Теоретические основы привлечения прямых иностранных инвестиций на промышленные предприятия Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является обоснование сущности и роли прямых иностранных инвестиций в деятельности промышленных предприятий Украины.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
- исследованы исторические предпосылки привлечения прямых иностранных инвестиций;
- систематизированы дискуссионные подходы к методам привлечения ПИИ в экономику Украины;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Исторические аспекты иностранного инвестирования в
Украину………………………………………………………… 5
Глава 2. Дискуссионные подходы к методам привлечения прямых
иностранных инвестиций на промышленные предприятия
Украины……………………………………………………….. 15
Глава 3. Роль прямых иностранных инвестиций в экономике
Украины……………………………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………………………. 32
Список использованных источников…………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

Страна

Приток прямых иностранных инвестиций за 1999-2008 гг.

Накопленный объем  прямых иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2009, в расчете на душу населения 

Россия

203616

1511

Польша

113069

4235

Турция

81146

945

Чехия

70670

11083

Румыния

54092

3364

Венгрия

47488

6359

Болгария

41598

6060

Украина

39711

1021

Словакия

27076

8506

Хорватия

22981

7023


 

Приведенные в таблице 2.1 данные, взяты из материалов Конференции  ООН по торговле и инвестициям 2009 года [19, с.33].

Для привлечения иностранных  инвестиций используются налоговые, финансовые и нефинансовые методы стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций.

Налоговые методы:

- налоговые каникулы;

- инвестиционные скидки;

- налоговый кредит;

- ускоренная амортизация;

- инвестиционные субсидии;

- льготы косвенного налогообложения, в частности сниженные ставки таможенных пошлин.

Финансовые методы стимулирования иностранных инвестиций: субсидии, займы кредита. Связь финансовых стимулов с выполнением инвесторами  конкретных задач.

Нефинансовые методы: развитие законодательной базы и  инфраструктуры, создание свободных  экономических зон (СЭЗ).

Необходимо отметить еще один немаловажный фактор - для  того чтобы успешно развиваться  в долгосрочной временной перспективе, недостаточно только привлечь инвестиции, куда более важно создать необходимые условия, чтобы инвесторы в последующем в массовом порядке не хотели покинуть страну, а продолжали в долгосрочной перспективе инвестировать свои капиталы в необходимых объемах. Например, в том же Китае уже более 10 лет среднегодовой приток ПИИ превышает $40 млрд.

К сожалению, для своей  инвестиционной привлекательности  Украина делает очень мало. Именно поэтому привлеченные за все годы независимости иностранные инвестиции в нашу страну, пока не дотягивают даже до инвестиционного потока, который получал Китай всего за один год еще в прошлом десятилетии. Если же еще учесть, что около 25% иностранных инвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически от наших сограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет и совсем уж мизерным.

Согласно оценке специалистов Европейского центра исследований, предпринимательский  риск инвестиций в Украину составляет 80%. Именно он обусловливает незначительный поток прямых инвестиций. В мировом потоке прямых инвестиций на экономику Украины приходится около 1%, а это очень мало.

Среди причин, которые  препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в экономику Украины, иностранные  компании называют: кризис в финансово-экономической системе Украины, отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов, политическую нестабильность, отсутствие реальных государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности.

Правительства государств могут стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций по разным причинам, в зависимости от их цели. Например:

- увеличение занятости и социальной стабильности (Франция, Великобритания);

- реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла);

- развитие экспорта и заимствование профессиональных навыков (Китай);

- развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия);

- давление международных "доноров", таких как МВФ (Индия, Филиппины);

- потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия)

часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.

В настоящее время  трудно найти более противоречивый объект для обсуждения, чем прямые иностранные инвестиции. Сторонники усиления экономической интеграции посредством свободной торговли и ПИИ столкнулись с жестким сопротивлением со стороны политиков, желающих защищать отечественную промышленность, ограничивая влияние и деятельность мульти-национальных компаний.

В подавляющем большинстве  стран мира сложилось благожелательное отношение к иностранным инвестициям. Тем не менее, почти всюду существуют определенные ограничения деятельности иностранного капитала, во многих странах процедура создания и регистрации компаний с зарубежным капиталом связана с их проверкой.

Определяющей задачей  государственной политики в сфере  инвестиционной деятельности является формирование благоприятного инвестиционного  климата.  

Инвестиционный климат – совокупность экономических, правовых, регуляторных, политических и других факторов, которые, в конечном счете, определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.   

Основными актами законодательства, влияющими на инвестиционный климат в Украине, являются:  

- Конституция Украины;

- Хозяйственный, Гражданский, Земельный кодексы Украины;

- Законы Украины: «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», «О хозяйственных обществах», «О государственном регулировании рынка ценных бумаг», «О залоге», «О защите иностранных инвестиций в Украине», «О режиме иностранного инвестирования», «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения», «О внешнеэкономической деятельности», «Об инвестиционной деятельности» и другие [15, с.14].

Факторы, влияющие на иностранные  инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив положительные  и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для зарубежных инвесторов, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции

Преимущества  для прямых иностранных инвестиций

Препятствия для  иностранных инвесторов

Географическое положение в Европе

Отрицательный международный рейтинг Украины

Большое население

Отсутствие  политической ответственности государства

Благоприятные природные условия

Нет стабильности в законодательстве

Большой по размерам рынок

Бюрократический аппарат с низким уровнем доходов

Неразвитая  производственная и социальная инфраструктуры

Отсутствие  инициативы принятия решения

Высокий уровень  образования населения

Длительный  срок рассмотрения документов для регистрации  совместных предприятий

Уровень квалификации рабочей силы, в том числе инженерно-технических работников

Низкие темпы  приватизации

Низкий уровень  заработной платы

Отсутствие  государственных гарантий для иностранных  инвестиций, которые могли бы защитить в суде

Социальная  незащищенность работников

Сложная и дорогостоящая  процедура получения въездных виз  и пограничный контроль

Низкий уровень  конкуренции в стране

Трудности при  получении разрешения на трудовую деятельность

 

Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие  налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)

 

Нарушения договоренностей  о встречах с представителями  государственных структур или предприятий  Украины

 

Неразвитый  внутренний финансовый рынок

 

Недостаточно  развитые и дорогие услуги инфраструктуры


 

Инвестиционный климат напрямую влияет на рейтинг инвестиционной привлекательности государства. На сегодня Украина в этом рейтинге занимает 152 место среди 183 стран мира [19, с.40]. В приведенной ниже таблице этот рейтинг представлен по категориям.

Таблица 2.3

Влияние инвестиционного  климата на рейтинг инвестиционной привлекательности государства

Бизнес 2012 Рейтинг

     Бизнес 2011 Рейтинг

Изменение рейтинга

152

149

Бизнес 2011 Рейтинг

Бизнес 2011 Рейтинг

Рейтинги по категориям

DB 2012 Рейтинг

149

149

Регистрация предприятий 

112

118

6

Получение разрешений на строительство 

180

182

2

Подключение к системе  электроснабжения

169

169

Нет изменений 

Регистрация собственности 

166

165

-1

Кредитование 

24

21

-3

Защита инвесторов

111

108

-3

Налогообложение

181

181

Нет изменений

Международная торговля

140

136

-4

Обеспечение исполнения контрактов

44

44

Нет изменений 

Разрешение неплатежеспособности

156

158

2


 

Исходя из приведенных  данных, видно, что инвестиционный климат в Украине остается недостаточно привлекательным и требует радикального улучшения [11, с.5]. Политика руководства страны должна быть направлена на постоянное и неуклонное улучшение ситуации, чтобы у инвесторов появилась уверенность в том, что общая макроэкономическая ситуация в Украине стабилизируется.

ГЛАВА З. РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В        ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ

 

Украина, несмотря на довольно мощный потенциал и конкурентные преимущества отдельных отраслей и  предприятий (Государственное предприятие «Антонов», Государственное предприятие «Конструкторское бюро „Южное“ им. М. К. Янгеля» и др.), не всегда в полной мере использует имеющиеся благоприятные факторы. В тоже время состояние многих отраслей национальной экономики, условия ведения бизнеса, стратегии развития большинства отечественных предприятий и другие факторы обусловили низкую конкурентоспособность отечественных товаров. Как следствие, в структуре товарного экспорта преобладают сырье и продукты первичной обработки, а на украинском рынке готовой продукции значительная доля принадлежит товарам иностранного производства, что свидетельствует о техническом и технологическом отставании национальной экономики [1,с.41].

Главной задачей государства  на современном этапе развития украинской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.

Иностранные инвестиции для Украины на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как фактор стабилизации и подъема отечественной экономики. Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, это медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов.

Очень мал объем иностранных  инвестиций "новых индустриальных государств" (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с  переходной экономикой, менее опасающихся  инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности.

Для оживления экономики  и предпринимательской деятельности необходимо стимулирование со стороны государства: приобретение предпринимателями новых современных средств производства, создание новых производств, приобретение новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях экономики – это одна из основных задач государства.

На 1 января 2010 г. в экономику Украины иностранными инвесторами внесено 40 026,8 млрд. долл. США.

Информация о работе Теоретические основы привлечения прямых иностранных инвестиций на промышленные предприятия Украины