Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, курсовая работа
Мировой финансово-экономический кризис диктует жесткие условия существования современных предприятий и организаций. Сложный финасовый климат, усиление конкурентной борьбы заставляет компании максимизировать собственную эффетивноть, при условиях необходимости сокращения издержек. В подобной ситуации управленческие решения должны безошибочны и максимально выверенны, что требует получения максимально точной аналитической информации. В условиях кризиса повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объекта, в бухгалтерском учете используется счет 02 «Амортизация основных средств».
Начисленная за отчетный месяц сумма амортизации отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) в зависимости от назначения соответствующих объектов основных средств
В процессе эксплуатации объекты основных средств изнашиваются, теряют свои первоначальные технические характеристики. Восстановление основных средств производится посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты на проведение всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) являются текущими, а на реконструкцию и модернизацию - относятся к капитальным вложениям. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Модернизация и реконструкция объектов основных средств может осуществляться во время капитального ремонта, поэтому важно разграничивать работы по капитальному ремонту и работы по реконструкции и модернизации.
Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Порядок отражения в учете расходов на ремонт основных средств зависит от способа его проведения (подрядный или хозяйственный) и способа включения фактически произведенных затрат в расходы по обычным видам деятельности, избранного организацией и закрепленного в учетной политике.
При подрядном способе стоимость ремонтных работ определяется суммой выставленных подрядными и прочими организациями счетов. В бухгалтерском учете на основании предъявленных подрядчиками документов стоимость работ отражается по дебету счета учета затрат, расходов на продажу в корреспонденции с дебетом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При хозяйственном способе затраты учитываются по элементам. Если в организации создано специальное подразделение для проведения работ по ремонту основных средств (ремонтный цех, мастерские и др.), фактически произведенные затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» по элементам затрат (стоимость израсходованных материалов, заработная плата работников подразделения, отчисления на социальное страхование работников, амортизация основных средств, часть общехозяйственных и общепроизводственных расходов), а затем включаются в расходы по обычным видам деятельности.
Способ
учета расходов на ремонт организации
выбирают самостоятельно и фиксируют
его в учетной политике для целей бухгалтерского
учета.
ПРИМЕР
Организация отремонтировала административное здание хозяйственным способом. Ремонт производился силами специализированного подразделения. Затраты на ремонт составили:
- стоимость израсходованных материалов - 30 000руб.;
-заработная плата работников ремонтного подразделения – 25 000 руб.;
- единый социальный налог – 8900 руб.;
- страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100 руб.;
- амортизация основных средств ремонтного подразделения -5000 руб.
В бухгалтерском учете организации сделаны следующие записи:
дт 23 кт 10 - 30 000 руб. - списана стоимость израсходованных на ремонт материалов;
дт 23 кт 70 - 25 000 руб. - начислена заработная плата работникам ремонтного подразделения;
дт 23 кт 69 - 9000 руб. (8900 + 100)- начислены единый социальный налог и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
дт 23 кт 02 - 5000 руб. - начислена амортизация по основным средствам ремонтного подразделения.
дт 26 кт 23 – 69 000 руб. (30 000 + 25 000 + 9000 +5000) - включены в расходы по обычным видам деятельности затраты по завершенному ремонту административного здания.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств, как правило, ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы». По кредиту субсчета 91 -1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств. По дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» списывается остаточная стоимость основных средств, производится начисление НДС в установленных главой 21 НК РФ случаях и других расходов, связанных с их выбытием. Финансовый результат от выбытия основных средств можно определить только по данным аналитического учета путем сопоставления дебетоового оборота по субсчету 91 -2 «Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91-1 «Прочие доходы». Это вызвано тем, что на счете 91 «Прочие доходы и расходы» кроме операций по выбытию основных средств отражается выбытие нематериальных активов, материалов, начисление операционных и внереализационных доходов и расходов.
Доходы
и расходы от списания объектов основных
средств с бухгалтерского учета подлежат
зачислению на счет прибылей и убытков
в качестве операционных доходов и расходов
(п. 31 ПБУ 6/01).
ПРИМЕР
В результате пожара сгорело деревянное здание склада готовой продукции. Первоначальная стоимость здания - 500 000 руб., амортизационные отчисления, начисленные за время его эксплуатации - 200 000 руб. Здание склада было застраховано на сумму 250 000 руб.
При разборке крыши склада получен металлолом на сумму 5000руб.
Начислена заработная плата работникам, занятым ликвидацией последствий пожара - 20 000 руб., начислен единый социальный налог в сумме 7120 руб., и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -60 руб.
В бухгалтерском учете организации списание сгоревшего здания склада, а также доходы и расходы, связанные с ликвидацией последствий пожара, отражены такими записями:
дт 01 субсчет «Выбытие основных средств» -т 01 «Основные средства» - 500 000 руб. - списана первоначальная стоимость здания склада;
дт 02 кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 200 000 руб. - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;
дт 99 кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 300 000 руб. (500 000 - 200 000) - отражена остаточная стоимость сгоревшего здания;
дт 10 кт 99 - 5000 руб. - оприходован металлолом, полученный в результате разборки крыши;
дт 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» к-т 99 - 250 000 руб. - отражена сумма страхового возмещения;
дт 99 кт 70 - 20000 руб. - начислена заработная плата работникам, занятым ликвидацией последствий пожара;
дт 99 кт 69 - 7180 руб. (7120 + 60) - начислен единый социальный налог и страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, в своей совокупности они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощность предприятия. На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические свойства; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего использования.
Рассмотренные
мной примеры учета основных средств
позволяют создать