Управление финансами в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы – исследование управления финансами на предприятии, а также проблемы его совершенствования в условиях рыночной экономики.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить сущность финансов;
Рассмотреть понятие финансовой работы и ее элементов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ 5
2. ФИНАНСОВАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕ¬НИЯ ФИНАНСАМИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Работа содержит 1 файл

курсач2.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

    Выработка форм финансовых отношений предполагает создание финансового механизма.

 

    

    1.2.  Органы управления финансами   

    Управление  финансами осуществляют специальные  органы. Существуют различные подразделения этих органов у разных авторов в зависимости от основных признаков положенных в основу деления. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:

  • органы общего управления;
  • органы оперативного управления;
  • органы отраслевого управления финансами.

    К органам общего управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

    Президент Республики Беларусь как, глава государства, исходя из, положений конституции и законов Республики Беларусь обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, на основе которых проводится финансовая политика.

    Президент Республики Беларусь, после принятия Парламентом, утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования, по финансированию государственных расходов, формированию и использованию внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и осуществляет контроль за эффективностью использования государственной собственности через комитет государственного контроля.

    Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет финансовое законодательство.

    Совет Министров Республики Беларусь выступает  как единый центр управления финансами.

    Органами  оперативного управления финансами  в Республике Беларусь являются: Министерство финансов, Министерство по налогам  и сборам, Государственный таможенный комитет. Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств.

    Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и нацеленных на получение максимального эффекта при минимуме затрат.

    Органы  оперативного управления призваны проводить  в жизнь выработанную органами законодательного управления финансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансовому планированию учету, анализу и контролю за финансовой деятельностью.

    Центральным органом управления финансами в  Республике Беларусь является Министерство финансов.

    Основными задачами Министерства финансов являются: обеспечение активного использования финансов для повышения эффективности производства, роста национального дохода, создание и развития прогрессивных рыночных форм и структур, разработки предложений по совершенствованию форм финансовых отношений между государством и предприятиями, учреждениями и гражданами, эффективное проведение в жизнь бюджетной и налоговой политики, контроль за соблюдением государственной и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах, разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в Министерствах и др. центральных органах управления, финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций, участие в организации инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь и регулирование внешней государственной задолженности, контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

    Министерство  финансов в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет многочисленные функции, к которым относятся: методическое руководство бюджетно-финансовой сферы в республике, изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета; организация работы по составлению проекта республиканского бюджета, определение порядка, сроков составления и предоставления Министерству финансов министерствами, ведомствами, исполкомами, предприятиями, учреждениями, организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработки проекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты; составление проекта республиканского бюджета и вместе с проектом закона о бюджете на очередной бюджетный год представление их в Совет Министров Республики Беларусь и др.

    Министерство  финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам; обеспечивает исполнение республиканского бюджета, осуществляет систематический контроль за исполнением бюджета, за соблюдением банками правил кассового исполнения бюджета, обобщает и анализирует информацию: исполнении бюджета, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением государственной валютной дисциплины и целый ряд других функций связанных с управлением финансами.

    Являясь центральным органом управления, Министерство финансов проводит свою деятельность через финансовые управления областных и городских исполкомов, организует финансовую деятельность подведомственных предприятий, объединений, организаций, учреждений и осуществляет контроль за их работой.

    Исходя  из многочисленных функций по управлению финансами, Министерство финансов наделено и большими правами. Министерство финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления предприятий, объединений, организаций и учрежден информацию об осуществлении финансовых операций формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материал необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной; финансовой дисциплины.

    Исходя  из решения новых задач, вытекающих из перестройки системы управления экономикой, правительство Республики Беларусь проводит периодическую реорганизацию, изменение структуры Министерства финансов. В настоящее время в составе Министерства имеются:

  • департамент государственных знаков;
  • главное управление бюджетной политики;
  • главное управление налоговой политики и доходов бюджета;
  • главное управление финансирования социальной сферы и науки;
  • главное управление финансов производственной сферы;
  • главное управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга;
  • главное управление ценных бумаг и денежно-кредитного регулирования;
  • главное управление финансирования государственных правоохранительных органов и обороны;
  • главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • главное управление страхового надзора;
  • главное государственное казначейство;
  • главное контрольно-ревизионное управление;
  • управление финансов агропромышленного комплекса;
  • управление аудита;
  • управление методологии бухгалтерского учета и отчетности;
  • управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;
  • управление информационного обеспечения и др.

    Каждое  управление осуществляет свою деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. Например, основной задачей главного управления страхового надзора является обеспечение выполнения всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании, защиты прав интересов страхователей, страховщиков и государства.

    Министерство  по налогам и сборам заменило прежний государственный налоговый комитет и функционально вошло в структуру Совета Министров. Основными направлениями его деятельности являются: контроль за соблюдением налогового законодательства; контроль за правильностью начисления государственных налогов, полнотой и своевременностью проведения хозяйствующими субъектами платежей в бюджет, подготовка налогового законодательства; подготовка и предоставление предложений в местные органы власти закрытию нерентабельных предприятий.

    К органам отраслевого управления финансами относятся: финансовые управления, финансовые отделы Министерств и, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

    Аппарат управления хозяйствующих субъектов  может быть представлен такими органами как: финансовый отдел, финансовая служба, финансовое управление, финансовая дирекция.

    В их задачи входит: планирование финансовых ресурсов; распределение выручки  от реализации продукции по соответствующим  фондам; управление кассовой наличностью; планирование структуры капитала; ведение бухгалтерского учета; решение вопросов дальнейшего развития предприятия.

    Если  предприятие относительно небольшое, то финансовых отделов или другие специализированных финансовых служб в структуре управления может не быть, а вышеперечисленные задачи по управлению финансами выполняет бухгалтерия.

    Исходя  из административно-территориального деления аппарат управления местными финансами (финансовые управления, отделы исполкомов областей, регионов, городов) решает вопросы финансовой деятельности на соответствующей территории. Его задачами являются: составление проектов бюджета данной территории и обеспечение его исполнения; финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов; организация финансовой деятельности; анализ и прогнозирование развития экономики и финансов, административной единицы; организация и проведение финансового контроля; организация учета и отчетности в области финансов, анализ состояния денежного обращения.

    Финансовая  деятельность государства местных  органов власти, хозяйствующих субъектов основана на принципах: законности; принцип разделения полномочий; плановости; гласности; социальной направленности финансовой деятельности, самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти.

    Принцип законности предполагает необходимость соблюдения всеми участниками финансовых отношений осуществляется на основе финансовых планов.

    Принцип разделения полномочий означает, что  финансовая деятельность осуществляется на основе распределения законодательной и исполнительной власти.

    Принцип гласности означает, что любые  нормативные акты, регламентирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Принцип социальной направленности финансовой деятельности вытекает из положений Конституции Республики Беларусь.

    Принцип самостоятельности финансовой деятельности местных органов власти означает, что бюджетное планирование доходов  и расходов осуществляется самостоятельно.

    Важное  место в системе управления финансами  занимает автоматизированная система управления финансами. Это позволяет быстро и в полном объеме обрабатывать необходимую для управления информацию, своевременно выработать научно-обоснованные управленческие решения в области финансовой деятельности.

    Например, автоматизированная система финансовых расчетов в составе Министерства Финансов Республики Беларусь решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета, доходам, налогам, расходам бюджетных организаций, финансам отраслей народного хозяйства. Работа по расширению автоматизации управления финансовой деятельностью на всех уровнях, в том числе и в налоговых инспекциях продолжается.

    Таким образом, управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

    Важнейшими  частями финансовой политики являются: бюджетная, ценовая, налоговая, кредитная политика.

    Объектом  управления финансы являются тогда, когда осуществляются стадии управления, как создание, проверка соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночной экономики