Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности, методов и форм управления финансами, а также рассмотрение основных органов управления финансами в РБ, проанализировать проблемы и пути совершенствования управления финансами.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть сущность, методы и формы управления финансами;
2) дать характеристику основным органам управления финансами Республики Беларусь;
3) показать проблемы и пути совершенствования управления финансами.
Сформулированные выше задачи обусловили рассмотрение в данной курсовой работе трех блоков взаимосвязанных между собой вопросов и разделов.
Введение ………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы управления финансами………………... …………..6
1.1 Понятие, цели и задачи управления финансами……..………………… ....6
1.2 Методы и формы управления финансами………………..…………….......8
2 Органы управления финансами в Республике Беларусь……………….….13
2.1 Министерство финансов Республики Беларусь..........................................13
2.2 Министерство по налогам и сборам и другие органы управления финансами Республики Беларусь…………………………...............................17
3 Проблемы и пути совершенствования управления финансами..…………. 21
Заключение …………………………………………………………………. ....27
Список использованных источников ……………………………………....... 39
Еще одним органом управления финансами является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Важнейшими его задачами являются:
— обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов;
—
обеспечение соблюдения
законодательства Республики Беларусь
и международных договоров
— осуществление взаимодействия с налоговыми органами, таможнями, правоохранительными и другими государственными органами и ведомствами Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию инспекции.
В соответствии с возложенными задачами Государственный таможенный комитет РБ выполняет следующие функции:
— участие в разработке и реализации таможенной политики государства;
— обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;
— принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
— обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;
— защиты экономических интересов страны;
— применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
— взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
— участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;
— обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
— реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов. [13, с. 98]
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь для выполнения поставленных задач и реализации возложенных функций имеют следующие права:
— иметь доступ ко всем материалам структурных подразделений таможни и электронным базам данных, необходимым при осуществлении инспекционной деятельности проверяемых субъектов, за исключением материалов, использование которых ограничено актами законодательства Республики Беларусь;
— проводить таможенный контроль и входить на территорию и помещения любых лиц, где находятся или могут находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь;
— проверять бухгалтерские книги и другие регистры учета статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, счета и иные документы, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество проверяемых субъектов;
— вносить предложения проверяемому субъекту по устранению выявленных в ходе инспекционной деятельности нарушений и уплате таможенных платежей и сумм, взыскиваемых в порядке применения санкций, установленных нормативными правовыми актами и др.[9]
Управление
финансами в отраслевых министерствах,
государственных комитетах
На них возложено выполнение таких функций, как:
— составление сводных финансовых планов и прогнозов ведомству и контроль за их реализацией;
— проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;
— контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;
— контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;
— финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство финансовой деятельностью и т.п.
В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии — другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
управлением финансов в Республики
Беларусь занимаются такие важнейшие
органы как: Министерство финансов Республики
Беларусь, Министерство по налогам и сборам,
Государственный таможенный комитет,
финансовые отделы на предприятиях и других
структурах и т.д. Необходимо также отметить,
что финансовый аппарат как орган управления
финансами имеет исключительно важное
значение в общей системе управления.
Он ведет огромную работу по мобилизации
финансовых ресурсов любого предприятия,
министерства, ведомства, и, наконец, государства
в целом. Без финансовых ресурсов, как
известно, ни один субъект хозяйствования,
ни одно государство не может выполнять
свои функции.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Управление
финансами — важный составной
элемент общей системы
Однако существует ряд проблем, с которым сталкиваются при управлении финансами. Во-первых, трудоемкость сбора, обработки и анализа информации, на базе которой могут и должны выбираться оптимальные управленческие решения на макро- и микроуровнях. Во-вторых, встает вопрос о сложности финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам. В-третьих, в сфере финансовых отношений наиболее ярко и остро проявляются проблемы, порожденные недостатками в разработке вопросов в теории, методологии и методики такой важной области науки и прикладного функционального управления, как финансовый менеджмент.
С целью решения первых двух проблем в Республике Беларусь одним из основных направлений должно быть развитие автоматизированных систем в управлении финансами. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово -экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации на основе электронно-вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.
АСУ финансами — это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.[5, с. 27]
Применение
информационных технологий повышает эффективность
аналитической работы. Это достигается
за счет сокращения сроков проведения
анализа; более полного учета
влияния на результаты хозяйственной
деятельности и охвата факторов; замены
приближенных или упрощенных расчетов
точными вычислениями; постановки и
решения новых многомерных
В управлении государственными финансами используются АСФР. В частности, в системе Министерства финансов РБ функционирует АСФР, которая стала органической частью структуры финансовых органов. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и т.д. Ее применение требует совершенствования системы финансовых показателей, разработке методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов в народном хозяйстве, рациональное расходования финансовых ресурсов.
АСФР
обеспечивает выполнение многовариантных
расчетов проекта государственного
бюджета, его использование на всех
уровнях. Базируясь на ЭВМ, она осуществляет
эти расчеты в короткий срок, предлагая
оптимальные решения, тем самым
повышает качество планирования и исполнения
государственного бюджета. В ее четырех
подсистемах решается комплекс задач
по сводным расчетам бюджета, доходам
и налогам, расходу бюджетных
учреждений, финансам отраслей народного
хозяйства. Наряду с решением задач
в области планирования, АСУФ помогает
исполнению государственного бюджета
через составление росписи
В настоящее время актуальной задачей становится внедрение автоматизации финансовых расчетов в работу различных звеньев финансовых органов — районных и городских финансовых управлений (отделов), муниципальных образований. Практически такая работа начата внедрением в них автоматизированных рабочих мест инспекторов и экономистов с использованием в них микро-ЭВМ персонального пользования. Особенно это актуально для работников налоговых инспекций, имеющих дело с многочисленными, постоянно меняющимися данными деклараций о доходах населения.[14, с. 163-164]
В финансовой системе нашей страны получают дальнейшее развитие местные финансы в качестве ее перспективного самостоятельного звена. Это требует активизации работы по внедрению автоматизированных систем в различных звеньях финансовой системы в органической связи с АСФР Министерства финансов Беларуси.
Большое значение применение
автоматизированных систем
Однако
возможности АСУ нельзя преувеличивать,
они не безграничны, поскольку есть
еще такие задачи по управлению финансами,
которые не поддаются формализации,
т.е. их нельзя решить с помощью компьютера,
они требуют опыта работников
финансовых органов, традиционных методов
их работы. Например, АСУФ не может выполнять
совершенствование самих