Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 20:10, контрольная работа
Решение крупных экономических, социальных и демографических задач требует комплексного подхода при подготовке плановых и проектных работ. Для этих целей составляются комплексные планы экономического и социального развития административно-территориальных единиц, в первую очередь городов, где сосредоточены почти весь промышленный потенциал и социально-бытовая инфраструктура.
Территориальное
сводное финансовое
планирование.
Решение
крупных экономических, социальных
и демографических задач
Для
обеспечения финансовыми
Однако финансовый аспект в них отражен весьма слабо. В лучшем случае в некоторых из них дается объем капитальных вложений, необходимых для расширения сети объектов производственного и непроизводственного назначения. Другие же финансовые аспекты, в том числе такие важные, как источники капитальных вложений, расходы на содержание этих объектов и источники их покрытия, остаются неосвещенными.
В отличие от сводного финансового планирования на общегосударственном уровне, которое базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, сводный финансовый баланс территорий составляется сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйствах, подведомственных республиканским исполнительным органам власти.
Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, O.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.
Сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г. Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в нашей стране «Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города» прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного и районного уровня. В середине 80-х гг. такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.
Товарно-денежный характер экономики предполагает, что любой хозяйственный план, являющийся основой экономического управления, должен иметь и стоимостное выражение, т. е. отражать затраты и источники их покрытия. Стоимостное выражение хозяйственной деятельности выявляет эффективность либо возможность и обеспеченность финансовыми ресурсами (при сметном методе) экономической деятельности. Чем шире и сложнее хозяйство, охватываемое планом, тем более необходим тщательно отработанный стоимостной план.
Выполнение
плана комплексного развития региона
требует концентрации всех ресурсов,
имеющихся на его территории, поэтому
возникает необходимость
Исходя из задач, стоящих перед территориальными сводными финансовыми балансами, и объема охватываемых ими ресурсов, следует выделить два основных их вида.
Остановимся более подробно на сводном финансовом плане второго типа. Его основной задачей является определение объемов финансовых ресурсов, созданных и поступивших в регион и использованных на его территории как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых территориальным бюджетом, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий и организаций.
В процессе составления и выполнения финансового баланса региона должны быть обеспечены:
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого в регионе уровня их мобилизации и использования, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.
Определенная потребность в финансовых ресурсах сопоставляется с утвержденными выше планами финансирования хозяйственных и социально-культурных мероприятий, разрабатываются и вносятся предложения в адрес вышестоящих руководящих органов, а также министерств и ведомств о внесении коррективов в планы финансирования.
Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
• достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;
• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;
• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
• повысить качество бюджетного планирования;
• скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
• концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;
• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
• наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
Объектом территориального сводного финансового планирования является, как уже отмечалось, совокупность денежных средств, аккумулируемых и используемых в пределах региона. В отношении того, какую часть стоимости совокупного общественного продукта охватывает территориальный сводный финансовый план, следует отметить, что он должен учитывать национальный доход, созданный и используемый на территории региона, и часть национального дохода, созданную за пределами региона, но поступающую на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Следовательно, в доходную часть такого баланса включаются средства, созданные в регионе, но направляемые в вышестоящие бюджеты, централизованные бюджетные фонды.
Основой составления территориального сводного финансового плана является балансовый метод. Его использование позволяет установить взаимозависимость стоимостных показателей, выявить возможные диспропорции в плановых разработках.
Территориальный сводный финансовый баланс не является оперативным финансовым планом и не подменяет оперативных планов финансово-кредитной системы (бюджета, кредитного плана банков, финпланов предприятий и др.). С его помощью осуществляется увязка всех звеньев финансово-кредитной системы, предопределяются общие рамки и структура ее оперативных планов.
Одной из главных задач территориального сводного финансового планирования является определение объема финансовых ресурсов региона. Следует отметить несколько вариантов определения параметров финансовых ресурсов, охватываемых территориальным финансовым балансом:
Первый вариант неизбежно приводит к неоправданному увеличению объема доходной части финансового баланса, так как дважды будут учитываться одни и те же средства – сначала в натуральном, затем в стоимостном выражении (например, продукция выраженная в ценах, и та же продукция в виде налога с оборота, прибыли). Второй вариант также мало приемлем из-за невозможности в настоящее время достичь необходимого уровня постановки учета, народнохозяйственного и финансового планирования. Кроме того, такой план был бы не финансовым балансом, т. е. планом доходов и расходов, а как бы сводным бухгалтерским балансом. Поэтому отдается предпочтение третьему варианту, при котором территориальный сводный финансовый баланс охватывает только круг денежных отношений, отражающихся в финансовых планах предприятий, в бюджете в плане социального страхования. Такой состав показателей территориального сводного финансового баланса обусловлен необходимостью соблюдать его методологическое единство с балансом финансовых ресурсов государства.
Доходная и расходная части сводного финансового баланса строятся не на механическом сложении доходных и расходных статей отраслевых финансовых планов, местного бюджета и др., а на разделении их показателей на те, которые отражают аккумуляцию и направление средств в пределах региона, и те, которые отражают средства, уходящие за его пределы. Необходимо учитывать опасность двойного счета; для этого в территориальном сводном финансовом балансе должны быть особо отражены все расчеты, происходящие между отдельными финансовыми институтами, и взаимные вложения различных отраслей хозяйства.
Увязка показателей территориального сводного финансового баланса с показателями плана комплексного развития региона возможна лишь по отдельным разделам, содержащим в основном стоимостные показатели. Прежде всего, это касается плана капитальных вложений. Размер капитальных вложений по плану комплексного развития региона должен совпадать с их размером по региональному сводному финансовому балансу. Таким образом, сводный финансовый баланс территории является разделом плана экономического и социального развития региона и отражает экономические отношения, возникающие в процессе образования фондов денежных средств по всем предприятиям и организациям независимо от подчиненности и их использования на цели производственного и социального развития. Общая схема территориального сводного финансового баланса представлена в табл. 1.
Информация о работе Территориальное сводное финансовое планирование