Теории государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 16:03, контрольная работа

Описание работы

В первой половине ХХ в. великий Дж. М. Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого.

Содержание

Сущность теорий государственных финансов ……………………………….. 3
Понятие теорий государственных финансов …………………………………. 5
Необходимость теорий государственных финансов ……………………… .. 12
Список литературы ……………………………………………………………. 14

Работа содержит 1 файл

Реферат по финансам.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

 Теории  государственных  финансов российских экономистов. Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале XIX века.  В этот период появляются первые крупные работы в области финансов. Начало русской финансовой науке положила работа Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (издана в 1818 г.), в которой впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны.

 Расцвет российской финансовой науки пришелся на конец XIX – начало ХХ вв., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др.

 Российские  ученые-финансисты разрабатывали как  теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического  подхода, сторонниками теории «Удовлетворения коллективных потребностей». Особенно ярко это проявилось в учебнике И. Озерова «Основы финансовой науки».

 В этот же период развивалось социал-демократическое  течение в экономической науке. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин (1870 – 1924). Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина – критика финансовой политики России. В 1917 г. В.И. Лениным разрабатывается экономическая платформа партии большевиков, которая была принята VI съездом РСДРП (б). Она предусматривала национализацию и централизацию банковского дела, национализацию страхового дела, прекращение выпуска бумажных денег, отказ от уплаты внешних и внутренних долгов и т.д.

 С переходом к директивным методам управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей преимущества советских финансов над финансами капиталистических государств. Период становления этой науки был достаточно длительным – с конца 1920 до начала 50-х гг. В первый период (1926 – 1931 гг.) в основном разрабатывались частные вопросы финансов, которые возникали в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А. Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова. Второй период развития советской финансовой науки (1931 – 1956 гг.) характеризуется становлением единых взглядов на предмет финансов. Классиком этого периода – В. Дьяченко, в своих многочисленных работах разработавший основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы.

 Одновременно  с развитием теории финансов в  конце 1950 – начале 60-х гг. появился принципиально новый вид прикладных финансовых исследований. Если в 1930 – начале 50-х гг. работы, посвященные организации финансовых отношений на практике, носили в основном описательный или хвалебный характер, то после начала хозяйственной реформы 1960-х гг. были опубликованы серьезные работы, носящие критический характер и содержащие разработки по совершенствованию отдельных финансовых инструментов. В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, к которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятия. Фактически впервые были изучены содержание финансовых ресурсов, управление финансами предприятий. Работы А. Бирмана дали толчок исследованию финансов предприятий в работах экономистов 60 – 80 гг. (П. Бунич, Г. Базарова, В. Сенчагов, С. Ситарян, М. Романовский и др.).

 Характеризуя  современное состояние финансовой науки в России, следует отметить практическое отсутствие глубоких теоретических и практических трудов в этой области. Работы некоторых авторов носят скорее описательный, чем методологический и методический характер, другие – направляют свои усилия на адаптацию существовавших воззрений и инструментария к современным условиям, работы третьих являются компилятивным изложением трудов зарубежных авторов. 
 
 

 Необходимость теорий государственных  финансов 

 В завершение всего сказанного выше можно сделать  выводы:

  1. Финансовая наука имеет богатейшее многовековое теоретическое наследие, созданное трудом многих поколений выдающихся ученых стран Запада и России. И ни одно из направлений новейших исследований и практического законодательства в сфере государственных финансов и не может иметь место без учета основных положений базовой теории.
  2. Первый кризис в истории экономической мысли, постигший экономическую науку в 30-е гг. ХХ в., объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной экономики. Кейнсианская модель дала толчок развитию всех последующих современных экономических школ на новой теоретической основе.
  3. С середины 1970-х гг. радикально изменившаяся экономическая ситуация и совершенно новые проблемы перестали умещаться в рамки прикладных кейнсианских разработок, и западной экономической мысли пришлось преодолевать второй кризис общей теории в ХХ веке. Сфера государственных финансов не привлекала внимания авторов, предлагающих новые модели регулирования, но объективно находилась под пристальным вниманием общества. Понимание этой объективной реальности натолкнуло экономическую мысль Запада на создание новой науки – экономики общественного сектора, которая развивает теорию государственных финансов в целях применения этой мощной системы в условиях уже смешанной экономики.
  4. Переход мировой экономики в стадию ее более тесного интегрирования (глобализации) пока не дал новых радикальных, законченных и отработанных теорий, но по логике предыдущих событии в сфере мировой экономической мысли они непременно должны появиться. К концу второго тысячелетия уже известны результаты воздействия основных экономических идей, из тех, которые «правят миром». Самые масштабные из них – марксистская и кейнсианская с современными модификациями. Интересно, что оба противоположных направления отражают одну объективную потребность дальнейшего общественного развития – выхода из узких рамок жесткого рыночного диктата к социально ориентированной экономике.

 Вместо  заключения можно привести высказывание одного выдающегося представителя  современной экономической науки  Дж. Гэлбрейта, который говорит о воздействии реального мира на становление идей: «На деле экономические идеи всегда являются продуктом своего времени и места возникновения, их нельзя рассматривать независимо от того мира, который они объясняют, а этот мир постоянно меняется, соответственно и экономические теории, если они призваны отвечать своим целям, должны меняться».

 Очевидно, можно сделать вывод о постоянно  меняющейся парадигме финансовых теорий, которая следует за постоянно  изменяющимися условиями развития экономики. Начало XXI века характеризуется ускорением этих изменений в связи с процессами глобализации, принципиально новыми информационными технологиями, оказывающими прямое воздействие на возможности регулирования, как государственных финансов, так и рыночного движения капитала. Финансовые теории не существуют «сами по себе», они всегда служат основой, фундаментом выбора того или иного направления финансовой политики, соответствующей конкретным целям и задачам, стоящим перед государством.

 Итак, назначение финансовых теорий – это  формирование соответствующего теоретического фундамента финансовой политики государства, адекватной внутренним и внешним задачам и условиям его развития.  

  

    
 

 Список  литературы 

  1. Финансы / Под. ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 703 с.
  2. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под. ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 639 с.
  3. Финансы: в вопросах и ответах. Учеб. пособие / С.А. Белозёров (и др.); под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалёва. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 272 с.
  4. Финансы / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – 2-е изд. – М.: Юрайт – Издат, 2006. – 462 с.
  5. Финансы / Под ред. проф. В.В. Ковалёва. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 512 с.
  6. Финансы / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
  7. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 504 с.
  8. Финансы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Д. Фетисова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 335 с.
  9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалёвой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.
  10. Государственные и муниципальные финансы России: Учебное пособие / Л.С. Гринкевич и др. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  11. Финансы. Учебник / Под ред. В.В. Ковалёва. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 640 с.
  12. Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт – М, 2004. – 504 с.

Информация о работе Теории государственных финансов