Управление финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, методов и форм управления финансами, а также рассмотрение основных органов управления финансами в РБ, проанализировать проблемы и пути совершенствования управления финансами.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность, методы и формы управления финансами;
2) дать характеристику основным органам управления финансами Республики Беларусь;
3) показать проблемы и пути совершенствования управления финансами.
Сформулированные выше задачи обусловили рассмотрение в данной курсовой работе трех блоков взаимосвязанных между собой вопросов и разделов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы управления финансами………………... …………..6
1.1 Понятие, цели и задачи управления финансами……..………………… ....6
1.2 Методы и формы управления финансами………………..…………….......8
2 Органы управления финансами в Республике Беларусь……………….….13
2.1 Министерство финансов Республики Беларусь..........................................13
2.2 Министерство по налогам и сборам и другие органы управления финансами Республики Беларусь…………………………...............................17
3 Проблемы и пути совершенствования управления финансами..…………. 21
Заключение …………………………………………………………………. ....27
Список использованных источников ……………………………………....... 39

Работа содержит 1 файл

управление финансами1.docx

— 85.35 Кб (Скачать)

     Еще одним органом управления финансами  является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

     Важнейшими  его задачами являются:

     — обеспечение в пределах  своей  компетенции  экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических  интересов;

     — обеспечение    соблюдения   законодательства   Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь,  контроль за которыми возложен на таможенные органы Республики Беларусь;

       — осуществление   взаимодействия   с  налоговыми  органами, таможнями,  правоохранительными и другими  государственными органами и ведомствами Республики Беларусь по вопросам,  входящим в компетенцию инспекции.

     В соответствии с возложенными задачами Государственный таможенный комитет  РБ выполняет следующие функции:

     — участие в разработке и реализации таможенной политики государства;

     — обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;

     — принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

     — обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;

     — защиты экономических интересов страны;

     — применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

     — взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

     — участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;

     — обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

     — реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов. [13, с. 98]

     Государственный таможенный комитет Республики Беларусь   для выполнения  поставленных задач и реализации возложенных функций имеют следующие права:

       иметь доступ  ко всем  материалам  структурных  подразделений  таможни  и электронным базам   данных,   необходимым   при   осуществлении    инспекционной деятельности   проверяемых субъектов,  за  исключением  материалов, использование которых ограничено актами законодательства  Республики Беларусь;

     — проводить таможенный контроль и входить  на  территорию и помещения любых лиц,  где  находятся  или  могут  находиться  документы,  товары   и транспортные   средства,   подлежащие   таможенному  контролю,  либо осуществляется  деятельность,  контроль  за  которой   возложен   на таможенные  органы  Республики  Беларусь,  за  исключением  случаев, предусмотренных  законодательными  актами  Республики  Беларусь  или международными договорами Республики Беларусь;

     — проверять  бухгалтерские  книги  и  другие регистры учета статистические и бухгалтерские отчеты  и балансы,  счета и иные документы,  ценные бумаги,  материальные ценности и другое имущество проверяемых субъектов;

     — вносить  предложения проверяемому субъекту по устранению выявленных в  ходе  инспекционной  деятельности  нарушений  и  уплате таможенных  платежей  и  сумм,  взыскиваемых  в  порядке  применения санкций, установленных  нормативными правовыми актами и  др.[9]

     Управление  финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств.

     На  них возложено выполнение таких  функций, как:

     — составление сводных финансовых планов и прогнозов ведомству и контроль за их реализацией;

     — проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;

     — контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;

     — контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;

     — финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство финансовой деятельностью и т.п.

     В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как  правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  управлением финансов в Республики Беларусь занимаются такие важнейшие органы как: Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, финансовые отделы на предприятиях и других структурах и т.д. Необходимо также отметить, что финансовый аппарат как орган управления финансами имеет исключительно важное значение в общей системе управления. Он ведет огромную работу по мобилизации финансовых ресурсов любого предприятия, министерства, ведомства, и, наконец, государства в целом. Без финансовых ресурсов, как известно, ни один субъект хозяйствования, ни одно государство не может выполнять свои функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

     Управление  финансами — важный составной  элемент общей системы управления Республики Беларусь или отдельного хозяйствующего субъекта.  Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Организация эффективного управления финансами — одна из наиболее приоритетных задач не только государства, но и любого предприятия.

     Однако  существует ряд проблем, с которым  сталкиваются при управлении финансами. Во-первых, трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, на базе которой могут и должны выбираться оптимальные управленческие решения на макро- и микроуровнях. Во-вторых, встает вопрос о сложности финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам. В-третьих, в сфере финансовых отношений наиболее ярко и остро проявляются проблемы, порожденные недостатками в разработке вопросов в теории, методологии и методики такой важной области науки и прикладного функционального управления, как финансовый менеджмент.

     С целью решения первых двух проблем  в Республике Беларусь  одним  из основных направлений должно быть  развитие автоматизированных систем в управлении финансами. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово -экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.

     АСУ финансами — это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.[5, с. 27]

     Применение  информационных технологий повышает эффективность  аналитической работы. Это достигается  за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета  влияния на результаты хозяйственной  деятельности и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и  решения новых многомерных задач  анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами. Новые возможности анализа обусловлены исключительными возможностями ЭВМ: высокой производительностью, надежностью, простотой обслуживания и эксплуатации, гибкостью и автономностью использования, наличием развитого программного обеспечения, диалоговым режимом работы и др., а также низкой стоимостью расчетов.

     В управлении государственными финансами  используются АСФР. В частности, в  системе Министерства финансов РБ функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и т.д. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработке методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рациональное расходования финансовых ресурсов.

     АСФР  обеспечивает выполнение многовариантных  расчетов проекта государственного бюджета, его использование на всех уровнях. Базируясь на ЭВМ, она осуществляет эти расчеты в короткий срок, предлагая  оптимальные решения, тем самым  повышает качество планирования и исполнения государственного бюджета. В ее четырех  подсистемах решается комплекс задач  по сводным расчетам бюджета, доходам  и налогам, расходу бюджетных  учреждений, финансам отраслей народного  хозяйства. Наряду с решением задач  в области планирования, АСУФ помогает исполнению государственного бюджета  через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные  показатели, учет использования бюджета  по доходам и расходам.

     В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов — районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.[14, с. 163-164]

     В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные  финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует  активизации работы по внедрению  автоматизированных систем в различных  звеньях финансовой системы в  органической связи с АСФР Министерства финансов Беларуси.

       Большое значение применение  автоматизированных систем управления  имеет в страховании. Реализация  повышенных требований по совершенствованию  отношений страхования невозможна  без развития уже функционирующей  здесь системы АСУ-страхование.  В этой системе широко используется  математическая формализация (моделирование)  расчетов по определению как размеров страховых взносов, так и страхового возмещения.

     Однако  возможности АСУ нельзя преувеличивать, они не безграничны, поскольку есть еще такие задачи по управлению финансами, которые не поддаются формализации, т.е. их нельзя решить с помощью компьютера, они требуют опыта работников финансовых органов, традиционных методов  их работы. Например, АСУФ не может выполнять  совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах люди сами ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает  от человека. В них имеет место  постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов, но для этого требуется его высокая квалификация.

Информация о работе Управление финансами