Теория государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Содержание

Введение
1. Сущность и необходимость финансов
2. Финансовая система, ее звенья
3. Финансовый контроль. Управление финансами
3.1.Финансовый контроль
3.2. Управление финансами
4. Теории государственных финансов
4.1. Финансовая теория Дж.М.Кейнса
4.2. Теория "неоклассического синтеза"
Заключение
Литература


Введение

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового  контроля являются практически все  операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и  т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия  и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности  пропорций распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие

сбалансированности  между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства; обеспечение  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через  общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных

предприятий, учреждений.

В России выполнение задач организации, осуществления  и контроля за

исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации возложено  на казначейство.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и  учреждений (бухгалтерии,  финансовые отделы и т. д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные  и консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений,  учредительских  документов и т. д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

По приемам  и способам осуществления финансового  контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии. 

                           
 
 
 

    3.2.Управление финансами   

Согласно определению, управление - это совокупность приемов  и методов

целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного

результата. Управление финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий

(организаций,  учреждений), страховые отношения,  государственные финансы. Им соответствуют  следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

В управлении финансами  выделяют несколько функциональных элементов:

планирование, оперативное  управление, контроль.

Объектом финансового  планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы  отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Финансовые планы  имеют все звенья финансовой системы, причем форма

финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена  финансовой системы. Так предприятия  и организации, функционирующие  на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает

состояние своих  финансов, выявляет возможности увеличения финансовых

ресурсов, направления  их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких”  мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как  элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет  сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный  подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Теории государственных  финансов

4.1. Финансовая  теория Дж.М.Кейнса

Финансовая концепция  Дж.М.Кейнса исходит из следующих  основных положений.

1. Все важнейшие  проблемы расширенного воспроизводства  следует решать не с позиций изучения предложения ресурсов, как это делали его предшественники, а с позиций спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

2. Капиталистическая  экономика не может полностью  саморегулироваться. В условиях  огромного обобществления труда и капитала вмешательство государства неизбежно.

Государственное регулирование должно существенно  дополнить механизм автоматического  регулирования экономики с помощью  цен.

3. Экономические  кризисы перепроизводства выступают  на поверхности явлений как  недостаток спроса, поэтому проблему равновесия в экономике следует решать с точки зрения спроса. Для этого Кейнс вводит термин "эффективный спрос", который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

4. Главным инструментом  регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику в целом возлагаются задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

На основе идеи об "эффективном спросе" была пересмотрена вся финансовая концепция. Основной инструмент правительственного вмешательства в циклическое развитие и преодоление кризисов - государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Кейнс считал весьма важным фактором достижения "эффективного спроса". Правительственный спрос, обеспеченный налогами и займами, должен оживить предпринимательскую деятельность и привести к росту национального дохода и занятости. Так же как государственные расходы, Кейнс вписывает в движение макропоказателей и налоги, считая, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса: личное и инвестиционное потребление. Новым является и введенное Кейнсом в теорию государственных финансов положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов.

Последователи Дж. Кейнса назвали его "принципом  дефицитного финансирования". По мнению Дж. Кейнса, государственные  инвестиции и текущие расходы  можно финансировать в долг. Правительственные  инвестиции, финансируемые посредством  займов, приведут к расширению "склонности к инвестированию", а финансирование текущих расходов приведет к увеличению "склонности к потреблению". Со времени Кейнса обязательное соответствие бюджетных расходов и доходов стало считаться анахронизмом, с концепцией "здоровых финансов" было покончено. Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения "эффективного спроса", а дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.

Таким образом, Дж.Кейнс разработал принципиально новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики в условиях государственно-монополистического капитализма. Финансовая политика была осуществлена на практике последователями Дж.Кейнса (в США - Р.Харродом, А.Оукеном, У.Хеллером, в Великобритании - Дж. Вайсманом, во Франции - Ф.Перру, в Японии - К.Эми, X.Ито и другими). В 40-60-е годы она имела успех и определенные положительные результаты.

Информация о работе Теория государственных финансов