Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:37, курсовая работа
Управление финансами, его объекты и субъекты. Нормативно – правовая база управления финансами в РФ. Финансовый аппарат управления финансами в странах с рыночной экономикой. Министерство финансов РФ, его структура, функции и роль в управлении финансами. Территориальные органы управления финансами.
Введение 3
1. Понятие управления финансами: основные цели, методы и средства управления финансами предприятий 5
1.1. Методы и цели управления финансов 6
1.2. Средства управления финансами 7
2. Правовое обеспечение системы управления финансов 9
2.1. Необходимость и содержание правового управления финансов 9
2.2. Правовые основы управления финансов в РФ 18
3. Система государственных органов управления финансами 25
3.1 Органы управления в зарубежных странах. 25
3.2. Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ. 26
3.3 Министерство финансов Российской Федерации. 28
3.4 Счетная палата РФ 32
3.5 Налоговые органы РФ 33
3.6 Федеральная служба налоговой полиции. 35
3.7 Государственный таможенный комитет РФ 35
Заключение 37
Список литературы: 38
В
сфере государственных и
Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.
Указы Президента РФ, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).
На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05.98 № 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
.
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На
общегосударственном уровне аппарат
управления финансовой системы включает
следующие органы: профильные комитеты
по бюджету, налогам , банкам и финансам
Государственной Думы и Совета Федерации;
Счетная Палата РФ; Министерство Финансов
РФ и его органы на местах; Центральный
банк РФ; Федеральная служба налоговой
полиции РФ; Государственный Таможенный
Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку
ценных бумаг; Министерство государственного
имущества; исполнительные дирекции внебюджетных
фондов социального назначения.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США - это Конгресс, в Великобритании- Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции- Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.
В
управлении финансами, как правило,
принимают участие различные
органы исполнительной власти. В США к
этим органам относится Министерство
финансов, Административно-бюджетное
управление при Президенте. Кроме того,
управление исполнением бюджета осуществляется
наряду с Министерством Финансов Таможенной
службой, бюро по алкогольным напиткам,
табачным изделиям и огнестрельному оружию.
В Великобритании главным исполнительным
органом управления выступает Казначейство.
Оно не только руководит разработкой и
исполнением государственного бюджета,
но и осуществляет контроль за расходованием
средств государственными предприятиями.
В исполнении бюджета участвует Управление
таможенных пошлин и акцизов. В Германии
главным органом управления финансами
исполнительной власти выступает Министерство
Финансов. Оно составляет проект бюджета,
осуществляет кассовое обслуживание бюджета,
контроль за его исполнением, регулирует
межбюджетные отношения и т.д. Во Франции
управление финансами осуществляет Министерство
экономики, финансов и бюджета. В его функции
входит не только разработка государственного
бюджета и контроль за его исполнением,
но и сбор налогов и пошлин.
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Совет
федерации и Госдума
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.
Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.
ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год»: ст.92 "Установить верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2000г.: по долговым обязательствам РФ – 648,3 млрд. руб.; по целевым долговым обязательствам РФ – 30 млрд. долговых рублей".
Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.
Право
на осуществление государственных
внешних заимствований
Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете.
ФЗ
«О федеральном бюджете на 1999 год»:
ст.103 "Установить предельный размер
государственных внешних заимствований
РФ на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США".
Основные положения и сущность функций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемся раскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:
-
разработка и реализация
-
составление проекта и
-
осуществление финансового
-
обеспечение устойчивости
Деятельность Министерства финансов РФ определяется и регулируется положением "О Министерстве финансов" утвержденным постановление Правительства РФ.
Согласно положению МФ РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Минфин
проводит в своей компетенции
комплексные ревизии и
Министерство финансов имеет право:
В соответствии с положением Министерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.
Центральный аппарат Министерства финансов включает следующие подразделения:
1)
Департамент бюджетной
2)
Департамент отраслевого
3)
Департамент межбюджетных
4)
Департамент управления
5)
Департамент управления
6)
Департамент аудита –
7)
Департамент бухгалтерского
Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений