Управление финансами в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении системы управления финансами в Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели предполагается осуществить решение следующих задач:

рассмотреть сущность и цели управления финансами;
охарактеризовать структуру органов управления финансами;
определить цели, задачи и основные этапы финансового планирования и прогнозирования;
обосновать необходимость использования финансов для регулирования социально-экономических процессов;
перечислить финансовые регуляторы рыночного хозяйствования;
перечислить формы, методы и органы финансового контроля.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Сущность и цели управления финансами. Структура органов управления государственными финансами………………………………………………………. 5
2. Основные методы и формы управления государственными финансами …… 9
2. 1. Финансовое планирование, прогнозирование и программирование……. 9
2.2. Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Оперативное управление…………………………………………………………….. 13
3. Финансовый контроль ……………………………………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы……………………………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

курсовая управление финансами точно.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………… 3
1. Сущность  и цели управления финансами.  Структура органов управления  государственными финансами……………………………………………………….                      5
2. Основные  методы и формы управления государственными финансами …… 9
   2. 1. Финансовое планирование, прогнозирование и программирование……. 9
   2.2. Финансовое регулирование социально-экономических  процессов. Оперативное управление……………………………………………………………..               13
3. Финансовый  контроль ……………………………………………………………. 17
Заключение……………………………………………………………………………. 24
Список  использованной литературы……………………………………………….. 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Система управления финансами — это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

      Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

      Выбранная тема является особенно актуальной, так  как государственное управление финансами — одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства.

      Генеральная цель управления финансами — достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели управления финансами — сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

      Система управления финансами, являясь сложным  образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.

      Базой для обобщения теоретической  информации послужили научные труды таких ученых, как А.М Бабич, Л.А. Дробоздиной, Н.В. Милякова, М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, А.М.Ковалевой и других, перечень которых указан в библиографии.

      Теоретическая актуальность и практическая значимость выбранной темы предопределили цель и задачи данного исследования.

      Цель исследования состоит в изучении системы управления финансами в Российской Федерации.

      Для выполнения поставленной цели предполагается осуществить решение следующих задач:

  • рассмотреть сущность и цели управления финансами;
  • охарактеризовать структуру органов управления финансами;
  • определить цели, задачи и основные этапы финансового планирования и прогнозирования;
  • обосновать необходимость использования финансов для регулирования социально-экономических процессов;
  • перечислить финансовые регуляторы рыночного хозяйствования;
  • перечислить формы, методы и органы финансового контроля.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и цели  управления финансами. Структура органов управления государственными финансами 

      Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью  развития и совершенствования объекта [9, с. 1388]. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль над рациональным их использованием. На решение этой задачи и направлено управление финансами сложный процесс, представляющей единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «финансовая система» — совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система — «система финансов» — совокупность денежных отношений [6, с. 81]. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

      Финансовая  политика — это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

  • управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
  • общность функций всех финансовых учреждений;
  • общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления.

      Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

  • зависимость от конечной цели;
  • макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
  • соответствие интересам всех членов общества;
  • использование экономических законов;
  • учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

      Целью управления финансами  является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в конечном счете, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

      Конкретными методами и формами управления финансами  служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование;
  • финансовый контроль;
  • принятие финансового законодательства;
  • система методов мобилизации финансовых ресурсов.

      Система управления финансами представлена на рис. 1.

      В управлении государственными финансами  принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом [3, с. 31].

      Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д.

      Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые  платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.

      Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. 

Рис. 1. Система  управления финансами Российской Федерации  [6, с. 83] 
 

      В границах обозначенной компетенции Минфин РФ:

  1. осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  2. организует разработку федерального бюджетного плана;
  3. принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны;
  4. обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению.

      Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе:

  • получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
  • в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;
  • проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

      Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

      Федеральное агентство по управлению федеральным  имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

      Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового  рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

      Центральный банк РФ — важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.

      Счетная палата РФ осуществляет парламентский  контроль за федеральными денежными  средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.

      В субъектах РФ, их административно-территориальных  и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные методы  и формы управления  государственными  и финансами  

2. 1. Финансовое планирование, прогнозирование и                                        программирование 

      Неотъемлемой  частью финансовой деятельности государства  и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование.

      Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

      Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование — это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированной на достижение сбалансированности и пропорциональности между их денежными ресурсами и направлениями использования этих средств [3, с. 32]. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

      Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Информация о работе Управление финансами в Российской Федерации