Управление государственным долгом и его обслуживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:43, реферат

Описание работы

Украина придерживается умеренной политики управления государственным долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Поэтому целью данной статьи является оценка государственного долга Украины за последние годы и определение действенности политики управления им.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Структура государственного долга и механизм его формирования
Понятие «Государственный долг»
Причины создания и увеличения государственного долга
2. Государственный внутренний долг
3. Управление государственным долгом и его обслуживание
3.1. Этапы управления государственным долгом
3.2. Методы управления государственным долгом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат Наташа.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Структура государственного долга и механизм его формирования
    1. Понятие «Государственный долг»
    2. Причины создания и увеличения государственного долга

     2. Государственный внутренний долг

     3. Управление государственным долгом  и его обслуживание

           3.1. Этапы управления государственным долгом

           3.2. Методы управления государственным долгом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Украина придерживается умеренной  политики управления государственным  долгом, главной особенностью которого есть снижение рисков заимствований  путем увеличения сроков и снижение стоимости обслуживания. Поэтому  целью данной статьи является оценка государственного долга Украины  за последние годы и определение  действенности политики управления им.

В случае Украины фактически существует такая ситуация: от начала переходного этапа дефицит бюджета  намного превышает объем капиталовложений государства; было осуществлено мало структурных  реформ; как номинальные, так и  реальные процентные ставки по государственному долгу являются очень высокими.

В процентном отношении к  ВВП государственный долг увеличивался в течение 1991-1999 гг. с 10 до 48%, но потом  он начал уменьшаться и в 2004 г. составил 24,7% . Следует заметить, что  это возрастание было бы намного  выше, если бы до 1996 г. не состоялось заметной ревальвации национальной валюты. Высокие  процентные ставки и постоянный дефицит  бюджета имели значительное влияние  на общее соотношение между государственным  долгом и ВВП.В 2001-2002 гг. такое соотношение  содержалось наравне около 29-31%, в  сравнении с 48% в 1999 году. На конец 2003 года соотношение государственного долга к ВВП составляло 25 %, а  в 2007 году составило 19%.Правительство  старается улучшить условия предоставления средств, учитывая быстрое приближение  объемов государственного долга  Украины к границе, за которой - только дефолт.Совокупный государственный  долг Украины достигает 93,5 процента ВВП страны и составляет в пересчете 37,69 млрд долларов США. Данный показатель является критическим для "переходной экономики страны".В настоящее  время Украина не может справиться с последствиями финансового экономического кризиса, в связи с чем вынуждена одалживать деньги у международных организаций, в частности, у МВФ.В структуре государственного долга значительно преобладает внешняя задолженность. Подобная статистика проясняется и динамикой самого государственного долга, и динамикой коррелированных с ним макроэкономических показателей. Относительно внутренней задолженности, ее структура и объемы несколько раз пересматривались. Так, в 1997 г. была аннулирована задолженность перед НБУ, кредитные эмиссии которого довольно долго были мало не единым источником финансирования дефицита государственного бюджета Украины. С другой стороны, на удельный вес внутренней задолженности в общем зачете государственного долга повлияла девальвация украинской денежной единицы. Относительно выгодные тогда условия внешних займов сегодня существенным образом проигрывают сравнительно с внутренними. Обслуживание такого государственного долга для бюджета Украины становится сложным. Среди непопулярных методов облегчения бремени государственного долга, номинированного в гривнах - кредитная и денежная эмиссия, которая уменьшает реальную сумму государственного долга и одновременно отстраняет эффект перераспределения доходов в пользу зажиточных граждан. Правительство, осуществляя управление долгом, стремится максимально увеличить долгосрочные займы по сокращению удельного веса краткосрочных, снизить стоимость обслуживания долга. На протяжении 2005 – 2010 г.г. правительство проводило долговую политику, направленную на продолжение сроков погашения задолженностей. При рассмотренном общем долговом состоянии Украины можно определить такую стратегию управления государственным долгом:

1)     в краткосрочной перспективе:

- обращая внимание на  то, что на последние годы приходятся  достаточно большие выплаты по  погашению и обслуживанию государственного  долга, внеочередным заданием  для Украины должно быть достижение  договоренностей с МВФ касательно  восстановления программы расширенного  финансирования и завершения  реструктуризации задолженности  перед кредиторами;

2)   в среднесрочной  перспективе:

- успешное завершение  приватизации и привлечение дополнительных  денежных ресурсов;

- улучшение законодательного  обеспечения процессов формирования  внутренней и внешней задолженностей;

- разработка обоснованной  стратегии привлечения средств  (внутренних и внешних) в экономику  Украины, то есть программы  государственных займов, которая  должна определить приоритеты, инструменты  и подходы к сотрудничеству  с банками-партнерами, источники  использования и механизмы возврата  привлеченных средств;

- достижение диверсификации  кредиторов;

3) в долгосрочной перспективе:

- развитие экономики Украины  и достижение реального роста  ВВП;

- создание благоприятного  инвестиционного климата в стране  и развитие платежеспособного  внутреннего рынка, что даст  возможность сократить внешние  займы либо даже отказаться  от них и обходиться займами  на внутреннем рынке капитала;

- проведение политики  управления государственного долга  на основе системы научно обоснованных  и экономически взвешенных показателей  долговой показательности страны.

Итак, нестабильность политической и экономической ситуации в Украине, а отсюда и ее низкий кредитный  рейтинг, ограничили выбор кредиторов и условий предоставление средства. Таким образом, привлеченные Украиной займы отличаются своей краткосрочностью и высоким уровнем процентных ставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Структура государственного  долга и механизм его формирования

1.1.  Понятие  «Государственный долг»

Существование государственного кредита приводит к появлению  государственного долга.

Государственный долг - это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков.

 
Государственный долг состоит из внутреннего  и внешнего долга государства. 
Внутренний государственный долг  - задолженность государства домохозяйствам и фирмам данной страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством.

 
Внешний государственный долг  - это задолженность государства  перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.

В состав государственного внутреннего долга Украины входят:

 
• одалживания Правительства Украины 
• одалживание, осуществленные при безусловной гарантии Правительства, для обеспечения финансирования общегосударственных программ. 
Долг состоит: 
• из задолженности прошлых лет 
• задолженности, вновь возникает по долговым обязательствам Правительства Украины.

Долговыми обязательствами являются:

 
- Выпущенные Правительством Украины  ценные бумаги (облигации и казначейские  обязательства); 
- Другие обязательства в денежной форме; 
- Полученные кредиты.

 
Сведения о состоянии и размеры  государственного внутреннего долга  Украины ежегодно публикуются Министерством  финансов в общедоступном издании. Законом Украины "О Государственном  бюджете Украины на 2000 год" установлен предельный размер государственного внутреннего  долга Украины на 1 января 2001 года в сумме 25.710.517,1 тыс. гривен.

 
Управление государственным долгом Украины возложено на Министерство финансов Украины, а в его составе - на казначейство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Причины создания и увеличения государственного долга

Основными причинами создания и увеличения государственного долга являются:

 
• увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных  доходов; 
• циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики; 
• сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшения) государственных расходов; 
• влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.

 
Существует положительная взаимосвязь  между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный  дефицит увеличивает государственный  долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета  на его обслуживание и тем самым  увеличивает бюджетный дефицит.

 
На объеме бюджетного дефицита происходят все изменения в величине государственного долга, в том числе обусловленные  влиянием инфляции. Именно поэтому  важно, чтобы государственная задолженность  измерялась также в реальных, а  не только в номинальных величинах.

 
Бюджетный дефицит усугубляется явлением квазифискальных расходов и квазифискального дефицита.

В общем виде можно выделить два типа квазифискальных расходов государства:

• обязательства государства по расходам 
• квазисубсидии центрального банка.

Обязательства государства по расходам - ??это отложенные во времени бюджетные  обязательства, т.е. перенесенные на будущие  расходы бюджета, которые не учитываются  в текущей бюджетной отчетности. Такого рода обязательства возникают  вследствие скрытого государственного субсидирования импорта или предоставления государственных гарантий с высокой  вероятностью платежей по ним.

Квазисубсидии центрального банка - это деятельность центрального банка, которая касается бюджетных операций правительства и финансируется за счет его собственных доходов. Оно охватывает отдельные операции, связанные с государственным долгом, финансивання убытков, возникших вследствие стабилизации валютного курса, централизованные кредиты экономике, рефинансирование льготных кредитных программ и преференций.

Вследствие квазифискальных операций государства за пределами бюджета  истинные масштабы государственных  расходов и, соответственно, величины бюджетного дефицита и государственного долга занижаются.

Абсолютный размер государственного долга является не очень показательным  макроэкономическим индикатором, поскольку  долг растет по мере увеличения ВВП, и  на его величину влияет инфляция. Более  содержательными являются относительные  показатели задолженности, а именно:

• отношение долга к ВВП; 
• отношение суммы обслуживания долга к ВВП.

   Относительная величина государственного долга ("долг / ВВП") зависит от таких факторов, как уровни реальной процентной ставки, которой определяется размер выплат по долгу, темп роста реального ВВП и объем первичного бюджетного дефицита. Уменьшение относительной задолженности в экономике возможно при условии, если темпы роста реальной процентной ставки будут ниже темпов роста реального ВВП, а доля первичного бюджетного излишка относительно ВВП увеличится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Государственный внутренний  долг

Внутренний государственный  долг - задолженность государства  владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Он гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной собственности; состоит из задолженности

прошлых лет и задолженности, которая возникает по текущим  долговым обязательствам Правительства Украины .

    Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

 

· погашение задолженности  производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

 

· для уменьшения долга  государство может увеличивать  налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций;

 

· действует эффект «вытеснения  инвестиций» частных предпринимателей, т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал, а это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего  долга, как правило, являются население, корпорации, банки и другие финансовые и кредитные учреждения.

  Управление государственным внутренним долгом Украины осуществляется Министерством финансов Украины в порядке, согласованном с Национальным банком Украины. Размещение долговых обязательств Правительства Украины и предоставление гарантий от его имени проводит по его поручению Министерство финансов Украины. Предельные размеры государственного внутреннего долга Украины, его структура, источники и

сроки погашения устанавливает  Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

3. Управление государственным долгом и его обслуживание

3.1. Этапы  управления государственным долгом

Эффективность использования  государственных заимствований  в значительной мере зависит от системы  управления долгом. Управление государственным  долгом — одно из приоритетных заданий  финансовой политики государства, важное условие ее финансовой стабильности.

 Процесс управления  долгом имеет несколько этапов:

      • привлечение средств;
      • использование средств;
      • возвращение долга
      • выплата процентов.

 

Государственное управление привлечением средств, как правило, осуществляется в контексте бюджетного процесса, где законом "Про государственной  бюджет" на соответствующий год  устанавливаются предельные размеры  долга и государственные гарантии его возвращения. Цель политики управления долгом — получить наивысший эффект от финансирования за счет заимствованных средств и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Информация о работе Управление государственным долгом и его обслуживание