стабилизаторы экономики;
• сокращение налогов в целях стимулирования
экономики без соответствующей корректировки
(уменьшения) государственных расходов;
• влияние политических бизнес-циклов
- чрезмерное увеличение государственных
расходов накануне выборов с целью завоевания
популярности избирателей и сохранения
власти.
Существует положительная
На объеме бюджетного дефицита происходят
все изменения в величине государственного
долга, в том числе обусловленные
влиянием инфляции. Именно поэтому
важно, чтобы государственная
Бюджетный дефицит усугубляется явлением
квазифискальных расходов и квазифискального
дефицита.
В общем виде можно выделить два типа квазифискальных расходов государства:
• обязательства государства по
расходам
• квазисубсидии центрального банка.
Обязательства государства по расходам
- ??это отложенные во времени бюджетные
обязательства, т.е. перенесенные на будущие
расходы бюджета, которые не учитываются
в текущей бюджетной
Квазисубсидии центрального банка - это деятельность центрального банка, которая касается бюджетных операций правительства и финансируется за счет его собственных доходов. Оно охватывает отдельные операции, связанные с государственным долгом, финансивання убытков, возникших вследствие стабилизации валютного курса, централизованные кредиты экономике, рефинансирование льготных кредитных программ и преференций.
Вследствие квазифискальных
Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным макроэкономическим индикатором, поскольку долг растет по мере увеличения ВВП, и на его величину влияет инфляция. Более содержательными являются относительные показатели задолженности, а именно:
• отношение долга к ВВП;
• отношение суммы обслуживания долга
к ВВП.
Относительная величина государственного долга ("долг / ВВП") зависит от таких факторов, как уровни реальной процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП увеличится.
2.Государственный внутренний долг
Внутренний государственный долг - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Он гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной собственности; состоит из задолженности
прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим долговым обязательствам Правительства Украины .
Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:
· погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
· для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций;
· действует эффект «вытеснения
инвестиций» частных
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются население, корпорации, банки и другие финансовые и кредитные учреждения.
Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и
сроки погашения устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.
3. Управление государственным долгом и его обслуживание
3.1. Этапы управления государственным долгом
Эффективность использования государственных заимствований в значительной мере зависит от системы управления долгом. Управление государственным долгом — одно из приоритетных заданий финансовой политики государства, важное условие ее финансовой стабильности.
Процесс управления долгом имеет несколько этапов:
Государственное управление
привлечением средств, как правило,
осуществляется в контексте бюджетного
процесса, где законом "Про государственной
бюджет" на соответствующий год
устанавливаются предельные размеры
долга и государственные
Информация о работе Управление государственным долгом и его обслуживание